Введение
Крупные предприятия довольно часто прибегаю к услугам профессиональных компаний, специализирующихся на конкретных направлениях, таких как рыночные исследования, консалтинг, аудит, маркетинг и другие. Заказчики хотят перенять накопленный опыт, получить рекомендации от экспертов по формированию стратегического плана развития или просто передать на аутсорсинг часть задач, для реализации которых у них недостаточно компетенций. Одним из направлений такого взаимодействия является ИТ-консалтинг, который сегодня является неотъемлемой частью системной интеграции [1].
В современных условиях для построения качественной, устойчивой и надежной информационной системы на предприятие практически всегда приходится взаимодействовать с несколькими поставщиками программного обеспечения. Коробочные решения всегда требуют значительных доработок под нужны конкретной компании. А организация единой стабильно функционирующей системы из множества разрозненных сервисов и систем от разных поставщиков является просто неподъемной задачей для компании не из ИТ-индустрии. Системные интеграторы — это компании-подрядчики, которые специализируется на заказной разработке и внедрении ИТ-инфраструктуры на предприятии, готовые реализовать все вышеперечисленные задачи своими силами. Согласно открытому глоссарию исследовательской и консалтинговой компании Gartner, системный интегратор – это компания, которая специализируется на внедрении, планировании, координации, тестировании, улучшении и иногда на поддержании и обслуживании информационных систем [2].
Работа современного системного интегратора сегодня невозможна без ИТ-консалтинга. Перед интеграторами все чаще ставятся такие задачи, как [3]:
- оптимизация расходования ИТ-бюджета;
- оптимизация бизнес-процессов компании (процессная аналитика);
- анализ имеющихся информационных систем, выявление слабых мест;
- поиск оптимальных методов и направлений на пути оптимизации существующих систем;
- формирование корпоративной ИТ-стратегии;
- и другие.
Подводя итоги, для полного определения объекта исследования следует сказать, что системным интегратором может называться только та компания, которая свободно ориентируется в различных направлениях ИТ. Системный интегратор должен иметь большой объем опыта и экспертизы в современных ИТ-системах, предоставляемых широким кругом поставщиков. Он должен комплексно подходить к решению задач и предоставлять услуги в области бизнес-консалтинга и внедрения различных бизнес-приложений, таких как: CRM, ERP, BI, BPM, ECM и другие [4]. А его основным фронтом работы должно являться объединение разрозненных компонентных подсистем в единое целое и обеспечение стабильной совместной работы этих подсистем, что, собственно, и называется системной интеграцией [5].
Анализ российского рынка ИТ-услуг
Российский рынок консалтинговых услуг относительно молодой. Основными предпосылками возникновения консалтинга обычно являются следующие факторы:
- наличие рыночной экономики;
- наличие частного бизнеса и независимых экспертов;
Таким образом, отправной точкой развития рынка консалтинговых услуг в России большинство экспертов называют начало 90-х годов. ИТ-консалтинг, как отдельное направление, появился в конце 90-х годов, когда предприятия начали активно заниматься внедрением ERP-систем. Ниже приведена таблица, в которой представлены средние оценки объемов рынка ИТ-услуг в целом и системной интеграции в частности по данным нескольких исследовательских агентств, таких как: IDC, TAdviser, Астерос и ВШЭ (см. Таблица 1) [6].
Таблица 1.
Динамика рынка ИТ-услуг в России
Год | ИТ услуги, млрд. $ | ИТ услуги, млрд. руб. | Прирост ИТ услуг в $ | Прирост ИТ услуг в руб. | Системная интеграция, млрд. руб. | Доля системной интеграции | Курс $ к руб. |
2006 | 3,0 | 81,3 | - | - | 19,5 | 24,0% | 27,2 |
2007 | 4,4 | 112,5 | 47,2% | 38,4% | 27,0 | 24,0% | 25,6 |
2008 | 5,2 | 129,8 | 18,6% | 15,4% | 32,5 | 25,0% | 24,9 |
2009 | 3,6 | 114,1 | -31,0% | -12,1% | 35,4 | 31,0% | 31,7 |
2010 | 4,7 | 142,7 | 30,6% | 25,0% | 41,4 | 29,0% | 30,4 |
2011 | 5,9 | 174,6 | 26,4% | 22,3% | 49,8 | 28,5% | 29,4 |
2012 | 6,6 | 204,6 | 10,8% | 17,2% | 58,3 | 28,5% | 31,1 |
2013 | 7,7 | 245,2 | 17,0% | 19,9% | 76,0 | 31,0% | 31,9 |
2014 | 6,6 | 252,5 | -14,7% | 3,0% | 80,8 | 32,0% | 38,4 |
2015 | 4,5 | 275,5 | -31,2% | 9,1% | 90,9 | 33,0% | 61,0 |
2016 | 4,3 | 288,9 | -4,6% | 4,8% | 104,0 | 36,0% | 67,0 |
2017 | 5,2 | 301,1 | 19,7% | 4,2% | 111,4 | 37,0% | 58,4 |
2018 | 5,1 | 319,8 | -1,2% | 6,2% | 124,7 | 39,0% | 62,7 |
2019 | 5,6 | 360,5 | 9,2% | 12,7% | 147,8 | 41,0% | 64,7 |
2020 | 5,4 | 389,6 | -3,1% | 8,1% | 163,6 | 42,0% | 72,2 |
Стоит отметить, что аналитическая компания IDC (и другие аналитические агентства) сегментирует ИТ-услуги на следующие составляющие:
- системная интеграция;
- ИТ-консалтинг;
- разработка заказного ПО;
- установка и поддержка оборудования;
- ИТ-обучение кадров и проведение тренингов.
Однако в современных реалиях, большинство крупнейших российских компаний, которые в начале развития отрасли занимались исключительно системной интеграцией, сейчас предоставляют комплекс услуг, включающий и другие сегменты ИТ-услуг. Так, совсем недавно, некоторые исследователи начали включать в отрасль ИТ-услуг облачные сервисы, как отдельный сегмент, в следствии резкого развития данного направления. Но классическая системная интеграция по сей день остается доминирующим сегментом ИТ-услуг.
Также стоит отметить, что рекордная динамика развития ИТ-услуг в России, относительно средних мировых темпов наблюдалась в 2004 году. Тогда совокупный объем рынка IT-услуг России вырос на 26,3% и стал составлять $1,9 млрд. Это был рекордный показатель по всей Европе. Ниже будут представлены графики развития ИТ-услуг и системной интеграции, построенные на основе таблицы 1.
Рисунок 1. Динамика рынка ИТ-услуг в млрд. $
На графике видно, значительное снижение объема рынка в 2009, 2014 и 2015 годах. Отрицательная динамика в эти годы вызвана в большей степени значительными колебаниями курса доллара, поэтому для полноты картины все данные были приведены к рублевому эквиваленту по данным ЦБ РФ (см. рисунок 2). Однако совокупная динамика за 14 лет имеет экспоненциальный характер, с каждым годом среднегодовой темп роста (GARR) рынка ИТ-услуг увеличивается
Рисунок 2. Динамика рынка ИТ-услуг в млрд. руб.
По рисунку 2 видно, что рынок ИТ-услуг последние 15 лет развивался довольно стабильно относительно российской экономики. Наибольший рост пришелся на 2007 год, тогда рынок вырос на 38,4%. А худшими для отрасли оказались 2008 и 2009 годы, тогда из-за финансового кризиса объем рынка сократился на 12% в рублевом эквиваленте. После этого на рынке ИТ-услуг наблюдалась только положительная динамика. И даже в валютный кризис в 2014 году, рост рынка смог перекрыть падение курса рубля относительно доллара и составил 3%. Средний годовой темп роста рынка ИТ-услуг с 2010 года составил 12,1%. В свою очередь, доля сегмента системной интеграции стабильно увеличивалась с 2008 года, а средний годовой темп роста сегмента с 2010 года составил 15,1% (см. рисунок 3). Сегодня на долю системной интеграции приходится примерно 40% рынка всех ИТ-услуг в России. Также видно, что динамики изменения объема рынка ИТ-услуг в рублевом эквиваленте имеет линейный характер роста. Однако сегмент системной интеграции развивается несколько динамичнее, показывая квадратичный рост (см. рисунок 3).
С 2018 на 2019 год прирост рынка ИТ-консалтинга составил 23,6%, что на 16% больше прироста всего рынка IT России (с учетом разработчиков ПО, вендоров и поисковиков). Как говорилось выше, сегодня большинство системных интеграторов занимаются именно ИТ-консалтингом, поэтому данные показатели развития подтверждают актуальность выбора темы исследования.
Рисунок 3 – Динамика рынка ИТ-услуг в млрд. $
Стоит отметить, что потребительское поведение при покупке товаров и услуг данного сегмента отличается высокой степенью анализа. Перед выбором системного интегратора любая компания детально изучает всю история внедрений на примере других организаций, отзывы вендоров об интеграторе и используемый стек технологий.
В 2019 году российский рынок ИТ-услуг продолжил рост. По данным TAdviser, по итогам 2019 года объем его транзакций увеличился на 9,5% и составил 373,4 млрд рублей. Основной движущей силой развития является продолжающийся процесс цифровой трансформации компаний. В ее основе лежит целый набор технологий - облачные вычисления, анализ больших данных, интернет вещей, искусственный интеллект и т.д. Все это серьезно повлияло на эффективность компаний и способствовало развитию всего отечественного ИТ-рынка и рынка ИТ-услуг [7].
Вывод
Данная работа может являться ориентиром дальнейшего развития для крупных российских системных интеграторов. Ниже представлены основные практические результаты, выявленные в результате исследования:
- вендоры идут по пути диверсификации деятельности и все чаще пытаются предлагать собственные услуги по системной интеграции. Таким образом, компаниям, ориентированным сугубо на интеграционный деятельности, необходимо придерживаться стратегии мультивендорности, а также брать курс на разработку собственного программного обеспечения;
- в постпандемийном мире особенно актуальны будут медицинские технологии, поэтому уже сегодня необходимо накапливать экспертизу в этой отрасли и изучать все современные ИТ-решения. Большинство аналитиков отдельно отмечают направление предиктивной медицины, как наиболее перспективное;
- на протяжении последних 15 лет наиболее конкурентоспособными на рынке системной интеграции остаются компании, обучающие собственных специалистов. Такая тенденция является следствие нехватки высококвалифицированных кадров на рынке системной интеграции. Значительная нехватка возникает из-за полного отсутствия русскоязычных учебных материалов по разработке большинства крупнейших ERP-систем. Поэтому самостоятельная подготовка собственных специалистов является сильнейшим конкурентным преимуществом.
Список литературы
- Пальникова Е.Н., Патракова В.Л., Рыжкова О.В. Современные тенденции развития рынка консалтинговых услуг// Электронное научно-техническое издание «Экономика: проблемы, решения и перспективы». УДК 338.33. М, 2014.- № 3(27). URL: https://core.ac.uk/download/pdf/38643062.pdf
- Information Technology Glossary [Электронный ресурс] // Gartner. URL: https://www.gartner.com/en/information-technology/glossary/si-system-integrator (дата обращения: 28.04.2021).
- Палеха Ю.И., Горбань Ю.И. Суть IT-консалтинга, его задачи и направления [Электронный ресурс] // Информационный бизнес. 2011. 25 марта. URL: https://studbooks.net/74040/marketing/sut_konsaltinga_zadachi_napravleniya (дата обращения: 28.04.2021).
- Т1-Интеграция [Электронный ресурс] // URL: http://www.t1-consulting.ru/about/ (дата обращения: 28.04.2021).
- ОЛЛИ, Системный интегратор: быть, а не казаться [Электронный ресурс] // URL: https://www.olly.ru/blog/sistemnyj-integrator-byt-ne-kazatsya/ (дата обращения: 29.04.2021).
- Тadviser, ИТ-услуги (рынок России) [Электронный ресурс] // URL: https://www.tadviser.ru/a/53626 (дата обращения: 28.04.2021).
- Тadviser, ERP-системы (мировой рынок) [Электронный ресурс] // URL: https://www.tadviser.ru/a/53842 (дата обращения: 29.04.2021).
- Ай-Теко [Электронный̆ ресурс] // URL: https://www.i-teco.ru/ (дата обращения: 28.04.2021).
- Cnews, IDC: Крупные вендоры оттесняют российских интеграторов [Электронный̆ ресурс] // URL: https://www.cnews.ru/news/top/idc_krupnye_vendory_ottesnyayut_rossijskih/ (дата обращения: 29.04.2021).
- Восемь ключевых технологий для бизнеса: как подготовиться к их воздействию [Электронный̆ ресурс] // PWC. URL: https://www.pwc.ru/ru/assets/8-technologies.pdf (дата обращения: 28.04.2021).
- Панасюк А.Ю. Имидж: определение центрального понятия в имиджелогии [Электронный ресурс] // Академия имиджелогии. 2004. 26 марта. URL: http://academim.org/art/pan1_2.html (дата обращения: 17.04.2008).
- Василевская, И. В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / И. В. Василевская. – 3-е изд. – М.: РИОР, 2009. – 129 с.
- Самарская Ирина Михайловна Источники финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации // Евразийский Научный Журнал. 2016. No4.
- National Venture Capital Association Yearbook 2015/Thomson Reuters &NVCA Report, Washington, 2016
- Риск-менеджмент инвестиционного проекта: Учебник / Под ред. Грачевой М.В.. - М.: Юнити, 2018. - 576 c.