КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (61), Апрель ‘22

Дата публикации 13.04.2022

Поделиться

В статье рассматривается одно из важных направлений правовой политики РФ – энергетическое, уделяющее внимание эффективному использованию природных ресурсов страны. Особое внимание уделяется конституционно-правовым принципам энергетической безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Это позволяет закрепить права, обязанности и ответственность участвующих сторон, установить государственные гарантии.

В российской политике много внимания уделяется использованию природных ресурсов. Особая роль принадлежит энергетическому сектору, дающему устойчивый рост экономике страны, и надежно защищающему ее безопасность.[1]

К энергетическим ресурсам относятся: нефть, газ и уголь. Однако, их использование в последние годы привело к серьезным экологическим последствиям, несмотря на то, что был достигнут значительный рост рыночной конкурентоспособности и увеличился приток капитала в страну.

В связи с этим, у руководства страны возникла необходимость выработки правовой политики на энергетическом рынке, умеющей эффективно регулировать отношений между субъектами. 

Требовалось создание надежного конституционно-правового механизма в данной отрасли.

Главной задачей стало создание правотворческой и правореализационной направленности, формирующих основную систему энергетического законодательства. 

В настоящее время правовая политика РФ в области энергетики основана на принципах государственной энергетической политики и Стратегии, выработанной до 2030 года.[2] В них входят: энергетическая, экономическая и экологическая безопасность.

Законодательные направления энергетического сектора четко определены Конституцией РФ[3]

Например, принцип энергетической безопасности закреплен в ст. 9 Конституции РФ. В нем идет речь об охране и надлежащем использовании природных ресурсов. 

Ст. 36 Конституции РФ дополняет предыдущую ст. 9 Конституции РФ информацией об использовании природных ресурсов без ущерба окружающей среде и без нарушений прав и интересов лиц. 

В ст. 42 Конституции РФ говорится о возмещение ущерба, произошедшего в связи с имеющими место экологическими правонарушениями.

Отраслевое законодательство и Федеральные законы страны наиболее четко раскрывают действие принципа энергетической безопасности[4], объектов топливно-энергетического комплекса.[5]

Энергетическая безопасность РФ состоит из следующих составляющих: технических требований к объектам топливно-энергетического комплекса, системы инвестиционных мер при его строительстве и модернизации, а также правовой ответственности субъектов на энергетических рынках страны. 

Важным аспектом в этом является упорядочение отношений по использованию земельных участков для строительства и эксплуатации энергетических объектов. 

Для этого необходимо внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ[6]. В частности необходимо заключение определенных договорных соглашений.

Вопросы энергетической эффективности и энергосбережения являются важными условиями сохранности природных ресурсов и окружающей среды.

В настоящее время к приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники отнесены энергоэффективность, энергосбережение и ядерная энергетика.[7]

Энергетическая стратегия РФ является важным стратегическим документом на энергетическом рынке страны. Ее положения должны беспрекословно выполняться на всех объектах топливно-энергетического комплекса. 

Это необходимо потому, что все они являются источниками повышенной опасности. Поэтому при их проектировании, строительстве и эксплуатации нужно в обязательном порядке соблюдать правила и нормы промышленной безопасности всеми субъектами деятельности. Другими словами, правила пользования энергоресурсами установлены для всех.

Кроме того, важным фактором является заключение правовыми субъектами прозрачных соглашений по энергоресурсам, находящихся под государственным и негосударственным контролем.

Таким образом, можно сказать, что в политике РФ много внимания уделяется эффективному использованию природных ресурсов. Важная роль в этом отведена энергетическому сектору, позволяющему надежно защищать безопасность страны.[8]

Энергетические ресурсы давно стали предметом правовой политики, которая позволяет грамотно регулировать отношения между субъектами, закрепляя  их права, обязанности и ответственность, подчеркивая роль государственных гарантий.

Выработанный надежный конституционно-правовой механизм обеспечивает реализацию правотворческой направленности, став основой системы энергетического законодательства. 

И действительно, в настоящее время конституционные основы являются совокупностью определенных конституционных принципов и норм в энергетической сфере, как на стадии планирования, так и использования природных ресурсов.  К ним относятся все принципы государственной энергетической политики и Стратегии, выработанной до 2030 года, принципы, определенные Конституцией РФ (ст. 9, ст. 36, ст. 42) и т.д.

Эти базовые принципы правового регулирования в сфере энергетики закрепляют не только права и свободы человека, но и показывают роль социального государства, единство экономического пространства страны. А это значит, что российское законодательство надежно защищает сферу энергетики страны, гарантируя ей безопасность.

 

 

 


 

[1] Вольфберг Д.Б., Макаров А.А. Рациональное использование и экономия топливно-энергетических ресурсов // Современные проблемы энергетики. М.: Энергоатомиздат, 2020.- С.22-24.

[2] Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.

[3] Конституция РФ от 12.12.1993 (в ред. от 14.03.2020, с изм. от 01.07.2020).

[4] Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 13. Ст. 1177 (в ред. от 11.06.2021, с изм. от 01.07.2021).

[5] Федеральный закон от 03.04.1996 № 28-ФЗ «Об энергосбережении» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. Ст. 1551 (в ред. от 07.05.2009, с изм. от 07.06.2009).

[6] Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-Ф3 (в ред. от 02.08.2019, с изм. от 13.08.2019).

[7] Указ Президента РФ от 07.07.2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий РФ».

[8] Вольфберг Д.Б., Макаров А.А. Рациональное использование и экономия топливно-энергетических ресурсов // Современные проблемы энергетики. М.: Энергоатомиздат, 2020.- С.22-24.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 03.04.1996 № 28-ФЗ «Об энергосбережении» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. Ст. 1551 (в ред. от 07.05.2009, с изм. от 07.06.2009).
  2. Указ Президента РФ от 07.07.2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий РФ».
  3. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.
  4. Вольфберг Д.Б., Макаров А.А. Рациональное использование и экономия топливно-энергетических ресурсов // Современные проблемы энергетики. М.: Энергоатомиздат, 2020.
  5. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-Ф3 (в ред. от 02.08.2019, с изм. от 13.08.2019).
  6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
  7. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 13. Ст. 1177 (в ред. от 11.06.2021, с изм. от 01.07.2021).
  8. Зевайкина А.Н. Конституционно-правовые основы энергетической политики Российской Федерации. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-osnovy-energeticheskoy-politiki-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 27.03.2022).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary