АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ОСНОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА В ГОРОДЕ КАЛУГЕ

АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ОСНОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА В ГОРОДЕ КАЛУГЕ

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Просмотры

51

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (63), май ‘22

Дата публикации 27.04.2022

Поделиться

Актуальность данного исследования обусловлена важностью и значимостью совершенствования механизмов и форм социальной защиты населения, и в частности – оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта. Предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта представляет собой эффективный механизм социальной адаптации, востребованность которого в настоящее время постоянно возрастает. Социальный контракт отражает социальный характер демократического государственного устройства и представляет механизм улучшения качества жизни населения, основанный на закреплении взаимных обязательств между государством и гражданином.

Одним из наиболее значимых направлений реализации государственной социальной политики является борьба с бедностью, которая заключается в выявлении малоимущих семей и одиноко проживающих малоимущих граждан и оказание адресной социальной помощи.  Вопрос решения проблем бедности населения актуализирует также одна из целей Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 - снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года [1].

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. Получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

На рисунке 1 представлена динамика малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан в городе Калуге в период с 2019 по 2021 год.

pastedGraphic.png

 

Рисунок 1 – Динамика количества малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан в городе Калуге в период с 2019 по 2021 год

 

Исходя из рисунка 1, можно сделать вывод о том, что количество малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан в период с 2019 по 2021 год имело тенденцию к устойчивому увеличению. Количество малоимущих семей в рассматриваемый период увеличилось на 11,94%, а количество малоимущих одиноко проживающих граждан – на 4,81%.  Исходя из динамики количества малоимущих семей и граждан в городе Калуге можно сделать вывод о важности и актуальности предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, которая направлена на стимулирование выхода граждан и семей из-за черты бедности.

Для анализа различных динамических показателей, характеризующих предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта в городе Калуге, необходимо обозначить основания для заключения социального контракта с гражданами и пороговые значения суммы выплат, которая может быть назначена по различным основаниям. Основания и суммы выплат по социальному контракту устанавливаются министерством труда и социальной защиты Калужской области и действуют в виде единой для всех муниципальных образований региона системы. Государственная социальная помощь на основании социального контракта в Калужской области предоставляется в виде единовременной и (или) ежемесячной выплаты. В таблице 1 представлены основания для получения социальной помощи в виде различных выплат [2].

Таблица 1 - Основания для получения социальной помощи в виде различных выплат

Вид выплаты

Основания 

Единовременная

В размере до 250000 рублей на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»

в размере до 100000 рублей на ведение личного подсобного хозяйства

в размере до 30000 рублей на оплату стоимости курса обучения.

Ежемесячная
(в размере, не превышающем величины прожиточного минимума для трудоспособного населения)

на осуществление мероприятий по поиску работы;

на реализацию иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации

Исходя из таблицы 1, можно сделать вывод о том, что заключение социального контракта с малоимущими гражданами возможно по установленному ряду оснований, для каждого из которых предусмотрено определенное пороговое значение.

В настоящее время действует заявительный порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта – то есть процесс рассмотрения кандидата для заключения социального контракта инициируется нуждающимся гражданином самостоятельно.

Для принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта управлением социальной защиты населения города Калуги образована специальная комиссия (далее - комиссия). Управление социальной защиты по мере поступления заявлений о предоставлении государственной социальной помощи направляет в комиссию проект программы социальной адаптации и проект социального контракта, разработанные совместно с гражданином, а также заявление гражданина, анкету о семейном и материально-бытовом положении и акт комиссионного обследования по месту жительства или месту пребывания заявителя (при наличии).

Управление социальной защиты населения города Калуги на основании заключенного социального контракта с утвержденной программой социальной адаптации издает правовой акт о назначении государственной помощи на основании социального контракта. После заключения социального контракта с получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта в течение 3 рабочих дней управление направляет в органы, организации, услуги которых необходимы для выполнения программы социальной адаптации, копию программы социальной адаптации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что управление социальной защиты населения города Калуги в части предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта: принимает заявления граждан о предоставлении социальной помощи; выносит заявления граждан о предоставлении социальной помощи на рассмотрение комиссии, которая принимает решение о заключении социального контракта; разрабатывает программу социальной адаптации граждан; осуществляет контроль за соблюдением получателем социальной помощи установленного мероприятий программы социальной адаптации и в случае необходимости принимает решение о досрочном расторжении социального контракта.

На рисунке 2 представлено соотношение зарегистрированных управлением социальной защиты населения заявлений о предоставлении социальной помощи на основании социального контракта и положительных решений комиссии о заключении социального контракта.

pastedGraphic_1.png

Рисунок 2 -  Соотношение заявлений о предоставлении социальной помощи на основании социального контракта и положительных решений и заключении социального контракта в городе Калуге

Исходя из рисунка 2, можно сделать вывод о том, что в Калуге в период с 2019 по 2021 год комиссией удовлетворялись в среднем 93% от поданных в управление социальной защиты города Калуги заявлений граждан о предоставлении социальной помощи на основании социального контракта. Следует отметить, что с учетом динамики количества малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан в городе Калуге в аналогичный период, заявление в управление социальной защиты города Калуги подавала достаточно незначительная доля граждан от общего числа малоимущих (около 2% от общего количества).

Важнейшим аспектом работы органов местного самоуправления с гражданами в сфере оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является разработка (совместно с малоимущим гражданином) программы социальной адаптации, которая впоследствии направляется на рассмотрение комиссии, а после ее утверждения и заключения с гражданином социального контракта становится своеобразной «дорожной картой» малоимущего гражданина по выходу из трудной жизненной ситуации. Неисполнение мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин является основанием для досрочного расторжения социального контракта в одностороннем порядке, при этом контроль за соблюдением мероприятий программы осуществляется управлением социальной защиты населения города Калуги.

В случае рассмотрения комиссией вопросов заключения социального контракта с гражданином в целях предоставления помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и на ведение личного подсобного хозяйства программа социальной адаптации представляет собой своеобразный отчет о планируемых закупках – например, наименования приобретаемых техники, оборудования, крупного рогатого скота, птицы и их стоимость и т.д.

В случае с заключением социального контракта с гражданином в целях оказания государственной социальной помощи на осуществление мероприятий по поиску работы программа социальной адаптации содержит план мероприятий по поиску места работы – в него включаются, например, постановка на учет в Центре занятости населения, попытки связаться с отдельными организациями по вопросам трудоустройства и т.д.

В случае же с заключением социального контракта с гражданином в целях реализации иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (доля которых является превалирующей в общем числе заключенных в 2021 году и действующих по состоянию на 2021 год социальных контрактов в городе Калуге программа социальной адаптации, как правило, не включает никаких конкретных и измеримых мероприятий.

В   течение   четвертого  месяца  после  месяца  окончания  срока  действия  социального  управлением социальной защиты населения города Калуги населения готовится отчет об  оценке эффективности реализации социального контракта, включающий в себя: сведения  о доходах гражданина (семьи Гражданина) за 3 месяца, следующие за  месяцем   окончания   срока   действия   социального   контракта,   которые  представляет   гражданин,   и   их   сравнение  со  сведениями  о  доходах, представленных гражданином при подаче заявления; оценку  условий  жизни  гражданина  (семьи  гражданина)  по окончании срока  действия социального контракта; анализ целесообразности заключения нового социального контракта [3].

Список литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] URL - http://www.consultant.ru (дата обращения 12.12.2021)
  2. Закон Калужской области от 18 ноября 2013 года 505-ОЗ «О государственной социальной помощи в Калужской области»// Официальный портал органов власти Калужской области [Электронный ресурс] – URL https://admoblkaluga.ru (дата обращения 12.12.2021)
  3. Приказ министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области от 10 января 2014 года №5 №Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи и формы социального контракта [Электронный ресурс] URL - http://www.consultant.ru (дата обращения 12.12.2021)
  4. Гараева О.П. Предоставление социальной помощи на основании социального контракта// Вестник государственного и муниципального управления. – 2018. - №6. – С.12-17.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее