В современном обществе не все имеют представление о профессии «тьютор». Особенно это касается России, так как тьюторство в нашей стране долгое время было малоизвестно. В условиях российской действительности профессия «тьютор» отнесена к категории новых, инновационных для отечественного образования и российского общества в целом, профессий. Стандарт данной профессии был утверждён 2017 году [4, с.139].
В последнее время к данной профессии и модели образования начали уделять большое внимание. Это в первую очередь связано с процессом смены парадигмы образования.
Тьютор – особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования [2, с.37].
Рассмотрим должностные обязанности тьютора:
1. Организация процесса индивидуальной работы с обучающимися;
2. Организация их персонального сопровождения в образовательном пространстве;
3. Организация взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана;
4. Организация взаимодействия с родителями;
5. Контроль и оценка эффективности построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения) [5, с. 53].
Данные должностные обязанности требуют специальной психолого-педагогической подготовки тьютора. Для того чтобы выделить специфику индивидуальных психических особенностей учащегося, тьютор должен обладать системным мышлением, прогностическими навыками, организационными навыками работы, психологической подготовкой.
У него должно быть широкие знания в области научной специальности, которые позволяют оценить возможности и склонности, учащихся в освоении образовательной программы.
Тьютор должен обладать способностью к эффективной коммуникации, терпением, вниманием, спокойствием, а также гибкостью и переключаемостью, способностью выступать одновременно в нескольких ролях: как среди взрослых (родителей и специалистов школы), так и среди детей (учащихся) [6].
Главная задача тьютора — помочь тьюторанту стать самостоятельным, успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Он должен помогать учащемуся в случае необходимости в обучении, организовывать и направлять его взаимодействие со сверстниками и учителями [1, с.111].
На каждом этапе работы тьютору может потребоваться помощь специалистов школы: психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога. Это означает, что он должен уметь одновременно взаимодействовать со всеми специалистами, которые включены в работу с его подопечным.
Главным помощником тьютора в его работе чаще всего становятся родители ребёнка. Успешное взаимодействие с ними повысит успешность адаптации учащегося в школе.
Особые требования также предъявляются тьюторам, которые работают с детьми с расстройством аутистического спектра. У данных детей часто встречаются поведенческие проблемы. При работе с нежелательным поведением тьютор должен знать основы АВА- терапии.
При взаимодействии с участниками образовательного процесса тьютор сталкивается с различными ситуациями: конфликтные ситуации, ситуации критики. Для успешного взаимодействия со всеми специалистами, родителями и подопечным необходимо иметь высокий уровень коммуникативной компетентности и коммуникативной толерантности.
Нами была разработана анкета, состоящая из девяти вопросов. Приняли участие 20 тьюторов и все они являлись женщинами. Возраст опрошенных очень разнообразный от 23 до 63.
Были получены следующие данные:
- 80 % тьюторов оценивают свою коммуникативную компетентность среднего уровня, 20 % - высокого уровня.
- 80% считают, что данная компетентность влияет на эффективность их работы.
- 70% тьюторов испытывают трудности при общении с родителями обучающихся, 20 % с коллегами и 10% с администрацией школы.
- 80 % тьюторов считают, что они умеют сглаживать конфликтные ситуации, возникающие в их работе.
- все опрошенные тьюторы готовы работать над развитием своей коммуникативной компетентности.
Исходя из целей и задач, который реализует тьютор и специфики деятельности можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность и коммуникативная толерантность является для данного специалиста ключевым фактором эффективности работы. Тьютор должен активно сотрудничать с различными специалистами, включенными в работу с его подопечным. Кроме того, он должен активно поддерживать связь с родителями учащегося.
Список литературы
- Кокамбо Ю.Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса / Ю.Д. Кокамбо, О.В. Скоробогатова // Вестник Амурского государственного университета. – 2013. – №60. – С. 110–115.
- Ковалева Т. М. Профессия «тьютор» / Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров и др. – М.-Тверь: «СФК-офис», 2012 – 246 с.
- Ольхина Е. А., Уромова С.Е. Представления педагогов специальных (коррекционных) учреждений о роли тьютора. // Проблемы современного пдагогического образования – 2021. –№71-3 – С. 139-142
- Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406).
- Рыбалкина Н.В. Размышления о тьюторстве. – Москва – Тверь: «СФК – офис», 2016. – 188 с.