Зависимость времени боевого развертывания от размещения боевого расчета на основном пожарном автомобиле

Зависимость времени боевого развертывания от размещения боевого расчета на основном пожарном автомобиле

В данной статье рассмотрен процесс боевого развертывания первичным тактическим подразделением пожарной охраны (далее-боевого расчета) на основном пожарном автомобиле. На основе собранной информации и проведенного эксперимента, предложен способ размещения боевого расчета на пожарной автоцистерне для снижения времени боевого развертывания, подачи первого ствола, в целях уменьшения времени свободного развития пожара.

Авторы публикации

Рубрика

Пожарная безопасность

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (66), май ‘22

Дата публицакии 21.05.2022

Поделиться

Развитие пожара — это изменение его параметров во времени и в пространстве от начала возникновения до полной ликвидации горения. В развитии пожара различают три периода: свободного развития tсв локализации tлок и ликвидации tлик пожара.

В первый период развитие пожара происходит беспрепятственно от начала его возникновения до принятия начальных мер по тушению (подачи первого ствола). Этот период характеризуется ростом площади пожара, выгоранием

пожарной нагрузки, нагревом строительных конструкций, их обрушением, возможностью взрывов и других опасных факторов пожара.

По формуле 1 можно проследить зависимость времени свободного развития пожара от времени боевого развертывания [1].

tсв = tобн + tс + tсб + tсл + tр (1)

где: tобн – время до сообщения о пожаре;

tс – время сообщения о пожаре;

tсб – время сбора личного состава по тревоге;

tсл – время следования на пожар;

tр– время боевого развертывания.

Как видно из формулы, время боевого развертывания прямо пропорционально времени свободного развития пожара.

Важными факторами, влияющими на данный промежуток времени развертывание магистральной и рабочей рукавной линии с подачей ствола «Б» в очаг пожара, зависит от подготовки боевого расчета отделения к выполнению предварительного боевого развертывания [2]. С учетом размещения пожарно-технического вооружения (далее-ПТВ), и посадки пожарных в кабине боевого расчета пожарной автоцистерны.

Рассматривая вышеперечисленные факторы, учитывая численность и подготовку боевого расчета, можем предположить – что сократить время боевого развертывания возможно, если изменить посадку пожарных в кабине боевого расчета пожарного автомобиля. Так как изменение размещения ПТВ на пожарных автомобилях не всегда соответствует установленным требованиям нормативно-технической документации, так же необходимо отметить об укомплектовании пожарных автомобилей ПТВ и аварийно-спасательном оборудовании до 2006 года выпуска и после 2006 года

Рассмотрим на примере размещения пожарных в кабине боевого расчета пожарной автоцистерны АЦ 3.2-40/4 (43265)

На рисунке 1 представлена пожарная автоцистерна АЦ 3.2-40/4 (43265) с открытыми отсеками, в которых размещается ПТВ. При проведении боевого развертывания задействованы только три вида пожарного оборудования – напорные рукава, трехходовое разветвление и пожарный ствол [3].

Рисунок 1 – Пожарная автоцистерна АЦ 3.2-40/4 (43265)

Посадка личного состава производится согласно табелю боевого расчета отделения на основном пожарном Автомобиле [4]. Посадка личного состава представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Размещение пожарных на пожарной автоцистерне

АЦ 3.2-40/4 (43265) согласно табелю боевого расчета

Рассмотрев размещение ПТВ в пожарных отсеках, посадку боевого расчета в кабине боевого расчета пожарной машины, предлагаем изменить посадку личного состава в кабине боевого расчета для более эффективного проведения предварительного боевого развертывания.

При проведении предварительного боевого развертывания от пожарной автоцистерны АЦ 3.2-40/4 (43265) согласно табелю боевого расчета пожарные № 3 и № 4 прокладывают магистральную рукавную линию вместе с разветвлением. Данное оборудование размещено в отсеке № 2 – напорные рукава диаметром 77 мм, в отсеке № 3 – трехходовое разветвление РТ-70 и РТ-80. Пожарный № 1 вместе с пожарным № 2 прокладывают рабочую рукавную линию и работают со стволом. Данное ПТВ размещено, в отсеке № 2 – напорные рукава

диаметром 51мм, в отсеке № 3 – пожарные стволы. Учитывая размещение ПТВ и обязанности личного состава боевого расчета при проведении предварительного боевого развертывания, рекомендуемый вариант размещения пожарных представлен на рисунке 3 – пожарный № 3 садится с левой стороны, пожарный № 4 садится с правой стороны, пожарный № 1 садится вторым с левой стороны, пожарный № 2 вторым с правой стороны. Как показали проведенные эксперименты по отработке норматива по боевому развертыванию проведенные в одном из подразделений пожарной охраны, снижение времени составило порядка 10 сек (таблица №2). Учитывая размещение ПТВ в отсеках данного пожарного автомобиля и обязанности табеля боевого расчета личного состава.

Рисунок 3 – Рекомендуемая посадка боевого расчета

на пожарной автоцистерне АЦ 3.2-40/4 (43265)

Эффективность данной посадки обусловлена, учитывая размещения ПТВ на пожарной автоцистерне и обязанности личного состава отделения согласно табеля боевого расчета, более быстрым проведением боевого развертывания за счет сокращения времени.

Исследование было проведено в пожарно-спасательной части (далее-ПСЧ). В ПСЧ на практическом занятие пожарно-строевой подготовки по отработки норматива № 7.8 развертывание от пожарной автоцистерны с подачей одного ствола «Б» с целью сравнить два вида размещения боевого расчета – посадка боевого расчета согласно табеля боевого расчета отделения на пожарной автоцистерне и предложенная посадка боевого расчета на пожарной автоцистерне [5]. Для каждого варианта было использовано по две попытки.

Результаты отработки данного норматива представлены в таблице 1 с учетом что один и тот же личный состав выполнял данные нормативы через определенные промежутки отдыха

Таблица 1.

Результаты исследований

Исследование показало, что при предлагаемой посадке боевого расчета на пожарной автоцистерне время боевого развертывания снизилось, чем при посадке боевого расчета согласно табеля боевого расчета отделения на пожарной автоцистерне. Это доказало, что изменение в посадке боевого расчета уменьшает время боевого развертывания, из условия следует:

 

Боевое развертывание будет стремится к минимальному значению в том случае, если будет проводится быстрее, чем установлено в нормативно-правовых документах. Согласно проведенному исследованию – можно сделать вывод что на время уменьшения свободного развития пожара будет влиять не только практические навыки пожарных при боевом развертывании, но и место их размещения в кабине боевого расчета пожарного автомобиля.

Список литературы

  1. Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны: приказ МЧС России от 20.10.2017 г. № 452 // Министерство юстиции РФ. – 2018. – № 50452.
  2. Иванников В.П. Справочник руководителя тушения пожара / В.П. Иванников, П.П. Клюс. – М. : Стройиздат, 1987. – 155 с.
  3. Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушений пожаров и проведения аварийного-спасательных работ: приказ МЧС России от 16.10.2017 г. № 444 // Министерство юстиции РФ. – 2018. – № 50100.
  4. Об утверждении порядка подготовки личного состава пожарной охраны: приказ МЧС России от 26.10.2017 г. № 472 // Министерство юстиции РФ. – 2018. – № 50008.
  5. Об утверждении Руководства по организации материально-технического обеспечения МЧС России: приказ МЧС России от 01.10.2020 г. № 737 // Министерство юстиции РФ. – 2021. – № 50100.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary