Российский рынок системной интеграции и ит-консалтинга

Российский рынок системной интеграции и ит-консалтинга

В современных условиях, когда ИТ индустрия развивается гораздо динамичнее большинства отраслей, компаниям из традиционных секторов экономики становится все сложнее следить за текущими трендами и тенденциями в ИТ. А наличие современной ИТ-инфраструктуры у компании является сильным конкурентным преимуществам. В следствии чего, такие компании вынуждены прибегать к помощи специализированных подрядчиков, которые имеют большой опыт в области разработки и внедрения современных информационных технологий. Этими подрядчиками и являются системные интеграторы, деятельность которых на российском рынке будет рассмотрена в данной статье.

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 12 (14), май ‘21

Поделиться

Введение

Крупные предприятия довольно часто прибегаю к услугам профессиональных компаний, специализирующихся на конкретных направлениях, таких как рыночные исследования, консалтинг, аудит, маркетинг и другие. Заказчики хотят перенять накопленный опыт, получить рекомендации от экспертов по формированию стратегического плана развития или просто передать на аутсорсинг часть задач, для реализации которых у них недостаточно компетенций. Одним из направлений такого взаимодействия является ИТ-консалтинг, который сегодня является неотъемлемой частью системной интеграции [1].

В современных условиях для построения качественной, устойчивой и надежной информационной системы на предприятие практически всегда приходится взаимодействовать с несколькими поставщиками программного обеспечения. Коробочные решения всегда требуют значительных доработок под нужны конкретной компании. А организация единой стабильно функционирующей системы из множества разрозненных сервисов и систем от разных поставщиков является просто неподъемной задачей для компании не из ИТ-индустрии. Системные интеграторы — это компании-подрядчики, которые специализируется на заказной разработке и внедрении ИТ-инфраструктуры на предприятии, готовые реализовать все вышеперечисленные задачи своими силами. Согласно открытому глоссарию исследовательской и консалтинговой компании Gartner, системный интегратор – это компания, которая специализируется на внедрении, планировании, координации, тестировании, улучшении и иногда на поддержании и обслуживании информационных систем [2].

Работа современного системного интегратора сегодня невозможна без ИТ-консалтинга. Перед интеграторами все чаще ставятся такие задачи, как [3]:

  • оптимизация расходования ИТ-бюджета;
  • оптимизация бизнес-процессов компании (процессная аналитика);
  • анализ имеющихся информационных систем, выявление слабых мест;
  • поиск оптимальных методов и направлений на пути оптимизации существующих систем;
  • формирование корпоративной ИТ-стратегии;
  • и другие.

Подводя итоги, для полного определения объекта исследования следует сказать, что системным интегратором может называться только та компания, которая свободно ориентируется в различных направлениях ИТ. Системный интегратор должен иметь большой объем опыта и экспертизы в современных ИТ-системах, предоставляемых широким кругом поставщиков. Он должен комплексно подходить к решению задач и предоставлять услуги в области бизнес-консалтинга и внедрения различных бизнес-приложений, таких как: CRM, ERP, BI, BPM, ECM и другие [4]. А его основным фронтом работы должно являться объединение разрозненных компонентных подсистем в единое целое и обеспечение стабильной совместной работы этих подсистем, что, собственно, и называется системной интеграцией [5].

Анализ российского рынка ИТ-услуг

Российский рынок консалтинговых услуг относительно молодой. Основными предпосылками возникновения консалтинга обычно являются следующие факторы:

  • наличие рыночной экономики;
  • наличие частного бизнеса и независимых экспертов;

Таким образом, отправной точкой развития рынка консалтинговых услуг в России большинство экспертов называют начало 90-х годов. ИТ-консалтинг, как отдельное направление, появился в конце 90-х годов, когда предприятия начали активно заниматься внедрением ERP-систем. Ниже приведена таблица, в которой представлены средние оценки объемов рынка ИТ-услуг в целом и системной интеграции в частности по данным нескольких исследовательских агентств, таких как: IDC, TAdviser, Астерос и ВШЭ (см. Таблица 1) [6].

Таблица 1.

Динамика рынка ИТ-услуг в России

ГодИТ услуги, млрд. $ИТ услуги, млрд. руб.Прирост ИТ услуг в $Прирост ИТ услуг в руб.Системная интеграция, млрд. руб.Доля системной интеграцииКурс $ к руб.
20063,081,3 - -19,524,0%27,2
20074,4112,547,2%38,4%27,024,0%25,6
20085,2129,818,6%15,4%32,525,0%24,9
20093,6114,1-31,0%-12,1%35,431,0%31,7
20104,7142,730,6%25,0%41,429,0%30,4
20115,9174,626,4%22,3%49,828,5%29,4
20126,6204,610,8%17,2%58,328,5%31,1
20137,7245,217,0%19,9%76,031,0%31,9
20146,6252,5-14,7%3,0%80,832,0%38,4
20154,5275,5-31,2%9,1%90,933,0%61,0
20164,3288,9-4,6%4,8%104,036,0%67,0
20175,2301,119,7%4,2%111,437,0%58,4
20185,1319,8-1,2%6,2%124,739,0%62,7
20195,6360,59,2%12,7%147,841,0%64,7
20205,4389,6-3,1%8,1%163,642,0%72,2

Стоит отметить, что аналитическая компания IDC (и другие аналитические агентства) сегментирует ИТ-услуги на следующие составляющие:

  • системная интеграция;
  • ИТ-консалтинг;
  • разработка заказного ПО;
  • установка и поддержка оборудования;
  • ИТ-обучение кадров и проведение тренингов.

Однако в современных реалиях, большинство крупнейших российских компаний, которые в начале развития отрасли занимались исключительно системной интеграцией, сейчас предоставляют комплекс услуг, включающий и другие сегменты ИТ-услуг. Так, совсем недавно, некоторые исследователи начали включать в отрасль ИТ-услуг облачные сервисы, как отдельный сегмент, в следствии резкого развития данного направления. Но классическая системная интеграция по сей день остается доминирующим сегментом ИТ-услуг.

Также стоит отметить, что рекордная динамика развития ИТ-услуг в России, относительно средних мировых темпов наблюдалась в 2004 году. Тогда совокупный объем рынка IT-услуг России вырос на 26,3% и стал составлять $1,9 млрд. Это был рекордный показатель по всей Европе. Ниже будут представлены графики развития ИТ-услуг и системной интеграции, построенные на основе таблицы 1.

Рисунок 1. Динамика рынка ИТ-услуг в млрд. $

На графике видно, значительное снижение объема рынка в 2009, 2014 и 2015 годах. Отрицательная динамика в эти годы вызвана в большей степени значительными колебаниями курса доллара, поэтому для полноты картины все данные были приведены к рублевому эквиваленту по данным ЦБ РФ (см. рисунок 2). Однако совокупная динамика за 14 лет имеет экспоненциальный характер, с каждым годом среднегодовой темп роста (GARR) рынка ИТ-услуг увеличивается

Рисунок 2. Динамика рынка ИТ-услуг в млрд. руб.

По рисунку 2 видно, что рынок ИТ-услуг последние 15 лет развивался довольно стабильно относительно российской экономики. Наибольший рост пришелся на 2007 год, тогда рынок вырос на 38,4%. А худшими для отрасли оказались 2008 и 2009 годы, тогда из-за финансового кризиса объем рынка сократился на 12% в рублевом эквиваленте. После этого на рынке ИТ-услуг наблюдалась только положительная динамика. И даже в валютный кризис в 2014 году, рост рынка смог перекрыть падение курса рубля относительно доллара и составил 3%. Средний годовой темп роста рынка ИТ-услуг с 2010 года составил 12,1%. В свою очередь, доля сегмента системной интеграции стабильно увеличивалась с 2008 года, а средний годовой темп роста сегмента с 2010 года составил 15,1% (см. рисунок 3). Сегодня на долю системной интеграции приходится примерно 40% рынка всех ИТ-услуг в России. Также видно, что динамики изменения объема рынка ИТ-услуг в рублевом эквиваленте имеет линейный характер роста. Однако сегмент системной интеграции развивается несколько динамичнее, показывая квадратичный рост (см. рисунок 3).

С 2018 на 2019 год прирост рынка ИТ-консалтинга составил 23,6%, что на 16% больше прироста всего рынка IT России (с учетом разработчиков ПО, вендоров и поисковиков). Как говорилось выше, сегодня большинство системных интеграторов занимаются именно ИТ-консалтингом, поэтому данные показатели развития подтверждают актуальность выбора темы исследования.

Рисунок 3 – Динамика рынка ИТ-услуг в млрд. $

Стоит отметить, что потребительское поведение при покупке товаров и услуг данного сегмента отличается высокой степенью анализа. Перед выбором системного интегратора любая компания детально изучает всю история внедрений на примере других организаций, отзывы вендоров об интеграторе и используемый стек технологий.

В 2019 году российский рынок ИТ-услуг продолжил рост. По данным TAdviser, по итогам 2019 года объем его транзакций увеличился на 9,5% и составил 373,4 млрд рублей. Основной движущей силой развития является продолжающийся процесс цифровой трансформации компаний. В ее основе лежит целый набор технологий - облачные вычисления, анализ больших данных, интернет вещей, искусственный интеллект и т.д. Все это серьезно повлияло на эффективность компаний и способствовало развитию всего отечественного ИТ-рынка и рынка ИТ-услуг [7].

Вывод

Данная работа может являться ориентиром дальнейшего развития для крупных российских системных интеграторов. Ниже представлены основные практические результаты, выявленные в результате исследования:

  • вендоры идут по пути диверсификации деятельности и все чаще пытаются предлагать собственные услуги по системной интеграции. Таким образом, компаниям, ориентированным сугубо на интеграционный деятельности, необходимо придерживаться стратегии мультивендорности, а также брать курс на разработку собственного программного обеспечения;
  • в постпандемийном мире особенно актуальны будут медицинские технологии, поэтому уже сегодня необходимо накапливать экспертизу в этой отрасли и изучать все современные ИТ-решения. Большинство аналитиков отдельно отмечают направление предиктивной медицины, как наиболее перспективное;
  • на протяжении последних 15 лет наиболее конкурентоспособными на рынке системной интеграции остаются компании, обучающие собственных специалистов. Такая тенденция является следствие нехватки высококвалифицированных кадров на рынке системной интеграции. Значительная нехватка возникает из-за полного отсутствия русскоязычных учебных материалов по разработке большинства крупнейших ERP-систем. Поэтому самостоятельная подготовка собственных специалистов является сильнейшим конкурентным преимуществом.

Список литературы

  1. Тadviser, ERP-системы (мировой рынок) [Электронный ресурс] // URL: https://www.tadviser.ru/a/53842 (дата обращения: 29.04.2021).
  2. Ай-Теко [Электронный̆ ресурс] // URL: https://www.i-teco.ru/ (дата обращения: 28.04.2021).
  3. Самарская Ирина Михайловна Источники финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации // Евразийский Научный Журнал. 2016. No4.
  4. Риск-менеджмент инвестиционного проекта: Учебник / Под ред. Грачевой М.В.. - М.: Юнити, 2018. - 576 c.
  5. Пальникова Е.Н., Патракова В.Л., Рыжкова О.В. Современные тенденции развития рынка консалтинговых услуг// Электронное научно-техническое издание «Экономика: проблемы, решения и перспективы». УДК 338.33. М, 2014.- № 3(27). URL: https://core.ac.uk/download/pdf/38643062.pdf
  6. Information Technology Glossary [Электронный ресурс] // Gartner. URL: https://www.gartner.com/en/information-technology/glossary/si-system-integrator (дата обращения: 28.04.2021).
  7. Т1-Интеграция [Электронный ресурс] // URL: http://www.t1-consulting.ru/about/ (дата обращения: 28.04.2021).
  8. Cnews, IDC: Крупные вендоры оттесняют российских интеграторов [Электронный̆ ресурс] // URL: https://www.cnews.ru/news/top/idc_krupnye_vendory_ottesnyayut_rossijskih/ (дата обращения: 29.04.2021).
  9. Восемь ключевых технологий для бизнеса: как подготовиться к их воздействию [Электронный̆ ресурс] // PWC. URL: https://www.pwc.ru/ru/assets/8-technologies.pdf (дата обращения: 28.04.2021).
  10. Панасюк А.Ю. Имидж: определение центрального понятия в имиджелогии [Электронный ресурс] // Академия имиджелогии. 2004. 26 марта. URL: http://academim.org/art/pan1_2.html (дата обращения: 17.04.2008).
  11. Василевская, И. В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / И. В. Василевская. – 3-е изд. – М.: РИОР, 2009. – 129 с.
  12. National Venture Capital Association Yearbook 2015/Thomson Reuters &NVCA Report, Washington, 2016
  13. Палеха Ю.И., Горбань Ю.И. Суть IT-консалтинга, его задачи и направления [Электронный ресурс] // Информационный бизнес. 2011. 25 марта. URL: https://studbooks.net/74040/marketing/sut_konsaltinga_zadachi_napravleniya (дата обращения: 28.04.2021).
  14. ОЛЛИ, Системный интегратор: быть, а не казаться [Электронный ресурс] // URL: https://www.olly.ru/blog/sistemnyj-integrator-byt-ne-kazatsya/ (дата обращения: 29.04.2021).
  15. Тadviser, ИТ-услуги (рынок России) [Электронный ресурс] // URL: https://www.tadviser.ru/a/53626 (дата обращения: 28.04.2021).

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary