В настоящее время в Российской федерации наблюдаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей во всех возрастных группах.
Состояние здоровья школьников подвергается неблагоприятным сдвигам на протяжении учебного года. Наиболее интенсивно это проявляется именно к концу учебного года. Проявляются функциональные нарушения центральной нервной системы, растёт общая заболеваемость, обостряются хронические заболевания, сокращаются адаптационные возможности и резервы организма.
Известно, что общая заболеваемость у подростков 15-17 лет за последнее десятилетие увеличилась на 38,1%, число здоровых детей за период обучения в школе уменьшилось в 4-5 раз, практически здоровыми школу заканчивают лишь 2-5% подростков.
В литературе имеются немногочисленные и противоречивые данные по изучению здоровья учащихся профильных, в том числе медико-биологических.
Отсутствие научных сведений об организации учебного процесса, образе жизни, режиме и рационе питания школьников медико-биологических классов в современных условиях определяют актуальность изучения влияния этих факторов на состояние здоровья и разработку профилактических рекомендаций по оптимизации учебного процесса и формированию здорового образа жизни старшеклассников.
Исходя из вышеизложенного, мы провели исследование среди школьников.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: Обучение школьников в медико-биологических классах характеризуется превышением учебной недельной нагрузки, нерационально составленным расписанием без учета динамики умственной работоспособности в течение дня и недели, расходование бюджета времени учащихся медико-биологических классов не соответствует принципам и структуре здорового образа жизни подростков, в связи с чем у школьников регистрируются процессы дезадаптации к учебному процессу, проявляющиеся в хроническом утомлении различной степени выраженности.
Для подтверждения данной гипотезы было проведено анкетирование и интервьюирование школьников 10 и 11 классов. Опрос проводился на базе платформы Google Drive. Основная база исследования – обучающиеся медико-биологических классов Кугесьской СОШ №1, а также МБОУ «Кугесьский лицей». Также в опросе приняли участие обучающиеся и других школ.
Всего было опрошено 1032 человека. 264 из них приняли участие в интервьюировании. Даже среди такой небольшой выборки удалось проследить динамику негативного влияния условий обучения на старшеклассников.
Так, исследование показало, что в среднем школьники спят всего лишь 5 часов 30 минут в сутки. Лишь 30 процентов, среди опрошенных спят по 7-8 часов.

Рис. 1. Продолжительность сна

Рис. 2. Продолжительность сна
| Показатель | Количество часов | 
| Норма сна (минимальное значение) | 8 ч. | 
| Минимальная продолжительность сна | 4 ч. | 
| Максимальная продолжительность сна | 8 часов | 
| Средняя продолжительность сна | 5 ч. 30 мин. | 
| 8 часов сна | 30% | 
| 4 часа сна | 7% | 
| 6 часов сна | 32% | 
| 7 часов сна | 20% | 
| 5 часов сна | 11% | 
Количество часов, уделенных досугу, не превышает 6 в неделю у 60% учащихся.
| Количество часов досуга в неделю | 
 | 
| 6 часов | 60% | 
| 8 часов | 23: | 
| 10 часов | 17% | 

В результате 76% обследованных проявляют внешние признаки утомления, так 32% из них отмечают у себя рассеянное внимание и частые отвлечения, 26% непостоянную боль, подтягивание ног и выпрямление туловища, 42% замечают за собой неуверенные, замедленные движения рук и пальцев при изучении нового материала.
| Физическое состояние | 
 | 
| Сонливость | 15% | 
| Легкое утомление | 9% | 
| Сильное утомление, в т.ч. | 76% | 
| рассеянное внимание | 32% | 
| непостоянная боль | 26% | 
| замедленные движения рук и пальцев | 42% | 


94% обучающихся заметили ухудшение психологического состояния к концу учебного года из них 34% опрошенных чувствуют усталость постоянно. и 77% отмечают так же ухудшение физического состояния.
| 
 | Психологическое состояние | Физическое состояние | 
| Ухудшение  | 94% | 77% | 
| Нет изменений | 6% | 23% | 

При этом не было замечено превышений максимально допустимой недельной учебной нагрузки среди опрошенных. Так, 100% из них не проводят в учебных классах более 34 часов в неделю с учетом факультативных занятий.

Большинство старшеклассников занимаются 6 раз в неделю, максимальная нагрузка приходится на 2 и 3 дня или равномерно распределена по всем дням в неделю, при этом 64% опрошенных недовольны своим учебным расписанием.
Наибольший объем учебной нагрузки приходится на крайние дни недели, так как в расписании присутствует большое количество сдвоенных уроков повышенной сложности - химия, физика, биология, иностранный язык.
Однако вне помещения школы, обучающиеся так же посещают дополнительные образовательные программы (репетиторы, онлайн-школы и т.д.), что, с учетом времени, проведенного в школе, значительно превышает норму.
Необходимо отметить, что подготовка домашних заданий в режиме дня школьников занимает от 4 до 6 часов. 73% опрошенных выполняют домашнюю работу 5 часов, что на 1 час превышает норму.
| Время выполнения домашней работы | 
 | 
| Норма, часов | 4 | 
| 5 часов | 73% | 
| 4 часа (НОРМА) | 15% | 
| 6 часов | 12% | 

Можно полагать, что длительное выполнение домашних заданий связано с тем, что половина 63% опрошенных занимаются с репетиторами для поступления в ВУЗ.
Вместе с тем 37% школьников МБК считают, что получают необходимые знания от преподавателей на уроках. 63 % получают знания на дополнительных занятиях.
| На школьных уроках | 37% | 
| На дополнительных занятиях | 63% | 
У школьников МБК учеба является основным и доминирующим видом деятельности в суточном бюджете времени, вокруг которого выстраиваются остальные виды жизнедеятельности. Большая учебная нагрузка в школе и вне ее с репетитором существенно меняет режим дня школьника в сторону увеличения дневной активности и уменьшения ночного отдыха.
Установлено, что 55% всех подростков завтракают дома каждый день, однако, всего 17% опрошенных обедают дома каждый день. Полученные данные могут быть обусловлены более напряженным распорядком дня (учебная нагрузка в школе, занятия по подготовке в ВУЗ) школьников МКБ.
В рацион школьников чаще всего входят овощи и фрукты, хлеб и мясо, в дефицитном количестве - молочные продукты, включая молоко и творог. Важно отметить низкое содержание в рационе школьников молочных продуктов, богатых белком, аминокислотами, кальцием и витаминами, что может отрицательно сказаться на формировании растущего организма.
Всего лишь 32% из опрошенных злоупотребляют кофеин содержащими напитками.
Однако, у большинства учащихся (61%) в ежедневный рацион входит «фастфуд» (чипсы, бутерброды, сосиски и сладкие газированные напитки).
| Фастфуд | 61% | 
| Кофеинсодержащие напитки | 32% | 
| Завтрак ежедневный | 55% | 
| Обед ежедневный | 17% | 

Изучение физической активности школьников не обнаружило специфики профильных классов, наряду с этим выявлена статистически достоверная тендерная зависимость. Регулярно физкультурой в школе занимаются около 40% исследуемых и 48% опрошенных в свободное время занимаются спортом.
86% опрошенных чувствуют страх из-за приближающейся сдачи вступительных испытаний.
В связи с чем можно сделать вывод, что хоть и учебная программа не превышает допустимого количества часов, школьники все равно получают чрезмерную нагрузку, что отрицательно сказывается на их состоянии.
Хоть и санитарно-гигиенического обеспечения и учебно-образовательного процесс в медико-биологических классах соответствует гигиеническим нормам, многие старшеклассники не считают школьную программу достаточной для успешной сдачи вступительных испытаний в ВУЗы. Старшеклассники не получают необходимого им отдыха, перенапрягаются, не получают необходимых макро/микроэлементов из рациона питания.
Все это негативно сказывается на психическом и физическом состоянии обучающихся.
Список литературы
- Королик В.В., Милушкина О.Ю., Да-гаева З.А. Гигиеническая оценка условий обучения и состояние здоровья учащихся в классах с медико-биологической про-филизацией //Материалы Всероссийского конгресса по школьной и университетской медицине, М., 2010. С. 302—305.
- Можаева Т.М. Гигиеническое обоснование оптимизации обучения старшеклассников в современной общеобразовательной школе: Автореферат дис. ... кандидата мед. наук. М., 1993. 21 с.
- Степанова М.И., Седова А.С. Гигиенические проблемы профильного обучения в старшей школе //Гигиена и санитария. 2007. № 4. С. 59-61.
- Черников Ю.В., Сердюков А.Ю. Некоторые особенности состояния здоровья, качества жизни и умственной работоспособности учеников профильных классов //Сборник материалов XIV Конгресса педиатров России «Актуальные вопросы педиатрии». М., 2010. С. 883.


