Новые условия обучения ввели в заблуждения всех участников образовательного процесса. В частности педагогов и родителей. Очень трудно и болезненно прошла адаптация к освоению дистанционных образовательных платформ. Не так давно мы проснулись в другом мире, в мире, где консерваторам было не комфортно, а центениалом – привычно и уютно.
И так, разберемся по порядку.
Классический и привычный ритм перехода из одной стадии взросления в другую, резко поменял обороты. Очень стремительно меняется все происходящее вокруг нас. Но, что- то остаётся неизбежным, это социально - психологическая адаптация и дезадаптация.
Адаптация (от лат. adaptare — приспособлять) приспособление к изменяющимся внешним и внутренним предлагаемым условиям. И если человек, в любом биологическом возрасте, принимает меняющиеся или предлагаемые условия, то все происходит на уровне личностного комфорта.
Но есть и другая сторона.
Дезадаптация - это психофизиологическое несоответствие человека к новым требованиям в предлагаемых условиях.
Массовые заболевания привили нас к непривычному ритму и странной, для нашего общества, социальной изоляции. Но процесс естественного взросления путем приобретения знаний, обучения, ни кто не отменял. И педагогам потребовалось самоадаптированная личностная программа. То есть, самостоятельное приобретение знаний на дистанционных платформах. Многие учителя испытывали трудности в освоении незнакомых программ. Но, педагог имеет профессиональную площадку быстрой адаптации в любых предлагаемых условиях. Самообразование, повышение квалификации, вебинары, общение с людьми, владеющими компьютерной грамотой и т.д. научили педагогов не выпасть из общего современного ритма обучения, Чувство ответственности и умение входить в любые условия, не сбили ритм обучения детей, даже через мониторы.
А как же ученики?
Именно они прошли «безболезненную» адаптацию дистанционного обучения.
Мы имеем дело с новым поколением – центениалов. Это дети будущего, они будут взрослыми уже завтра. Центениалы родились после 2000года. Поколение Z появилось в эпоху интернета, и они не представляют свою жизнь без гаджетов, интернета, смартфонов и т.п. Возможные приложение, которыми они пользуются, осваиваются ими так же быстро как дышать. Это поколение не делит мир на цифровой и реальный. Их жизнь легко скользит от экрана и обратно.
Для нас консервативно мыслящих, все то, что составляет уверенный и естественный мир современных детей, еще лет двадцать назад казались фантастикой. Поэтому, адаптация к дистанционному обучению и освоению новых программ, происходит в диаметрально противоположных направлениях.
Центениалы не предполагают, каким был мир без интернета. Они очень легко воспринимают быстро бегущею информацию одновременно: видеоклипы, ленты новостей, фотографии, тексты, анимации. Многозадачность им по силу, это ускоряет их реакцию в обработке приобретенных знаний. Современные педагоги и психологи называют такой мыслительный процесс клиповым мышлением или мозаичным восприятием.
Именно такие феномены и послужили удовлетворительной адаптации детей к новым требованиям дистанционного образования.
Но что же всё-таки пошло не так?
Не стоит забывать и о том, что в образовательном процессе участвуют три субъекта. Пришло время поговорить о родителях.
Именно родители не смогли адаптироваться к новому процессу в обучении. Они подверглись дезадаптации. Агрессия, не довольствие, нервозность, это лишь небольшая оценка тому, как ярко выразился дезадаптационный период родительского сообщества.
Но что помешало именно родителям жить в ногу с детьми. Войти в поле естественной жизни центениалов. Да, поколение Z продвинулось в интернет пространстве, но самостоятельное обучение детей, пока, не возможно. К сожалению, зависимость соцсетей и зависание в виртуальном мире, это не общеобразовательная платформа. Как и в классическом обучении, детям нужна помощь контроль.
Не желание родителями освоить предлагаемые образовательные платформы(Zoom, Я класс, Инфоурок) привели к истерии в процессе обучения, не комфортности для всех субъектов образовательного процесса, к снижению успеваемости и безответственному самообразованию учеников, потеря мотивации к приобретению знаний.
Сегодня, как некогда остро стоит вопрос мотивации учащихся. Ведь все чаще в мировоззрении подростков можно встретить тезисы о том, что миллионерами можно стать и без диплома. Эта ложная иллюзия воспринимается детьми как аксиома.
Что делать, если современный мир меняет систему образования?
- 1.Необходимо чтобы родители осовременили свой интернет-информационный мир. Были на «одной волне» со своими центениаломи и постарались сделать учебу детей более интересной. Какое бы поколение не было вперед идущее, но детско - родительские отношения незаменимы. И если ребенок видит заинтересованность родителей в его делах, это сближает.
- 2.Учитель всегда может прийти на помощь родителям. Дарить знания педагог может не только ученикам, но и родителям. В современном общении учитель - родитель, все чаше применяется нетрадиционная форма общения. Повести обучающий семинар для родителей, это и интересно и мотивационно.
Создавая комфортный мир в образовательном процессе, идти в ногу со временем, это главная задача. Быть интересными и современными людьми, это комфортная социально - психологическая адаптация.
Список литературы
- Exernat.foxford.ru/polezno-znat.
- https://gufo.me/dict/psychologie_dict/