Использование ментальных карт в обучении информатике

Использование ментальных карт в обучении информатике

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

103

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 17 (62), апрель ‘22

Дата публикации 24.04.2022

Поделиться

В статье рассмотрена история создания ментальных карт, сферы применения карт. Рассмотрены возможности применения ментальных карт на уроках информатики на примере темы "Компьютерные сети". Показаны возможности применения ментальных карт в обучении информатике, рассмотрены правила создания ментальных карт, приведён приведён пример готовой ментальной карты. Приведены примеры онлайн-сервисов для создания ментальных карт, рассмотрены возможности сервиса Mindmeister.

Потребность в систематизации и визуализации полученной информации в графическом виде появилась ещё в III веке до нашей эры. Именно тогда, древнеримский мыслитель Порфирий стал наглядно изображать основные положения философии Аристотеля на папирусе. С развитием общества данная потребность не утратила актуальности, а только усилилась, так как количество информации значительно выросло и растёт с каждым днём и требуются новые методы систематизации информации. В настоящее время, каждый учащийся школы должен уметь самостоятельно приобретать новые знания, уметь применять их на практике и работать с различными видами информации (анализировать и обобщать). В этом школьникам помогают ментальные карты.

Британский психолог Тони Бьюзен [1] и немецкий писатель Хорст Мюллер [2] занялись рассмотрением влияния ментальных карт на активизацию мыслительного процесса в 80-х годах XX века. Т. Бьюзен предложил визуализировать информацию в виде древовидной иерархии, к преимуществам которой относилось улучшенное восприятие и усвоение информации за счёт задействования левого и правого полушария мозга одновременно. Этот способ визуализации информации позволил уйти от линейного представления информации причем понятие, выбранное за основное, стало рассматриваться с разных сторон и позиций, благодаря чему видна чёткая иерархия идей и связей в структуре понятия. С того времени, ментальные карты стали применять при проведении переговоров, мозговом штурме, планировании, в сфере бизнеса. Также, применение ментальных карт затронуло и сферу образования.  На данный момент, благодаря своим особенностям ментальные карты стали активно использоваться в обучении. Интеллектуальные карты стали полноценным средством мышления, стал возможны различные варианты организации работы с картами во время учебного процесса [3].

Рассмотрим возможности применения ментальных карт на уроках информатики в средней школе. На преподавание информатики в учебном плане выделяется 1-2 академических часа в неделю, чего, на наш взгляд, недостаточно. На уроках перед учащимися в таких условиях возникает трудная задача – усвоение достаточно большого объёма учебного материала за ограниченное время. Для того, чтобы решить данную задачу необходима интенсификация образовательного процесса, которая достигается путём систематизации, структурирования и визуализации информации с применением ментальных карт. Карты помогают не только учащимся, но и самому учителю при изложении нового материала за счёт компактности и информативности. 

Так, при изучении темы «Компьютерные сети» [4] ментальные карты помогут при введении понятия компьютерной сети, их видов и отличительных особенностей (рис. 1).

Рис. 1 Пример ментальной карты при изучении блока «Компьютерные сети»

Представить ментальную карту можно в интерактивном виде, либо же включить в опорный конспект учащегося. Также, учащиеся сами могут создавать собственные ментальные карты по любой теме курса информатики, это поможет обучающимся усвоить тему и простроить, осознать все взаимосвязи внутри темы.

Чтобы ментальная карта была действенным дополнением урока, учитель должен сначала сам познакомиться с правилами и особенностями создания ментальных карт, а затем и научить этому учащихся. Рассмотри правила составление ментальных карт [5]:

  • Основное понятие (ключевое слово) одно и располагается в центре карты;
  • С центральным понятием соединяются главные ветви, ветви второго и последующих уровней соединяются с главными по значимости ветвями;
  • Желательно использование разных цветов, ассоциаций и картинок. 

На сегодняшний день существует множество онлайн-сервисов для создания ментальных карт, наиболее популярными у пользователей являются: Mindomo, MAPMYself, Spinscape, Mind42, Text2MindMap, Glinkr, MindMeister, Canva.

Функционал программ и сервисов схож, отличия минимальны. Рассмотрим особенности сервиса на примере MindMaster.

Mindmeister (https://www.mindmeister.com/ru) ‒ онлайн-сервис с простым интерфейсом и множеством полезных функций [6]. Присутствует возможность комментировать отдельные части карты, передвигать их и прикреплять к другим составляющим. Неоспоримым преимуществом является функция добавления изображений, ссылок на сторонние ресурсы и уже созданные ранее ментальные карты. Кроме этого, к возможностям сервиса можно отнести возможность изменения различных параметров шрифта. Возможна совместная работа над одной ментальной картой, поэтому каждый учащийся класса может включиться в работу под руководством учителя. Простой интерфейс, обучение при регистрации делает использование сервиса Mindmeister простым и удобным для начинающего пользователя, в том числе и учащегося. Существует бесплатная версия с достаточным для работы функционалом и различные тарифы для подписки с расширенными возможностями.

Таким образом, ментальные карты, по нашему мнению, являются полезным инструментом учителя при обучении информатике. Создание карт с помощью информационных технологий даёт ощутимые положительные результаты: учащиеся учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в будущем. 

Список литературы

  1. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Интеллект-карты: практ. руководство. Мн.: Попурри, 2010. 368 с.
  2. Мюллер Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей. М.: Омега-Л, 2007. 128 с.
  3. Сухорукова Е.В. Ментальные карты как средство развития мышления // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти А.И. Золотухина и Году экологии. Под редакцией А. Н. Володченко. - Саратов: Изд-во "Саратовский источник" 2017. С. 217-220.
  4. Семакин И.Г., Бежина И.Н.: Информатика. 10-11 классы. Методическое пособие. Углубленный уровень. ФГОС. М.:Бином. Лаборатория знаний, 2015 г. 320 с.
  5. Воробьева В. М., Будунова Л. Г. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках: Методическое пособие.// В. М. Воробьева, Л. Г. Будунова Л. В. Чурикова, — М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. — 46 с. с ил.
  6. Самохина, В. М. Применение интеллект-карт в обучении / В. М. Самохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 598-600. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37192/ (дата обращения: 23.04.2022).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее