Эволюция цифровых обучающих систем в сфере образования. искусственный интеллект

Эволюция цифровых обучающих систем в сфере образования. искусственный интеллект

В данной статье рассматриваются и последовательно систематизируются сведения о методах и особенностях цифровизации электронных образовательных систем, проводится анализ стремительной технологизации учебно-воспитательного процесса на основе опыта российских и зарубежных исследователей.

Авторы публикации

Рубрика

IT-Технологии

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 19 (64), май ‘22

Поделиться

Быстрое развитие и усложнение компьютерных программных средств создает всё больше условий для совершенствования уже устоявшихся технологических систем. Вместе с началом четвертой промышленной революции глобальный процесс внедрения цифровых технологий, а именно цифровизации, начал оказывать все большее влияние на сферы деятельности людей и вносить заметные изменения в повседневную жизнь каждого человека, становясь ее неотъемлемой частью: практически невозможно найти сферу деятельности, не завязанную на работе с цифровыми технологиями различных областей применения. Кроме прочего стоит заметить, что цифровизация является одной из главных интегрирующих сил учебно-образовательного процесса в том числе. Не только лишь процесс технологизации системы образования становится ведущей силой на пути к эволюции образовательной системы, возросшая в результате прошедшей пандемии вируса ковид-19 актуальность повышения общего уровня цифровой компетентности непосредственных субъектов сферы образования, также подвигает современных исследователей на изучение возможностей интеллектуальных обучающих цифровых систем. Образовательное пространство специалисты относят к одной из наиболее консервативных областей жизнедеятельности социума, однако в данный момент система образования претерпевает изменения, связанные с развитием цифровых технологий. По мнению экспертов образовательной сферы, в созданных вынужденным «локдауном» условиях ускоренная технологизация современных цифровых образовательных ресурсов (в том числе на основе ИИ) становится все более востребованной [1]. Наиболее перспективным направлением использования интеллектуальных цифровых обучающей систем является сфера образования.

Чтобы оценить проблемы и перспективы использования технологий цифровых обучающих систем в современном образовательном пространстве представляется целесообразным рассмотреть содержание и характеристики концепта ИИ, его основные методы и продукты, а также зарубежный и российский опыт применения новых систем и методов обучения в учебно-педагогических и воспитательных процессах. Анализ возможностей компьютерных средств обучения для формирования необходимых студентам навыков рабочей деятельности, а также прогнозирование результатов влияния технологизации учебно-педагогической деятельности являются необходимыми для исследования эволюционных процессов цифровых обучающих систем.

Современный опыт образования позволяет говорить об использовании уже устоявшихся в следствие минувшей пандемии форматах дистанционного обучения: использование учебных онлайн-платформ, трансляция образовательно-воспитательных материалов посредством теле- и радиокоммуникаций, широкое использование социальных сетей и различных мессенджеров для постоянного непосредственного контакта с учениками (в прочем, тенденция к подобной форме взаимодействия преподавателей и студентов прослеживается не первый год), использование цифровых систем на основе искусственного интеллекта.

С уверенностью можно сказать, что формы контроля и представления учебной информации прошли путь, начавшийся в 1945 году и продолжающийся по сей день, от электронных учебников и автоматизированных учебно-воспитательных цифровых систем до обучающих онлайн-платформ с возможностью трансляции учебного материала и даже технологий искусственного интеллекта. Особое внимание в процессе цифровизации образовательной сферы уделяется искусственному интеллекту, занявшим первостепенную для изучения роль в научном и исследовательском пласте.

Прежде чем приступить к рассмотрению эволюционного пути непосредственно технологий искусственного интеллекта в сфере образования, определим понятие искусственного интеллекта. Так, искусственный интеллект – это способность интеллектуальной программной системы выполнять функции, подвластные ранее исключительно человеческому разуму. Раскрывая данное определение, такие устройства должны решать традиционные задачи, входящие в поле деятельности классического человека: делать выбор, размышлять и рассуждать, анализировать что-либо.

Использование технологий искусственного интеллекта в образовательных целях позволяет проводить не только глубокий анализ процесса взаимодействия учащегося и преподавателя, но и исследовать персонализированную траекторию обучения учащихся согласно их интересам и способностям к обучению, контролировать получение ими теоретических и практических знаний с опорой автоматическую оценку интеллектуального интеллекта. Технологии ИИ также реализуют возможность внедрения виртуальных помощников, способных давать своевременную и актуальную обратную связь обратившимся. Они способны собирать информацию различных пользователей через диалоговый интерфейс, как настоящий интервьюер, позволяя составить точные оценочные суждения о работе как преподавателей, так и учеников. Кроме прочего, системы защиты на базе ИИ подходят для выстраивания систем контроля проведения чистоты дистанционных экзаменов – механизм прокторинга (Proctoring Test) активно используется для проведения дистанционных контрольных экзаменов, позволяя разительно снизить возможность фальсификации результатов проводимого тестирования.

Исследователи отмечают, что внедрение ИИ позволит сделать процесс обучения более эффективным и удобным как для преподавателя, так и для обучающегося посредством улучшения форм контроля и представления учебного процесса, его автоматизации и оптимизации коммуникативных форм между учащимися и учителями [2].

Опыт большинства стран-лидеров области образования – Великобритании, Германии, Финляндии, Франции, США, Японии – доказывает эффективность применения ERP-системы в образовательно-воспитательных процессах [5]. Данная система является специализированным виртуальным помощников, адаптированным к образовательным программам различного уровня. Для архивирования данных работы помощника вышеупомянутые страны используют систему хранения данных на основе интеллектуального интеллекта – суперкомпьютер IBM Watson, позволяющего эффективно архивировать необходимую методическую информацию и исполнять роль умного виртуального помощника. В рамках российского образования также проводятся множественные изучения сферы искусственных интеллектуальных технологий: указом Президента РФ «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» 2019-го года активно регулируется внедрение ИИ в образовательную сферу [3]. Так, во многих учебных учреждениях появились отдельные образовательные программы, концентрирующие внимание учеников на особенностях искусственного интеллекта и работы с ним, а множественные проекты вроде «Академии искусственного интеллекта» и «Искусственный интеллект – 2021» позволяют каждому заинтересованному получить открытый доступ к практико-образовательным программам искусственного интеллекта курсов ведущих российских и зарубежных вузов.

Тем не менее, внедрение искусственного интеллекта в сферу образования несет за собой определенные риски и потери. Внедрение искусственного интеллекта влечет за собой «цифровой разрыв», связанный с невозможностью обеспечения равного доступа к продуктам интеллектуальных систем различных образовательных субъектов и отдельных групп людей, индивидов. Кроме того, активное использование технологий искусственного интеллекту неумолимо влияет на психосоциальный фон человека в связи с некомпетентностью ИИ в области анализа эмоционально-психологической составляющей и на развитие отдельных навыков, требующих высокого уровня самосознания и готовности решать поставленные задачи самостоятельно. «Бывший субъект, становясь частицей мыслящего океана, уже только перевоплощается, двигаясь внутри виртуально-информационных сетей, примитивным прообразом чего можно считать, например, систему «Internet». Поглощается не только естественное, но и индивидуальное, в результате чего исчезает разнообразие», – пишет о роли человека в информационной среде российский философ области социального познания В.А. Кутырев [4]. Профессор приходит к выводу, что в результате всеобъемлющего процесса цифровизации человечество приближает не сколько свою физическую кончину, сколько духовную: всё меньше можно найти различий между человеком и подзадачным автоматом, и быстрее растет зависимость людей от технологий. Компьютерным технологиям человек отдает большую часть своих задач в неспособности или нежелании решать их больше самостоятельно, унифицируются ранее необходимые навыки, перестраивается сам образ мышления. Искусственный интеллект замещает живой пытливый разум на цепочку логических состояний.

И все же жизнь современного человека сложно представить без цифровых технологий. Неумолимыми темпами растет интерес к информационной сфере, а особенно – к технологиям искусственного интеллекта. Ни для кого не секрет, что вместе с ростом заинтересованности общества в поднятой теме появляются и граничные мнения, рефлексирующие как о пользе применения искусственного интеллекта, так и о его губительном влиянии. Рассматривая возможный результат применения технологий искусственного интеллекта сквозь призму образовательных начал, можно с уверенностью сказать, что цифровые системы на основе ИИ выполняют существенную роль в облегчении преподавательской и студенческой рутины. И пусть в настоящее время технологии искусственного интеллекта не могут полностью взять на себя преподавательские обязанности, такое будущее уже очень близко.

Список литературы

  1. Коровникова Н.А. Искусственный интеллект в образовательном пространстве: проблемы и перспективы // Социальные новации и социальные науки. – Москва : ИНИОН РАН, 2021. – № 2. – С. 98–113.
  2. Дробахина А.Н. Информационные технологии в образовании: искусственный интеллект // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-1. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-obrazovanii-iskusstvennyy-intellekt (дата обращения: 02.05.2022).
  3. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2019. № 41. Ст. 5700.
  4. Кутырёв В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород, 1994. 200 с.
  5. Рейтинг стран мира по уровню образования / Гума­нитар­ный портал:  [Элект­рон­ный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2006–2022 (после­дняя редак­ция: 09.03.2022). URL: https://gtmarket.ru/ratings/education-index. (дата обращения: 04.05.2022).
  6. Уринцов А.И., Дик В.В. Системы формирования и принятия решений в условиях информатизации общества: Монография [Текст] / А.И. Уринцов, В.В. Дик // – М.: Евразийский открытый институт, 2008. – 224 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary