Порядок прекращения полномочий руководителей и судей федеральных судов рф

Порядок прекращения полномочий руководителей и судей федеральных судов рф

В данной статье рассмотрено влияние поправки о назначении судей Советом федерации по представлению  Президента на значимость и роль судебной ветви власти в государстве, мнения о компетенции данных органов. В ней приведены принципы, отраженные в НПА и обязательные для  судьи, Председателя и заместителя Председателя Верховного и Конституционного Суда. Также здесь описана процедура, по которой происходит досрочное прекращение полномочий, вышеописанных «хранителей правосудия», ее причины и инстанции для обжалования решения ККС о досрочном прекращении судейских полномочий.

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (61), Апрель ‘22

Дата публицакии 16.04.2022

Поделиться

В пункте ж. ст.102 Конституции РФ произошли следующие изменения: помимо права назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации Совет Федерации получил новую законодательно закрепленную функцию назначать на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и заместителя Председателя Верховного  Суда Российской Федерации . В виду данной поправки возник дискуссионный вопрос, заключающийся в том, что <1> система сдержек и противовесов может изменить расстановку сил «в сторону усиления законодательной и президентской властей», а не в сторону демократизации общества  . Так происходит потому, что «Совет Федерации» «формируется из числа представителей субъектов Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) органа и одному от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации» которые «по сути являются не представителями народа, а представителями региональных элит (зачастую членами Совета Федерации становятся бывшие руководители законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации).»< 4, c. 4,12>

Кроме того сенаторы Совета Федерации, не являясь представителями судебной ветви власти могут не обладать достаточными знаниями в сфере правоприменения, и заменить более компетентных профессиональных председателей и заместителей председателей Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации  менее компетентными, так как  заключение от Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, направляемое до представления о досрочном прекращении полномочий носит рекомендательный характер и не влияет ни на окончательное решение, принимаемое Советом Федерации

Как и  Д.Н. Корсаков Е.В. Королева выражает опасения о качественном  выполнении Советом Федерации его новых функций: Уязвимость данной процедуры также состоит в том, что члены Совета Федерации при всех особенностях статуса могут не обладать юридическим образованием, опытом работы в судебных или иных правоохранительных органах, как и не всегда смогут отличить судебную ошибку от намеренных противоправных действий судьи, умаляющих авторитет судебной власти. По ее мнению, является справедливым и целесообразным, что всестороннюю оценку деяния могут давать только члены судейского сообщества.

Помимо всего вышеописанного данная проблема  уточняется В. Момотовым: "Предлагаемое законопроектами перераспределение полномочий между ветвями власти ведет к возникновению рисков нарушения принципа независимости и самостоятельности судебной власти, что противоречит как конституционным принципам, так и международным требованиям, установленным в Бангалорских принципах поведения судей и Рекомендации Комитета министров Совета Европы "О судьях: независимость, эффективность, ответственность"  .< 2, c.23>

С.А. Татаринов ставит «вопрос об установлении четких правовых оснований и процедур досрочного прекращения полномочий членов Конституционного Суда РФ при возникновении компрометирующих оснований, обуславливающих необходимость их привлечения к дисциплинарной ответственности, на основе решения либо с участием самого суда, гарантирующих не снижение уровня обеспечения независимости и несменяемости судей Конституционного Суда РФ .< 2, c. 37>

Законом о поправках от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ вводится институт предварительного конституционного контроля, осуществляемого Конституционным Судом Российской Федерации по запросу Президента Российской Федерации в противовес полномочиям Президента Российской Федерации и Совета Федерации по прекращению полномочий руководителей высших судов. Конституционный Суд Российской Федерации  в своем заключении от 16.03.2020 N 1-З делает вывод, что данный  институт направлен на соблюдение принципа сдержек и противовесов. < 5, c. 12 >

 

Хотя можно предположить, что без запроса Президента не будет проверки, проводимой Конституционным Судом, до подписания президентом  и принцип сдержек и противовесов все-таки изменится в сторону усиления президентской власти. Кроме того согласно поправке в пункте б ст.95 именно президент назначает сенаторов Совета Федерации и он может оказывать влияние на избрание ими председателей и заместителей председателей Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации. Помимо того конституционный контроль осуществляется только по инициативе Президента Российской Федерации уже после его подписания Президентом НПА о конституционном контроле.

 

Согласно Указу Президента Российской Федерации о Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий   

Обращения  и информация о совершении судьями, «указанными в части 3 статьи 15 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статье 14.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", поступка, порочащего честь и достоинство судьи, о наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, подготовка материалов по результатам рассмотрения и передача их в Комиссию при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий» рассматриваются либо самим президентом, либо руководителем его администрации. В ходе подготовки указанных материалов Управление вправе запрашивать и получать необходимые сведения от государственных органов, организаций, должностных лиц и тех лиц, в отношении которых ведется расследование.

< Указ Президента Российской Федерации о Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий   Консультант Плюс <1 с. 26>

С моей точки зрения наличие Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий и выполнение ей ее функций, а также ее состав свидетельствуют в пользу справедливого разделения властей, в котором каждой ветви достаются равные права.

 

Комиссия при Президенте подготавливает «рекомендации Президенту Российской Федерации по внесению в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представлений о прекращении полномочий судей» и рассмотрение материалов и подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации по вопросу прекращения полномочий судей. «Материалы по кандидатурам на должности судей, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, за исключением Председателя Верховного Суда Российской Федерации, рассматриваются Комиссией в течение двух месяцев со дня внесения таких материалов в установленном порядке.» В случае если председательствующий на заседании или секретарь Комиссии не участвует в заседании, его обязанности выполняет по решению Комиссии один из членов Комиссии. < 2 с.10, 3 с.6, 3 с.39>

 

Вопреки мнению Д.Н. Корсакова согласно которому судебная ветвь власти может лишиться своего влияния Комиссия при Президенте по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей   и прекращения их полномочий имеет в качестве своих членов: «Лебедева В.М - Председателя Верховного Суда Российской Федерации, председательствующего на заседании Комиссии;» Тимошина Н.В. - председателя Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации; Ткачева И.В. - заместителя Генерального прокурора Российской Федерации» , которые являются специалистами с образованием и большим опытом работы в области юриспруденции и , с моей точки зрения, они будут  рекомендовать кандидатов, которые смогут выполнять свои служебные обязанности на практике наилучшим образом. Кроме данных лиц еще многие члены комиссии имеют непосредственное отношение к праву.< 1, с.8, 1, с.28, 1, с. 30 >

Правила за нарушение, которых судья может быть снят с должности  содержатся в Кодексе судейской этики, утвержденном VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г. Они должны соблюдаться и  при осуществлении профессиональной деятельности и во внесудебной деятельности. Согласно им «судебная защита прав и свобод человека может быть обеспечена только компетентным и независимым правосудием, осуществляемым на началах справедливости и беспристрастности.»

Судья должен  соблюдать все НПА и руководствоваться ими при принятии решений, что должно соответствовать его внутренним убеждениям, своими действиями он должен укреплять доверие к судьям и судебной власти, заботится о

своей репутации, добросовестно нести свои права и обязанности, не заключать финансовые договоры со всеми, кто участвует в его судебных заседаниях, не использовать свое положение для получения преимуществ  в гражданско-правовых отношениях,  соблюдать принципы судопроизводства и укреплять веру в них общества и участников процесса, при решении дела основывать свою позицию на фактах и правовых обстоятельствах дела, а не предпочтении и предубеждении в отношении какого-либо лица своем внутреннем убеждении, уважении процессуальных  прав всех участников заседания,  не допускать постороннего воздействия  в процесс рассмотрения дела вне зависимости от мотивов лиц, которые производят это воздействие.

Кроме того  в  Бангалорских принципах поведения судей, принятых 27 июля 2006 г. резолюцией 2006/23 Экономического и Социального Совета ООН написано «(пункт 1.6); поведение судьи должно быть безукоризненным при его оценке сторонним наблюдателем (пункт 3.1); судья должен избегать нарушения правил приличия, не допуская проявлений непристойного поведения при осуществлении любых действий, связанных с должностью судьи (пункт 4.1); будучи объектом пристального внимания общественности, судья обязан принять на себя ряд ограничений, которые рядовому гражданину могли бы показаться обременительными, и поступать так добровольно и охотно.»

«Согласно пунктам 1, 2 и 5 статьи 12.1 Закона о статусе судей за совершение дисциплинарного проступка при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебное время, в результате которого были нарушены положения этого закона и (или) Кодекса судейской этики, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, в том числе вследствие грубого нарушения прав участников процесса, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание, в том числе в виде досрочного прекращения полномочий судьи действиями (бездействием) судьи прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций. Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью в исключительных случаях за существенное, виновное, несовместимое с высоким званием судьи нарушение положений материального права и (или) процессуального законодательства, Закона о статусе судей и (или) Кодекса судейской этики.»

«Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления от 14 апреля 2016 г. N 13 "О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей" разъяснил судам, что дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий может применяться к судье как за неоднократные нарушения в отправлении правосудия, при исчерпывании других методов воздействия  так и за совершенное однократное грубое нарушение при исполнении им служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, наносящее ущерб репутации судьи или судебной власти.

При рассмотрении обвинения судьи Квалификационная коллегия судей субъекта  устанавливает факт нарушения, получает свидетельские показания. После этого судья  согласно в пункту  4 постановления  Пленума ВС РФ от 14 апреля 2016 г. N 13 "О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей"имеет право на обращение в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации с жалобой на решение квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации о наложении на судью дисциплинарного взыскания при пропуске процессуального срока для обращения с аналогичной жалобой в суд. Если  данный метод не подействует, то   судья может обратиться в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации. Она, в свою очередь, должна проверить соответствие действий судьи законодательно закрепленным требованиям и аргументировать свое решение.  ККС субъекта должна при принятии решения учитывать « характер и степень тяжести»… « дисциплинарного проступка, форму вины судьи, обстоятельства и последствия его совершения, выразившиеся в умалении авторитета судебной власти и причинении ущерба репутации судьи, данные, характеризующие его личность, профессиональные качества, статистические данные работы.» Решение ККС субъекта должно приниматься «в правомочном составе и с соблюдением требований пунктов 1 и 2.1 статьи 23 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", тайным голосованием.» Конверт с бюллетенями и протоколом должен приобщаться  к материалам дисциплинарного производства. После принятия решения ККС субъекта можно обжаловать в следующем порядке- сначала  в  Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации, затем в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, после этого в Дисциплинарную  коллегию Верховного Суда Российской Федерации, затем в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации, и последней инстанцией для обжалования является Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации. < 3 с. 17, 4 с. 25, 4 с. 32, 7 с. 37, 7 с. 40, 8 с. 7 >

 

Самым дискуссионным вопросом этой темы является досрочное прекращение полномочий председателем судов. «Согласно п. 4 ст. 15 ФКЗ N 1 порядок внесения в Совет Федерации представления Президента РФ о прекращении полномочий определяется Президентом РФ. Представление Президента РФ рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания РФ в 14-дневный срок со дня получения такого представления.»

На данный момент порядок внесения его Президентом РФ, регламент рассмотрения представления Советом Федерации, процедура и  порядок ее осуществления пока не определены.< Необходимо разграничить компетенцию Совета Федерации и квалификационных коллегий судей, не позволять принимать решения о моральных, профессиональных качествах судьи без участия и активной роли органов судейского сообщества. Целесообразно определить возможность обжалования такого решения.>

По причине неопределенности критериев для досрочного лишения полномочий Председателей судов могут существовать разногласия между Советом Федерации и органом судейского сообщества.

«Несмотря на исключительность такой меры, как досрочное прекращение статуса председателя суда по порочащим основаниям, руководители судов должны надлежащим образом и в интересах суда обеспечивать бесперебойную работу суда.»

«Необходимо разграничить компетенцию Совета Федерации и квалификационных коллегий судей», так как они обладают разным подходом к определению виновности судьи и у них могут возникнуть споры по поводу конкретного дела или ряда дел.

«Досрочное прекращение полномочий является исключительной мерой привлечения к дисциплинарной ответственности, обоснованной совершением существенного, виновного дисциплинарного проступка, умаляющего авторитет к судебной власти, суду и судейскому сообществу в целом.»

Председатель суда должен обладать следующими качествами: «авторитетом и уважением судьи в коллективе, должной квалификации судьи, высоким лидерским, моральным и деловым навыкам и установкам, регулярному повышению своих компетенций, обеспечению надлежащего качества отправления правосудия.»

Основаниями для досрочного прекращения полномочий Председателя суда являются те же правонарушения что и для других судей, только помимо них могут быть еще: манипулирование председателями судов своим статусом в отношении коллег Частями 2, 3 ст. 12 Кодекса судейской этики и Частью 6 ст. 12 (нарушение процедуры изменения состава Президиума суда, переназначения председателей судебных коллегий, единоличное и неравномерное распределение дел между судьями без привлечения председателей колегий), угрозы прекращения полномочий судей(1 сентября 2019 г. Федеральным законом от 29 июля 2018 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" отменено право председателя суда на обращение в квалификационную коллегию судей с просьбой о привлечении к дисциплинарной ответственности судьи. ), недостаточное или ненадлежащее обеспечение деятельности суда, сопровождение и контроль административно-хозяйственного оснащения, получение от физических и юридических лиц средств для их последующие передачи судьям с целью вынесения ими неправосудных решений.

«Председатели судов, имея опыт работы в должности судьи, при назначении на руководящую должность подтвердили наличие необходимых лидерских навыков, опыт в статусе судьи и высокую квалификацию» <2>, уменьшающие возможность совершения дисциплинарного поступка. По этой причине законодательно не закреплены и вызывают дискуссию вопросы о досрочном прекращении полномочий Председателями судов.

< 4 с. 9  4 с.39, 5 с. 9>

 

Таким образом, были рассмотрены основные изменения в Конституции о порядке и прекращении полномочий руководителей и федеральных судей  РФ и  возникающие в этой связи дискуссионные вопросы, нуждающиеся в законодательном урегулировании. Кроме того в данной статье представлен порядок обжалования решения ККС о досрочном прекращении судейских полномочий, процедура обжалования и законодательно закрепленные правила поведения обязательные  для всех судей.

Список литературы

  1. Положение о комиссии при президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий / Консультант Плюс - 2 с., 3 с.
  2. Состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий. / Консультант Плюс - 1 с.
  3. Верховный суд Российской Федерации Именем Российской Федерации решение от 12 января 2022 г. / N ДК21-100 – 3 с., 4 с., 7 с., 8 с.
  4. О поправках в Конституцию Российской Федерации, регулирующих статус и полномочия органов судебной власти Д.Н. Корсаков ." / Российская юстиция", 2020, N 7 - 4 c., 5 c.
  5. Досрочное прекращение полномочий Председателя суда: Отечественный опыт Е.В. Королева/."Российский судья", 2021, N 9 - 2 c.
  6. "Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1О конституционных новеллах регулирования статуса Конституционного суда Российской Федерации С.А. Татаринов - 2 c.
  7. Указ Президента Российской Федерации о Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий / Консультант Плюс - 1 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary