Мотоциклетный спорт или мотоспорт — это, в первую очередь, технический вид спорта. В его основе лежит взаимодействие спортсмена с различной мотоциклетной техникой. Данный вид спорта сочетает в себе физические и умственные нагрузки одновременно. Его уникальность заключается в том, что несмотря на перемещение мотоцикла посредством силового агрегата, спортсмен тратит энергию на маневрирование и изменение положения центра тяжести транспорта.
В настоящее время литературы на тему мотоспорта недостаточно. Это относится не только к источникам, но и к научным работам. Я решила восполнить пробел и внести свой вклад в развитие данного спорта. Помимо литературы советских времен и опыта спортсменов, я опиралась на свой скромный опыт в данной сфере.
Возникновение данного вида спорта традиционно связывают с изобретением мотоцикла. «В 1885 г. в Канштадте инженер Г. Даймлер построил двухколёсный мотоцикл, снабжённый быстроходным двигателем внутреннего сгорания» [1, с. 7]. Уже через 10 лет, в 1895 г., состоялось первое скоростное соревнование мотоциклистов. В автомобильной гонке Париж-Бордо-Париж, дистанцией 1200 км участвовали 2 мотоцикла.
Рисунок 1. Мото-пробег Москва-Петербург в 1906 г. [4, с.6]
В России начало мотоспорта датируется 11 октября 1898 г. «В этот день в Петербурге состоялось первое соревнование на механических экипажах с бензиновым двигателем» [4, с. 6]. Скромно проведенное соревнование носило международный характер – один из участников приехал специально из Франции.
Сейчас мотоциклетные соревнования приобрели совершенно другой масштаб. Основанная в 1904 г. Международная мотоциклетная федерация, с оборотом в 18,4 млн € на 2020, в год проводит 34 чемпионата и состоит из 107 (к 2012 г.) национальных мотоциклетных федераций.
Как и для всякого спорта, в данной области необходимо хорошее здоровье, устойчивая психика и самодисциплина. Во время занятий мотоспортом, спортсмен использует практически все отделы мускулатуры.
Помимо этого, благодаря мотоспорту происходит решение разного рода технических задач, то есть спортсмен, опытным путём получает информацию, которая в дальнейшем помогает инженерам в совершенствовании серийной продукции. Можно сказать, что мотоциклетный спорт и автомобилестроение взаимно полезны друг для друга.
Рисунок 2. Мотокросс
Существует различные дисциплины мотоспорта. Это и шоссейно-кольцевые гонки, проводимые на замкнутой трассе с асфальтовым покрытием; и спидвей, главное отличие которого состоит в трассе, представляющей собой овал длиной от 260 м до 425 м (стандартная беговая дорожка стадиона), обычно с гаревым или аналогичным ровным покрытием [6]; и мотокросс, особенностью которого является гонка на пересеченной местности с естественными и искусственными препятствиями.
Интерес к мотоспорту в последние годы существенно возрос. В 2020 году Федерация мотоциклетного спорта России опубликовала статистические данные, из которых следует, что на территории РФ более 10 000 человек вовлечены в мотоциклетный спорт. Важно отметить, что количество женщин, увлекающихся данным видом спорта, стабильно увеличивается (около 4-6% от количества спортсменов – женщины). Не оставлен без внимания и детский мотокросс, он тоже находится в постоянном развитии.
Таким образом, рассмотренные в статье общие сведения, позволяют расширить кругозор и, возможно, вдохновят кого-то на занятия мотоциклетным спортом. Или хотя бы обратят внимание на достаточно зрелищный, в какой-то степени экстремальный, вид спорта, популярность которого продолжает расти.
Список литературы
- Бекман В. В. Гоночные мотоциклы. — Машгиз, 1961. — С. 169.
- Борисов Ф. Автомобильный спорт в старой России и СССР — «За рулем», 1928, #9.
- Бриедис А. Минимото. Скийоринг. — М.: Патриот, 1990.
- Владимирский С. Путешествие в мир спидвея. — Санкт-Петербург: Папирус, 2002.
- Трамм Б. Ф. На мототрассах Европы. — М.: Досааф СССР, 1979.
- https://www.mfr.ru/disciplines/gonki-na-garevoy-dorozhke-spidvey/