Актуальность данной темы обусловлена тем, что благоустройство является приоритетным направлением развития сельских поселений муниципального района «Сунтарский улус (район)» в целях сохранения имеющегося населения и привлечения в сельскохозяйственное производство, социальную сферу и иные виды деятельности квалифицированных работников и их семей, в первую очередь молодежи.
На современном этапе развития благоустройства территории муниципального образования ставятся задачи, решение которых невозможно без активного использования достижений научно-технического прогресса, передового практического опыта, без систематического повышения квалификации кадров.
Территорию муниципального образования «Сунтарский наслег» составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения сельского поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.
По состоянию на 01.01.2021 года числятся 23680 человек в МР «Сунтарский улус» и 10034 человек в Сунтарском наслеге.
Местный бюджет «Сунтарского наслега» за 2018-2020 годы утвержден в соответствии с решением улусного (районного) Совета депутатов МР «Сунтарский улус (район)» РС(Я) [11].
Таблица 1 – Основные показатели бюджета «Сунтарского наслега» за 2018-2020 гг.
Показатели |
Ед. измерения |
2018 |
2019 |
2020 |
Темп роста, % |
Доходы местного бюджета |
тыс. руб. |
112047 |
154540 |
101101 |
65,42 |
Расходы местного бюджета |
тыс. руб. |
111838 |
142347 |
111402 |
78,26 |
Из них жилищно-коммунальное хозяйство |
тыс. руб. |
40690 |
27911,5 |
32025,9 |
114,74 |
Профицит, дефицит (-) бюджета муниципального образования, фактически исполнено |
тыс. руб. |
209 |
12192,4 |
-10301 |
-84,49 |
В разделе «Жилищно-коммунальное хозяйство» предусмотрены средства по муниципальной программе «Жилище» на 2015-2019 гг. и мероприятия по коммунальному хозяйству в 2018 году в сумме 22 702,41 тыс. руб., в 2019 году 28 760,0 тыс. руб., в 2020 году 1 800,0 тыс. руб.
Можно сделать вывод, что по расходной части, а именно мероприятий по развитию благоустройства наблюдаются улучшения материально-технической базы сферы благоустройства.
В ходе реализации программы в 2018-2020 гг. были выполнены следующие работы:
- ремонт 4-х квартир для детей сирот;
- обеспечение жильем молодых семей.
Далее проводится анализ динамики коммунальной сферы в сельском поселении «Сунтарский наслег» за 2018-2020 гг.
Таблица 2 – Показатели коммунальной сферы сельского поселения «Сунтарский наслег» за 2018-2020 гг.
Показатели |
Ед. измерения |
2018 |
2019 |
2020 |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Количество не газифицированных населенных пунктов |
единица |
1 |
1 |
1 |
100,00 |
Всего |
единица |
39 |
39 |
39 |
100,00 |
Число источников теплоснабжения мощностью до 3 Гкал/ч |
|
|
|
|
|
До 3 гигакал/ч |
единица |
31 |
31 |
31 |
100,00 |
Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении (до 2008 г. - км) |
метр |
49600 |
51510 |
51510 |
100,00 |
Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, нуждающихся в замене (до 2008 г. - км) |
метр |
4900 |
2950 |
3015 |
102,20 |
Протяженность тепловых и паровых сетей, которые были заменены и отремонтированы за отчетный год |
метр |
1800 |
1360 |
1886 |
138,68 |
Уличная водопроводная сеть |
метр |
2790 |
2790 |
2790 |
100,00 |
Весь жилищный фонд |
тыс. кв. м |
244,4 |
251,1 |
258,5 |
102,95 |
Количество населенных пунктов, не имеющих водопроводов (отдельных водопроводных сетей) |
единица |
1 |
1 |
1 |
100,00 |
Количество населенных пунктов, не имеющих канализаций (отдельных канализационных сетей) |
единица |
1 |
1 |
1 |
100,00 |
По данным наблюдается увеличение протяжности тепловых и паровых сетей, которые были заменены и отремонтированы на 138,68%.
Строительство водозаборной и водоочистной станции мощностью 500 кубических метров в сутки и магистральные сети водоснабжения запланировано в 2022 году за счет федеральных средств по национальному проекту «Чистая вода».
За 2018-2020 годы численность экономически активного населения снизилась на 3%. Общий уровень безработицы составляет 10,3% (928 человек) от экономически активного населения.
Основная проблема низкого уровня трудоустройства населения заключается в отсутствии вакантных рабочих мест в сельской местности на постоянной основе.
Таблица 3 – Анализ рынка труда сельского поселения «Сунтарский наслег»
Показатели |
2018 |
2019 |
2020 |
Темп роста,% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Численность экономически активного населения (чел) |
9046 |
9052 |
9056 |
100,04 |
Численность занятых в экономике (чел) |
8083 |
8017 |
8023 |
100,07 |
Количество безработных (чел) |
963 |
945 |
928 |
98,2 |
Уровень общей безработицы в % |
11,91 |
11,79 |
11,57 |
98,12 |
Количество безработных , зарегистрированных в службе занятости (чел) |
180 |
162 |
242 |
149,38 |
Уровень регистрируемой безработицы в % |
1,9 |
1,7 |
2,6 |
152,94 |
Исходя из таблицы наблюдается высокий уровень регистрируемой безработицы из-за нехватки новых объектов, которые позволят создать новые рабочие места на территории.
Основные проблемы в сфере благоустройства:
- высокий уровень износа жилого фонда, объектов тепло-, водоснабжения, электроэнергетики и инженерных сетей;
- неудовлетворительное качество питьевой воды;
- отсутствие очистных сооружений, что приводит к риску для здоровья населения, обусловленный качеством реки Вилюй, отсутствием дренажных систем (линевой канализации) в населенных пунктах.
Исходя из этих проблем рекомендуются следующие мероприятия по совершенствованию развития благоустройства «Сунтарского наслега»:
- организацию освещения территории, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений, в том числе с использованием энергосберегающих технологий;
- организацию пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
- обустройство территории в целях обеспечения беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения;
- организацию ливневых стоков;
- реализацию проектов комплексного развития сельских территорий (объекты капитального строительства);
- реализацию проектов комплексного развития территории.
Для выполнения этих мероприятий следует Программный порядок составления бюджета. Организация деятельности распорядителей бюджетных средств происходит через ведомственные целевые программы, которые в свою очередь согласовывает размер финансирования с целями и результатами, обязаны быть достигнуты за счет этих денежных средств. Ведомственные целевые программы формируются в разрезе муниципальных услуг и отражают результативность оказания последних.
В последнее время большое внимание уделяется благоустройству территории села Сунтар и его развитие одна из приоритетных задач органов местного самоуправления.
Ремонт и реконструкция имеющихся и создание новых объектов благоустройства в сложившихся условиях является ключевой задачей органов местного самоуправления.
Для повышения уровня благоустройства дворовых территорий МО «Сунтарский наслег» и благоустройства территорий общего пользования (улицы, дворы, площади, скверы) рекомендуются следующие мероприятия:
- обустройство скверов и зон отдыха для жителей села;
- содержание объектов озеленения и дворовых территорий села;
- привлечение жителей в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов.
Также для повышения эффективности реализации благоустройства «Сунтарского наслега» рекомендуется трудовое участие граждан, собственников помещений многоквартирных домов, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству. А именно выполнение работ по благоустройству не требующих специальной подготовки.
Для реализации рекомендаций обязателен отбор объектов и проектов программных мероприятий и их исполнителей производится на конкурсной основе.
С целью достижения рекомендаций и привлечения населения к ее реализации, соответствующие исполнители мероприятий должны организовать информационно – разъяснительные работы с населением через средства массовой информации и общие собрания собственников.
Приоритетом политики в области благоустройства являются повышение комфортности жизни граждан на территории МО «Сунтарский наслег», в том числе поддержание в надлежащем состоянии общественных мест и дворовых территорий села.
Для решения проблем необходимо разработать ряд мероприятий, а именно:
- развитие водоснабжения на территории;
- реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку;
- создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок, площадок для занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- организацию освещения территории, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений, в том числе с использованием энергосберегающих технологий;
- организацию пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
- обустройство территории в целях обеспечения беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения;
- организацию ливневых стоков;
- реализацию проектов комплексного развития территории.
Основу для объективной оценки деятельности исполнительных органов муниципального образования закладывает программный бюджет, который позволяет оценивать результативность оказания муниципальных услуг.
Список литературы
- Муниципальная программа «Благоустройство территории поселения Сосенское на период 2017-2019 гг.» [Электронный ресурс]: утв. Постановлением администрации поселения Сосенское от 30.08.2016 года №01-09- 44/6. - Режим доступа:
- СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» [Электронный ресурс]: утв. постановлением Минстроя РФ от 02.08.1995 г. № 18-78). – Режим доступа:
- Бабич В.В. Управление муниципальной собственностью: основные понятия и показатели эффективности / В.В. Бабич, В.В. Бондалетов // Новое поколение. 2015. № 8. С. 19-25.
- Бобкова С.К. Проблемы социально-экологического благоустройства территории населенных пунктов / С.К. Бобкова, Н.Н. Копосова, А.В. Козлов // Международный студенческий научный вестник. 2015. №6.
- Бикмаева А.В. Технология оценки влияния факторов на развитие городской среды /А.В. Бикмаев // Экономика, социология и право. 2015. № 1. С. 36–40.
- Благоустройство и озеленение территорий [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
- Бурак П. Формирование системы стратегического планирования на региональном уровне: научно-методическое обеспечение [Электронный ресурс] / П. Бурак // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 11. – Режим доступа: .