Введение. Всестороннее знание дисциплины, методик изложения программных учебных вопросов с учетом динамичного изменения приоритетов уже не является единственным требованием к преподавателю и уровню его подготовки. Более актуальным является индивидуальная способность преподавателя к формированию информационной базы освоения студентами конкретных предметов по индивидуальным траекториям с позиций практического потенциала в будущей практической деятельности и полученными навыками и компетенциями.
Учитывая современные тенденции практических занятий при изучении дисциплины клинической фармакологии применяются элементы проблемного, поискового, исследовательского характера с целью обобщения знаний по пройденным темам, что способствует внутреннему пониманию, осмыслению, систематизации знаний по фармакотерапии различных социально-значимых заболеваний. Особое место в ФГОС уделяется определению содержания ключевых компетенций как нового содержания высшего профессионального образования. Начиная с начала семестра проводится привитие студентам навыков постановки и проведения самостоятельных исследовательских навыков по изучению комплекса применения лекарственных препаратов при решении ситуационных задач в группе. Часть студентов может входить в роль врача, другая часть в роль провизора и третья группа в роль пациента. Так называемые деловые игры способствуют выработке творческого подхода в решении стоящих перед ними задач начиная от примерной постановки диагноза у пациента, до составления адекватной комплексной фармакотерапии, с учетом клинических симптомов и анамнеза. При решении ситуационных задач студентам дается возможность работать с дополнительной справочной литературой, лекционным материалом и учебными пособиями. В результате хода решения задач возможны в каждой группе студентов дискуссии, вопросы, на которые отвечает другая группа студентов. В результате формируется творческое мышление у студентов, и более слабые студенты в данных условиях стараются более глубоко и с интересом изучить вопросы текущего занятия. В данном случае роль преподавателя – контроль процесса решения ситуационных задач – корректировка и объяснение применения разных лекарственных препаратов для отдельного вида терапии при данной патологической ситуации. На кафедре проводится анкетирование студентов о участии в работе научного кружка. Научная работа, по отзывам студентов дает возможность самореализации, интеллектуального общения, развития, и повышения творческих способностей, позволяет повысить свою квалификацию, а в дальнейшем выбрать перспективную работу, добиться карьерного роста.
Наиболее результативно интеграция учебного и научного процессов решается путем включения студентов в активную творческую деятельность и путем создания для перехода от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу. Каждый год студенты выполняют реферативные работы, экспериментальные исследования, которые затем перерастают в дипломные работы, а у части студентов – в диссертационные работы.
При реализации методов проведения семинара в форме диалога, например на занятиях по клинической фармакологии, предлагается чаще использовать такие методы, как диспуты, дискуссии, деловые игры, подготовка рефератов и кратких сообщений по актуальным проблемам предмета, выступления студентов с результатами собственных научных исследований выполняемой дипломной работы в виде презентаций. Все вышеперечисленные методы способствуют активному включению обучающихся в решение разносторонних проблем, формирование прочных знаний, мотивации получения образования и формирования наиболее значимых качеств современного специалиста в области фармации. Преподаватель на курсе клинической фармакологии не должен обучать студентов своей дисциплины изолированно от других дисциплин, так как это может стать препятствием комплексному применению приобретенных знаний в будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, важнейшим направлением в фармацевтическом образовании является интеграционное взаимодействие, которое будет обеспечивать формирование интегрированного стиля обучения, разностороннего мышления студентов, умения которых способствовали бы объединению разобщенных компонентов знаний в единое целое и формировали у молодых специалистов совокупное представление об их профессиональной деятельности.
Заключение. Интегрированное обучение молодых специалистов направлено на освоение комплекса профессиональных знаний, приобретение умений организовывать, планировать учебную и самостоятельную научную деятельность параллельно, овладевать технологиями обучения, для достижения высоких научных результатов.
Список литературы
- Батракова С.Н. Образовательный потенциал педагога, как «человека культуры» / С.Н. Батракова /Высшее образование в России. – 2009. - №5. – С.105-108.
- Ниязова А.А. Интеграционное взаимодействие в системе подготовки педагога в вузе / А.А. Ниязова, Н.А. Доронина //Современные проблемы науки и образования. – 2012. - №5. – С.207-210.
- Кулиева, Ш. Х. Инновационная деятельность педагога в образовании / Ш. Х. Кулиева, З. Д. Расулова. // Молодой ученый. - 2016. - № 8 (112). - С. 978-980.