САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

615

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 12 (14), май ‘21

Дата публикации 22.05.2021

Поделиться

Феномен самоэффективности личности приобретает все большую актуальность в связи с темпами развития современного общества. В статье рассматривается понятие самоэффективности, свойства самоэффективности, источники информации о самоэффективности, а также источники развития самоэффективности личности.

На сегодняшний день феномен самоэффективности личности приобретает все большую значимость. Это связано с тем, что современное общество живет в ситуации сложной эпидемиологической, экономической и социальной обстановки, неопределенности, затрудненного прогноза пути развития в будущем. Необходимость сильного самоконтроля и многозадачности в деятельности, в свою очередь, повышает уровень тревожности, нередко провоцирует стрессовые реакции. Поэтому проблема самоэффективности личности приобретает все большую актуальность в современном мире.

Под самоэффективностью понимают убежденность человека в собственной способности эффективно решать те или иные задачи, действовать в определенной ситуации, а также предпочтение наиболее сложных задач и проявление настойчивости в их достижении [1].

 Следует отличать ожидание эффективности (efficacy expectation) от ожидания результатов (outcome expectation). Первое означает оценку самим человеком того, как определенное поведение приведет к некоторому результату. А второе предполагает оценку того, в какой мере он в состоянии вести себя так, как это необходимо, чтобы получить некоторый результат. Отличие состоит в том, что человек ожидает определенного результата своего поведения, но в то же время не верит в возможность совершать те или иные действия.

 Следовательно, самоэффективность есть убежденность индивида в способности успешно действовать для достижения определенного результата. 

 Самоэффективность определяет поведение человека и позволяет его прогнозировать. Самоэффективность предстает как важный когнитивный фактор, влияющий на поведение человека и его результаты через познавательные, эмоциональные и физиологические процессы [2].

 Следует разграничить понятие самоэффективности с некоторыми другими, сходными понятиями. Первый из них – локус контролякоторый не связан с представлением о своих способностях, он отражает представления субъекта о том, что влияет на результат – собственные действия или внешние силы, такие как удачные обстоятельства или судьба.

Второе понятие - каузальные атрибуции, т.е. воспринимаемые причины позитивных или негативных результатов произошедших событий. Самоэффективность же предполагает убеждения о своих способностях справиться в будущем с определенной деятельностью.

 Я-концепция – комплексный конструкт, включающий в себя когнитивный и аффективный компоненты (самооценку), она подвержена влиянию социальных сравнений.

 Самоэффективность – это такой когнитивный конструкт, который базируется на личном опыте успешного выполнения деятельности.

 Изначально Я-концепцию представляли как обобщенную личностную составляющую, а самоэффективность изучали в конкретных сферах деятельности. Сходство Я-концепции и самоэффективности в их иерархичности и многофакторности.

 Самоэффективность имеет много общего с уверенностью в себе, поскольку в обоих случаях описывают представления индивида о своих способностях, но если самоэффективность является только когнитивным конструктом, то у уверенности в себе, как и у Я-концепции, есть еще эмоциональный компонент. Уверенность в себе более обобщенная, а самоэффективность имеет узкую спецификацию в соответствии с деятельностью субъекта [3].

 Существуют три свойства самоэффективности, определяющие ее влияние на поведение [4]:

1. Уровень. 

2. Сила 

3Обобщенность (широта) 

 Можно выделить шесть основных характеристик самоэффективности как личностного конструкта [4]:

  • представление о самоэффективности – частная и специфическая характеристика индивида;
  • самоэффективность – оценка собственной способности справиться с определенными задачами, а не личностная черта;
  • самоэффективность зависит от контекста деятельности, поэтому многие факторы могут оказать влияние на деятельность субъекта, а следовательно, и на его чувство самоэффективности;
  • самоэффективность как ожидание личного мастерства в решении будущих задач, поэтому самоэффективность измеряется до того, как человек начинает выполнять какую-нибудь деятельность;
  • самоэффективность понимается как суждение о действиях, которые человек может совершить, вне зависимости от того значения, которое он им придает; 
  • для измерения самоэффективности за основу берут критерии мастерства и компетентности, а не нормативные или другие сравнительные характеристики.

 Самоэффективность формируется в течение жизни под воздействием различных факторов. Есть четыре основных источника информации о собственной эффективности [4].

  1. Личный опыт достижений 
  2. Косвенный опыт 
  3. Опыт других людей
  4. Вербальные убеждения

 Это один из самых простых и доступных способов формирования самоэффективности. Вербальное воздействие как попытка убедить человека в наличии у него способностей для решения той или иной задачи является достаточно эффективными. 

 Основные формы убеждения: 

  • внушение, 
  • увещевание, 
  • обратная связь,
  • самовнушение. 

 Если различия собственного опыта и мнения убеждающего велики, то происходит не только подрыв самоэффективности, но и снижение авторитета самого убеждавшего. Особенно значимо, насколько человек доверяет наставнику. Наиболее продуктивно убеждение работает в сочетании с личным опытом успешного решения тех или иных жизненных задач. 

 В психотерапевтической работе с самоэффективностью важно, чтобы человек объяснял успех собственными усилиями и навыками [4].

 Из эмоциональных и физиологических реакций человек может извлечь информацию о своих способностях, сильных и слабых сторонах. Учитывая, что люди судят о своей самоэффективности также по уровню эмоционального напряжения, испытываемого ими в стрессовых или угрожающих ситуациях, то понижение этого напряжения и сможет повысить прогноз эффективности.

 Таким образом, самоэффективность рассматривается как результат самоубеждения с помощью когнитивной обработки различных источников ее формирования. Источники информации проходят когнитивную обработку, оценку и интеграцию в сознании индивида [3].

 Самоэффективность оказывает воздействие на различные мотивационные характеристики, а именно: выбор целей, настойчивость, усилия, эмоции и совладание с трудностями [2].

Обладатели высокого уровня самоэффективности ставят перед собой адекватные цели умеренного уровня сложности, а люди с тем же уровнем способностей, но с низким уровнем самоэффективности выбирают цели низкого уровня сложности. Именно постановка адекватных возможностям целей способствует укреплению самоэффективности при их достижении.

 Результаты некоторых исследований показывают, что самоэффективность влияет на успешность взаимодействия индивида с окружающими.

 Существует четыре источника самоэффективности:

  1. овладение мастерством;
  2. социальное моделирование;
  3. вербальное подкрепление;
  4. психическое состояние.

 Настроение, эмоциональное состояние, физическая реакция и уровень стресса влияют на то, как человек расценивает свои способности в той или иной ситуации. У человека, склонного нервничать, при публичных выступлениях, может снизиться чувство самоэффективности в ситуациях подобного рода. Но научившись минимизировать стресс и поднимать себе настроение в трудных ситуациях индивид способен повысить свою самоэффективность [2].

Список литературы

  1. 1. Bandura A. Self-efficacy: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change // Psychological Review. 1977. Vol. 84. № 2. P. 191–215.
  2. 2. Булынко Н. А. К проблеме самоэффективности в психологии / Н. А. Булынко, Ю. Коломейцев // Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И. П. Шемякина, 2009. – Т. 3. – № 24. –С. 37 – 46.
  3. 3. Шепелева Е. А. Особенности учебной и социальной самоэффек-тивности школьников: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – Москва, 2008. – 27 с.
  4. 4. Бандура А. Теория социального научения / А. Бандура – Санкт-Петербург: Евразия, 2000. – 320 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее