Подготовка молодежи к жизни и труду была и остается одной из важнейших общественных зaдaч. Задaчa всех социальных институтов нашего общества – обеспечить гарантированную государственную помощь каждому человеку в том, чтобы он правильно выбрал профессию, а по существу, сделал правильный выбор своей судьбы.
Особое место в Северо-Кавказском суворовском военном училище занимает работа педагогических работников по военно-профессиональной ориентации суворовцев. В училище предоставляется возможность каждому суворовцу на практике изучить основы военной подготовки, попробовать себя в должности младшего командира, прежде чем выбрать ту или иную профессию офицера.
Положение в решении проблемы выбора профессии подростками очень точно охарактеризовала преподаватель физики и астрономии Сыромятникова М.В.: «Воспитание достойного, образованного офицера Российской Армии - наша цель. Будущему офицеру необходимо дать не одни только конкретные знания по физике - необходимо сформировать широкий кругозор в области его воинской профессии, воспитать творческий подход к решению профессиональных и нравственных задач, которые перед ним ставит жизнь».
Таким образом, воспитание и обучение суворовцев рассматривается как целостная педагогическая система, т.е. совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих целостный единый непрерывный процесс формирования и развития личности и побуждения к саморазвитию и самосовершенствованию качеств, необходимых для подготовки к поступлению в высшие военные образовательные организации Вооруженных Сил Российской Федерации.
Исходным элементом образовательной системы выступают ее цели. Основной и приоритетной целью суворовских военных училищ является развитие у суворовцев профессионально важных качеств, формирование физически и интеллектуально развитой личности, патриота своей страны.
Воспитать патриота может только патриот. С этой целью в нашем СКСВУ формируют у суворовцев готовность и способности мыслить категориями государственных интересов и ценностей, защищать их даже ценой собственной жизни, начиная с первого курса до выпускного (встречи с выпускниками-суворовцами, отмечаем дни воинской славы России, просмотр и обсуждение фильмов военно-патриотической направленности с обязательным обсуждением и т.д.)
- формируем и развиваем у суворовцев гордость за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, роду войск и учебному заведению.
(классные часы, беседы с ветеранами и т.д.)
- формируем общую культуру и высокие морально-нравственные качества, как общего базиса для воспитания суворовца. (посещение театров, музеев и т.д.)
- воспитание дисциплинированности, исполнительности. (Изучение уставов, проведение родительских собраний и взводных собраний с приглашением родителей суворовцев) Дисциплинированность и исполнительность по праву считаются душой военной службы, поскольку суворовец – человек который осознанно посвящает себя служению Отечеству.
- формирование и постоянное развитие у суворовцев добросовестного отношения к учебе (поощрение успевающих и помощь отстающим), для суворовца учеба — это главная обязанность.
Военно-профессиональная ориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах как в военном училище так и в школе где закладываются основы будущей профессии.
Вот пример из личного опыта.
1-4 класс - Можно и так сказать. на самом деле, в детстве закладывается мировоззрение, с которым человек будет смотреть на мир, воспринимать и менять его. Это можно сравнить с биноклем или подзорной трубой. Если не снабдить ребенка мировоззрением, он будет воспринимать все вокруг, как данность, но будет видеть не дальше собственного носа. Многие, собственно, так и живут, не имея цели, не видя пути, плывя по течению. Если мировоззрение выработалось четкое и однозначное, это сузит его зрение, он будет четко видеть цель, но может не видеть препятствий. Для некоторых это хорошо, например, для ученых или верующих, которые живут по строго заданным канонам. А вот если научить ребенка не только стремиться к цели, но и замечать окружающее, это даст возможность не только выбрать цель, но и найти дорогу. Дорогу к своему будущему. именно поэтому в детстве стараются дать максимально разнообразное образование И, одновременно, учить концентрироваться на цели и достижение её.
Десять лет (5 класс) - это «золотой» возраст, когда ребёнок легко воспринимает жизнь, доверчив, уравновешен. Это, как правило, конец детства, растёт самостоятельность, закладываются такие черты, как чувство ответственности, уважения к дисциплине и порядку. (И в соответствии с этим проводятся и наши мероприятия в СВУ)
В одиннадцать лет (6 класс) начинается перестройка организма, подросток становится импульсивным, появляется негативизм, смена настроений. В условиях закрытого учебного заведения может возникать бунт против воспитателей. Начинается период отрочества. На этом этапе закладывается чувство справедливости, предприимчивости и эффективности, способность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся эффективность и компетентность в учёбе.
Выбор средств воспитательного воздействия зависит исключительно от результатов наблюдения и изучения суворовцев и суворовских коллективов. С этой целью педагоги –психологи проводят мероприятия по раскрытия индивидуальных особенностей суворовцев, которые мы воспитатели в последствии используем в своей работе.
Необходимо помнить, что фундаментом, на котором строится вся воспитательная работа, являются образцовый внутренний порядок в подразделении, поддержание уставных товарищеских взаимоотношений между суворовцами.
В ходе профессиональной ориентации, мы воспитатели, совместно с психологами и учителями знакомим обучающихся с многообразием профессий, а также военными профессиями и и оцениваем индивидуальные особенности каждого обучающегося, проводим активную целенаправленную работу по формированию профессиональной направленности суворовцев, выработке у них интереса и стремления к выбору определенных военных профессий.
В этих целях активно используем:
- психологическое обследование суворовцев;
- посещение воинских частей, ВУЗов МО РФ, знакомство с жизнью и бытом офицеров, курсантов и солдат;
- участие суворовцев в плановых мероприятиях боевой подготовки воинских частей: тактических учениях, полевых занятиях, парково-хозяйственных днях и др.;
- Посещение садиков, школ с целью информирования о нашем заведении и проведения совместных патриотических мероприятий;
- встречи суворовцев с представителями ВУЗов, офицерами, курсантами – выпускниками училища;
- встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы;
- подготовка и распространение красочных плакатов, альбомов, буклетов, рекламных видеофильмов о военной службе и профессии офицера;
- организация консультативного пункта военно-профессиональной ориентации;
- проведение Дней воинской славы России;
- проведение Дней видов и родов войск;
- тематические вечера. Викторины, конкурсы, военные игры и спортивные праздники с военной тематикой;
- с выпускниками СВУ;
- с родителями суворовцев (использовать традиции, новаторство, роль семьи );
- живые встречи с героями;
Больше внимания уделяется и досугу суворовцев. При проведении мероприятий сочетаем интересы суворовцев с задачами патриотического и воинского воспитания. (Просмотр видеопередач или фильмов с обязательным обсуждением, походы в город с описанием исторического прошлого, походы в горы с изучением военной топографии, посещение развлекательных мероприятий с целью выработки культурного поведения, посещение выставок военной техники и воинских частей, а также приглашение гостей в училище, посещение ветеранов и т.д.)
Военно-профессиональное воспитание суворовцев направлено:
-на формирование мотивов самореализации в учебной деятельности;
-на формирование стремления к поступлению в военный ВУЗ, развития необходимых для успешной военной службы профессионально важных качеств;
- на стимулирование принятия решения о выборе военной карьеры как своего жизненного пути.
Огромную практическую роль имеет достойное военно-профессиональное просвещение – это сообщение суворовцам знаний о профессиях, на основе которых формируется положительное отношение к различным видам деятельности, устойчивые военно-профессиональные интересы и стремление к осознанному, самостоятельному выбору военной профессии. В этой работе незаменима роль психолога.
Информационный аспект военно-профессиональной ориентации связан с необходимостью обеспечить суворовцев всесторонней и адекватной информацией обо всем множестве существующих военных профессий и специальностей, добиться, чтобы каждый наш суворовец хорошо знал, из чего следует выбирать, и умело ориентировался в мире военных профессий. Знание профессий и их требований к личности специалиста – одно из ведущих условий осознанного самоопределения суворовца в будущей жизни.
Совместно с педагогами–психологами воспитатель проводит диагностический аспект профориентации, который предусматривает всестороннее изучение и оценку индивидуально-психологических качеств, физического развития и состояния здоровья суворовцев в течение всего процесса формирования у него готовности к самостоятельному и осознанному выбору профессии. При этом важно учитывать аспект развития суворовца, его становления как специалиста соответствующего профиля.
Заключение
Военно-профессиональная ориентация суворовцев – это сложная многоуровневая и многоаспектная проблема, которую в нашем училище решают от 5 класса до поступления суворовца в ВУЗ МО РФ. Ее структуру составляют:
- профессиональное просвещение (сообщение сведений о различных профессиях),
- профессиональная диагностика (оценка индивидуально-психологических особенностей личности),
- профессиональная консультация (практические рекомендации по выбору профессии),
- профессиональное воспитание (формирование положительной мотивации к выбранной профессии).
Основные усилия повседневной, планомерной работы командного и преподавательского состава по военно-профессиональной ориентации сосредотачиваются на ориентации суворовцев в огромном количестве офицерских специальностей и оказании им практической психологической помощи в подготовке к поступлению в военно-учебные заведения.
Список литературы
- Материалы 5 заочных педагогических Маргеловских чтений г. Омск 2019
- Тавасиев Э.Х. «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов обучающихся СКСВУ» Сборник статей. -г. Ставрополь 2021г.
- Поддержка талантливых детей и молодежи в рамках реализации концепции непрерывного профессионального образования»// Сборник материалов – Казань, 2012.