Медицина, как объект философских исследований

Медицина, как объект философских исследований

Авторы публикации

Рубрика

Медицина

Просмотры

73

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (63), май ‘22

Дата публикации 01.05.2022

Поделиться

В данной статье показана уникальность медицины, как объекта философских исследований; указано, что следует понимать под полноценной философией медицины; обосновано, что чтобы установить перспективу для философского анализа медицины, нужно принять во внимание, что сфера медицинской деятельности есть, прежде всего, территория особых практик и отношений; делается вывод, что в фокусе внимания философии медицины должны находиться ключевые ценности, лежащие в основе медицинской отрасли знания, центральные объекты медицинской деятельности, ее цели, методы и ограничения.

Поскольку медицина понимается как социальное естествознание и объектом её является человек, то ей вменяются цели и задачи соответствовать современному уровню человекознания, изучение и применение этих знаний в междисциплинарном аспекте [5].  Ближайший из них – это философский аспект рассмотрения медицины, как непрерывно развивающаяся социальная наука. Философия медицины должна рассматривать истоки, этапы развития и становления медицинской науки и давать прогнозы раскрытия потенциала медицины в будущем.

Проблематика данной статьи заключается в том, человечество находится на пороге зарождения новой информационной цивилизации, в которой определяющее значение приобретают медицинские знания и биомедицинские технологии, что приводит к необходимости сближения философии и медицины, формирования нового типа мышления на основе философской культуры. Сегодня требуется современное осмысление здоровья и жизни человека, для развития нового качества философской культуры мышления у будущих медиков, что позволит, по мнению автора, сформировать крепкие гуманистические основы современной и будущей медицинской практики.

В течение второй половины ХХ века, с резким расширением сферы своей деятельности, медицина стала сверхсложным социальным институтом. С возрастанием роли медицины в жизни человека и общества, все более осознаётся философская необходимость в глубоком осмыслении основ медицины. Лучшим доказательством этому является стремительное развитие, начиная с 60-х годов ХХ века, философии медицины и биомедицинской этики. И хотя на данный момент уже можно говорить о том, что именно философия медицины достигла своего апогея, как указывает ряд авторов [1], однако это вовсе не означает того, что её развитие остановилось.

Однако само определение философии медицины, в котором она была бы признана наиболее подходящей для широкого согласия о её основных принципах, задачах и границах - пока ещё не вполне удовлетворительно сформулировано. Исследования [3; 8; 9 и др.], которые в литературе подводятся под рубрику философии медицины, в преобладающей степени относятся все к той же биомедицинской этике, а также составляют свободный набор тем медицинской гуманистической мысли. При этом сама биомедицинская этика сталкивается с внутренними трудностями, свидетельствующими о проблемах ее собственных концептуальных основ.

Что следовало бы понимать под полноценной философией медицины? По-видимому, ее можно определить, как систематическое изучение медицинской деятельности на уровне анализа ее базисных представлений и ценностей, методологических оснований, ее главных проблем и стратегий. В фокусе внимания философии медицины должны находиться ключевые ценности, лежащие в основе медицинского предприятия, центральные объекты медицинской деятельности, ее цели, методы и ограничения. Почему же философия медицины как отдельное направление остается недостаточно оформленной?

Одно из возможных объяснений может быть связано с чрезвычайно комплексным характером медицины. Когда мы говорим о философии медицины, то здесь речь должна идти совсем не о философии науки в традиционном смысле, так как медицина охватывает и научные знания, и врачебную практику, и экономическую жизнь, и политику, и многие другие сферы. Возможно, что обширность, сложность медицинской деятельности в некотором смысле рассеивает взгляд ее исследователей. Тогда под философией медицины - подчеркивает ряд авторов [6] - следует разуметь нечто совершенно иное и, вероятно, еще не имевшее аналогов с точки зрения традиционных академических разделений внутри философии.

Так же как и в настоящее время звучит множество призывов создавать продуктивные взаимосвязи и междисциплинарные поля в науке, так и для построения философии медицины, по всей видимости, нужно достичь высокой степени интеграции различных философских, социально - научных областей.

Как считают В.А. Малиновский и Н.Н. Равочкин [7], медицине и медицинскому сообществу необходима своя философия (это можно назвать «философией для медицины»), так и философии в целом необходимо извлечь те уроки, которые происходят из обширного поля медицинской проблематики (это можно назвать «философией медицины для самой философии»).

Для того чтобы установить перспективу для философского анализа медицины, нужно принять во внимание, что сфера медицинской деятельности есть, прежде всего, территория особых практик и отношений.

Под медицинскими практиками следует понимать сложившиеся, постоянно применяемые способы действий в медицине – как материальные  (медицинские технологии), так и коммуникативные (межличностные отношения). Под медицинскими отношениями понимаются относительно стабильные разграничения в медицинской отрасли и вокруг неё, в том числе наполненные определённым нормативным содержанием. К таким разграничениям относятся отношения медицины и её целевых субъектов, а также взаимоотношения внутри самой медицинской институции [9, с. 864].

Медицина представляет собой нечто самобытное с точки зрения философии, а также совершенно уникальное по социальной роли, задачам и процессам, которые ей присущи. Медицина есть нечто такое, что должно представлять особый интерес для современной философии и социальных наук. Уникальность медицины, как объекта философских исследований может предстать в более ясном свете, если мы взглянем на следующие её характеристики.

1. Прямое воздействие на человека (на его тело и сознание) - то, что называют медицинскими вмешательствами. Медицинское вмешательство есть профессиональное действие (диагностическое, лечебное, профилактическое и др.), которое имеет своим объектом жизненные процессы и предназначено для решения определенных задач по оказанию медицинской помощи и охране здоровья (в отношении индивидов и популяций) [4]. Сам этот термин показывает, что смысл медицинских профессиональных действий состоит в том, чтобы целенаправленно внедриться в жизненные процессы и изменить их в более благоприятную сторону. По сравнению с другими техниками действия на человека биомедицинские интервенции являются образцами самого прямого, кратчайшего действия на тело человека и его биологию в целом (что и поднимает сегодня острую проблему биовласти и биополитики, поднятую еще Мишелем Фуко) [7, с. 4].

2. Этическое содержание. Медицина непосредственным образом обнаруживает свою философскую, моральную направленность и моральную задачу - можно сказать, что в некотором смысле вся медицина есть этика in actu; здесь реализуются такие фундаментальные философские категории, как благо, добро, долг, справедливость и т.д.

3. Ситуация человеческой нужды. Медицинское действие возникает тогда, когда человек актуально или потенциально (как, например, в случае проведения профилактических мероприятий) имеет специфические потребности: ему нужны помощь и защита, он испытывает страдания и т.д. В этом плане - указывает А.В. Гидлевский [2] - институт медицины отражает принципиальные установки современного общества в целом: как общество интерпретирует вообще человеческую потребность в помощи, насколько оно готово помочь человеку и как оно действительно ему помогает.

4. Фундаментальные витальные проблемы. Уникальность медицины состоит также в том, что в первую очередь именно она курирует сегодня такие человеческие ситуации, как рождение, уход из жизни, боль, инвалидность, беспомощность и т.д.

5. Прямое взаимодействие («встреча») экзистенциального и системного. При оказании профессиональной помощи приходят во взаимодействие человек и система. Система, которая спланирована для оказания массовой помощи и ориентирована на типичные ситуации, должна суметь сфокусироваться на единичном, неповторимом (так как каждый человек неповторим).

6. Прямое взаимодействие гуманитарного и технического. Современная медицина все больше становится сложной технологией, однако ее ядро остается не технологическим, а по существу гуманитарным. Любое медицинское вмешательство представляет собой применение медицинской технологии по отношению к человеку, т.е. осуществляется в определенном гуманитарном, в том числе коммуникативном контексте. В нашу эпоху «постметафизики», «постмодерна», «постсовременности», «постгуманизма» и т.п. медицина вынуждена продолжать решать философские и высоко моральные задачи. При этом она сталкивается со сложными вызовами, её моральные решения и действия носят особенно неотложный характер. Проблемы встречи человека и системы, а также технического и гуманитарного являются драматическими (а попытки их решения - поучительными) для философской науки в целом [10].

Подводя итоги, следует заключить, что в фокусе внимания философии медицины должны находиться ключевые ценности, лежащие в основе медицинской отрасли знания, центральные объекты медицинской деятельности, ее цели, методы и ограничения.

Философское знание помогает в развитии профессионального сознания, в мировоззрении врача одновременно формируется социально-культурный пласт, устойчивый морально-нравственный стержень. Она помогает рассматривать медицинскую практику как профессию во благо людей, врач не просто должен понимать, зачем жить, а как жить, чтобы не болеть. Привлечь специалиста - медика к процессу утверждения общечеловеческих ценностей, также является немаловажной задачей современной философии. Таким образом, обращенность философии к медицине, как науке и практике, оправдывает высокую задачу сохранения жизни и укрепления здоровья человека.

Список литературы

  1. Ашимов И.А. и др. Философия медицины: современная концепция развития // Образование и наука в современных реалиях. - 2018. - С. 216-219.
  2. Бушковская, Е.А. Междисциплинарная интеграция как феномен философии и стратегия обучения // Молодой ученый, 2009. - № 5. - С. 178-182.
  3. Гидлевский А.В. Междисциплинарный характер проблем философии медицины //Современная философия в России: междисциплинарные исследования в контексте традиций и инноваций. - 2014. - С. 165-170.
  4. Кудашов В.И. Философия медицины и медицинский взгляд на философию // Сибирское медицинское обозрение, 2010. - № 1. – С. 84-88.
  5. Мирошников Ю.И. Специфика медицинского познания и проблема целостности его предмета //Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. – 2009. - № 9. С. 171-184.
  6. Муратов А.А. и др. Медицина и философия: диалектическая и синергетическая концепция взаимосвязи // Евразийское научное объединение, 2019. № 9-2(55). С. 111-115.
  7. Равочкин Н.Н., Малиновский В.А. Концепты Мишеля Фуко в современной философии медицины // Nauka-rastudent. ru. - 2014. - № 12-2. - С. 4-4.
  8. Седова Н.Н. Философия для медицинских специальностей. - М.: КНОРУС. - 2018. - 210 с.
  9. Табачкова О.А. Союз философии и медицины //Бюллетень медицинских интернет-конференций. - Общество с ограниченной ответственностью «Наука и инновации». - 2012. - Т. 2. - №. 11. - С. 864-864.
  10. Философия медицины – самосознание терапии. Вызовы времени и современная российская медицина / сб. статей и тезисов докладов. Екатеринбург: УГМУ. 2014. – Т. I. – 243 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее