На территории бывшего СССР после его развала начала происходить смена вектора развития физической культуры от тоталитарных, шаблонных форм физкультурного образования в направлении ее гуманизации. Разрабатываются модели и концепции, позволяющие усилить роль личности в процессе физкультурного образования. Одну из таких моделей предложил В. И. Столяров в рамках разработанного им и практически реализуемого с 1991 года проекта под названием «СпАрт». Слово «СпАрт» (SpArt) можно толковать двояко:
1) как производное от английских слов: «Spirituality» - духовность, «Sport» - спорт и «Art» - искусство;
2) как аббревиатуру из первых букв русских слов в выражении «соревнования приверженцев активного разностороннего творчества». Проект также часто называют спартианской системой культурно-спортивной работы. Мировая практика физкультурного образования содержит ряд подобных систем для молодежи. Особенностями, отличающими спартианскую систему от других, по нашему мнению, являются следующее - органическое сочетание спорта, искусства и других видов деятельности с целью создания условий для гармоничного, всестороннего развития личности, что совпадает с целями неспециального физкультурного образования молодежи [4].
Среди организованных форм реализации содержания неспециального физкультурного образования школьников во внеучебное время главное место занимают:
1) секции по видам спорта;
2) школьные соревнования;
3) туристические походы и слеты;
4) праздники физической культуры, Дни здоровья и т.
Спартианская концепция ФВ, образования и организации досуга детей и подростков основывается на основе интегрированного подхода, поскольку название – «СпАрт» происходит от трех английских слов: «spirituality» - духовность, «sport» - спорт и «art» - искусство. Поэтому целью концепции является обеспечить целостный положительный эффект спортивной и творческой деятельности ребенка в интеграции с другими видами деятельности. Главный замысел этого проекта состоял в том, чтобы способствовать полной реализации культурного потенциала спорта, преодолению разрыва между физическим и духовным развитием человека, привлечению спортсменов к миру искусства, а деятелей искусства - к миру спорта, развитию форм художественной деятельности, которая направлена на гуманистическое восприятие спорта средствами искусства, то есть органическому синтезу спорта и искусства [5].
Концепция движения, «СпАрт» заключается в использовании новой, более гуманной модели спорта, которая отличается от предыдущей, программой соревнований, составом участников, системой определения победителей. Элементом спартианской концепции культурно-спортивной работы являются спартианские клубы, школы, игротеки, летние оздоровительные лагеря. Их создают на базе общеобразовательных или специализированных школ, дворцов творчества детей и молодежи и объединяют на добровольных началах людей разного возраста, интересов, физической подготовки. Основное направление их деятельности - здоровый образ жизни, активный отдых, общение, развитие способностей в различных областях творческой деятельности (игры, соревнования, конкурсы).
Центральным элементом этой концепции являются Спартианские игры, для которых характерен принципиально новый подход к организации соревнований. Участники, независимо от состояния здоровья, имеют возможность продемонстрировать свое всестороннее и гармоничное развитие, физическую подготовленность, художественное мастерство, знания, проявить творчество и юмор. Программа этих игр предусматривает различные конкурсы, соревнования, связанные с миром спорта, искусства. Это создает условия для совместного и равноправного участия в играх лиц разного возраста, пола, физического состояния, в том числе и инвалидов. При определении победителей всесторонне поддерживают высоконравственное поведение участников в соответствии с критериями духовности, нравственности, красоты.
Среди спортивных соревнований с измененными правилами известны такие: «Сидячий волейбол», когда каждой команде разрешается бить по мячу более чем три раза, принимать мяч не только руками, но и телом, головой; „Необычный волейбол”, что требует от участников продержать мяч в воздухе как можно дольше; эстетическая демонстрация спортивного мастерства, что предполагает соревнование в умении красиво забрасывать мяч в корзину или, в лучшем забивание гола; «Большой мяч», когда игроки пытаются как можно выше подбросить вверх огромный мяч (диаметром до 2 метров), не давая ему возможности упасть на землю и тому подобное.
За время своего существования „СпАрт” получает поддержку в различных постсоветских государствах, в том числе в РФ. За это время апробировано на практике и доказана эффективность использования спартианских форм и методов в работе с разными группами населения: школьниками, студентами, детьми дошкольного возраста, родителями с детьми-инвалидами.
С такой же целью - обеспечение целостного развития детей школьного возраста - была разработана гуманистическая модель образования «Артпедагогика в физической культуре личности». Она предполагает ориентацию на создание условий для познания ребенком ценностей культуры, воспитания чувства красоты и добра в процессе эмоционального сопереживания художественно-творческой деятельности. Такая программа содержит интеллектуальные и двигательные модули.
Некоторые специалисты (Князев А.А., Мурюкина Е.В.) отмечают, что спартианские игры является одной из моделей олимпийского образования. Концепция олимпийского образования также предусматривает привлечение детей к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческих и духовных ценностях, связанных со спортом. В качестве основных средств здесь используют различные формы информационной деятельности по разъяснению и пропаганде идей олимпизма и здорового образа жизни [1].
Интересен опыт России, где для учащихся восьмых классов в официальную школьную программу был введен урок и экзамен по олимпийскому спорту, российский учебник «олимпийский спорт», переизданный уже шестнадцать раз по инициативе губернаторов. Относительно этого положительным является пример российского канала "Культура", где для широкой аудитории предложены легенды Древней Греции, связанные с олимпийским движением и его расцветом.
В 1994 г. был издан совместный приказ Министерства образования Российской Федерации и Олимпийского комитета России «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр». Вопросы олимпийского образования учащихся были включены в содержание утвержденного в 1998 г. обязательного минимума содержания общего среднего образования (образовательная отрасль «физическая культура») и типовых учебных программ по физической культуре для начальной и средней школы. Олимпийский комитет России в 1996 г. выпустил учебное пособие для учебных заведений России «Твой олимпийский учебник» [2].
В последнее время специалисты по физическому воспитанию шире рассматривают функции и задачи олимпийского образования. Отмечается, что оно является органическим видом общегуманитарного образования, которое в свою очередь выступает важным интегративным компонентом, придающим профессиональным знаниям и умениям «человеческую значимость». Олимпийская образование, выступая органической частью общечеловеческой культуры, в то же время является самостоятельной областью деятельности, существенной особенностью которой является направленность на развитие всесторонней, творческой личности, способной достичь гармонии духовного и физического, что развивается в единстве с культурой и социумом.
Е.Г. Огольцова, М.Я. Шипилова и К.А. Гостищева выделяют два основных направления практической реализации олимпийского образования: общеобразовательной и специально образовательный. Первый содержит распространение информации об олимпийском спорте и физическом воспитании детей и молодежи в духе мира и сотрудничества, второй обеспечивает подготовку специалистов для сферы физической культуры и спорта в высших учебных заведениях. Такое разделение позволяет дифференцировать формы и средства олимпийского образования в зависимости от возраста контингента и целевых установок образовательного процесса [3].
Несмотря на активную деятельность по распространению олимпийских идеалов среди детей и молодежи, существует целый ряд проблем, связанных с этим. Многочисленные исследования, проведенные в разных странах мира, констатируют: низкий уровень знаний о гуманистических ценностях олимпизма среди молодежи, в том числе среди спортсменов; низкую мотивационную значимость олимпийских побед соотечественников для собственных занятий спортом, а общеобразовательная школа и высшие учебные заведения не являются источником знаний о ценностях физической культуры и олимпизма. Перспективы совершенствования системы олимпийского образования в учебных заведениях, по мнению упомянутых выше исследователей, такие: нужно добиться, чтобы преподавание олимпийских знаний в школах стало общим; систематически обогащать содержание образования на основе новых данных олимпийской науки и спортивной практики, повышать квалификацию учителей и педагогов-организаторов; настойчиво продолжать работу по наполнению школ учебными пособиями и учебно-методическими изданиями.
Список литературы
- Князев, А.А. Потенциал российских медиатекстов в развитии спортивной культуры у молодежи / А.А. Князев, Е.В. Мурюкина // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. - № 3. - С. 216-223.
- Косенкова, В.А. Из опыта проведения детских спартианских игр / В.А. Косенкова О.И. Васильева // В сборнике: Проблемы школьного и дошкольного образования. Материалы XI региональной научно-практической конференции. - 2020. - С. 221-225.
- Огольцова, Е.Г. Влияние особенностей спартанского воспитания на современный образовательный процесс / Е.Г. Огольцова, М.Я. Шипилова, К. А. Гостищева // Молодой ученый. - 2020. - № 15 (305). - С. 62-64.
- Столяров, В.И. Авторская и научно-педагогическая школа в ГЦОЛИФК проф. В.И. Столярова/ В.И. Столяров // В сборнике: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма. - 2016. - С. 20-31.
- Щеглов, А.В. Олимпийское движение как культурное достояние: социально-исторический аспект/ А.В. Щеглов // Международный журнал гражданского и торгового права. - 2020. - № 1. - С. 38-42.