АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ АДВОКАТУРЫ И ВАРИАНТ ЕЕ РЕШЕНИЯ

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ АДВОКАТУРЫ И ВАРИАНТ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

133

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (60), апрель ‘22

Дата публикации 11.04.2022

Поделиться

В статье рассмотрена статистика по специальным субъектам, совершившим коррупционные преступления за 2019-2021 гг. Предложен вариант решения проблемы коррупции в рядах адвокатов, имеющих опыт работы в правоохранительных органах и (или) судебной системе.

Термин «адвокат» берет свое начало от латинского «advoco» в значении - приглашаю. Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, которая оказывается на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Лицо, которое получило в установленном Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность – является адвокатом (независимым профессиональным советником по правовым вопросам).

Но, несмотря на определенную миссию, возложенную на адвокатов обществом, высокие требования к нравственному облику и поведению, все чаще в статистику по совершенным преступлениям попадают эти лица с «особым статусом». Складывается впечатление, что многие преступившие закон не читали «Кодекс профессиональной этики адвоката» в котором говорится о целях поддержания профессиональной чести, развития традиций российской (присяжной) адвокатуры и нравственной ответственность перед обществом [1].

Статистика по специальным субъектам, совершившим коррупционные преступления за последние несколько лет достаточно показательна.

В июне 2020 года председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин дал интервью газете «Коммерсантъ» и рассказал о том, как расследуются громкие уголовные дела о преступлениях коррупционной направленности. Александр Иванович отметил, что «повседневная деятельность по противодействию коррупции наглядно свидетельствует о том, что неприкасаемых нет. В качестве обвиняемых по уголовным делам Следственным комитетом привлечено в 2019 году 479 лиц, обладающих особым правовым статусом. В их числе 13 депутатов законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, 97 депутатов местного самоуправления, 140 выборных глав муниципальных образований, 75 адвокатов, 41 руководитель и следователь органов следствия в системе МВД, 8 прокурорских работников, 9 судей, 19 сотрудников Следственного комитета. Мы открыто говорим о пресечении коррупции внутри ведомства. Для нас ее искоренение в своих рядах — дело чести, ведь у тех, кто борется с преступностью, должны быть чистые руки.» [2].

Продолжая исследование статистики по «спецсубъектам», необходимо учесть динамику по 2020 году. 5 марта 2021 года, выступая на заседании коллегии Следственного комитета России, председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин озвучил количество уголовных дел, направленных в суды в отношении лиц, обладающих особым правовым статусом. «В 2020 году в суды направлены уголовные дела в отношении 466 лиц, обладающих особым правовым статусом, по обвинению в коррупции, включая 130 глав муниципальных образований, 116 депутатов органов местного самоуправления, 10 депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, 15 прокуроров, 38 следователей и руководителей следственных органов МВД России, 17 следователей Следственного комитета и их руководителей, 7 судей, 68 адвокатов, 48 членов избирательных комиссий» [3].

Как видно из приведенных данных за 2019 год в качестве обвиняемых по уголовным делам было привлечено 75 адвокатов и это 3 место, учитывая, что первое занимают главы муниципальных образований (140 человек), а второе – депутаты местного самоуправления (97). В 2020 году «тройка лидеров» выглядела таким же образом, как и годом ранее. 3 место - адвокаты – 68 человек, 2 место - депутаты органов местного самоуправления (116 человек) и 1 место - главы муниципальных образований (130 человек).

9 декабря 2021 в Международный день борьбы с коррупцией председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин рассказал в совместном интервью «Интерфаксу» и «Российской газете» о расследовании коррупционных дел. «За 9 месяцев в суды направлены уголовные дела в отношении 331 лица с особым правовым статусом. Среди них 83 депутата органов местного самоуправления, 86 выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления, 42 члена избирательных комиссий, 19 прокурорских работников, 11 следователей и руководителей следственных органов СК, 18 следователей и руководителей органов предварительного следствия в системе МВД России, 41 адвокат, семь судей, восемь депутатов законодательного органа власти субъекта РФ.» [4].

Исходя из приведенных данных за 2019-2021 годы, устойчивые позиции в списке лиц, обладающих особым правовым статусом, по обвинению в коррупции занимают выборные главы муниципальных образований органов местного самоуправления и депутаты органов местного самоуправления – 1 и 2 места. Но в 2021 году адвокаты «уступили» 3 место членам избирательных комиссий.

Попадание в «тройку лидеров» тех, кто должен при всех обстоятельствах сохранять честь и достоинство, присущие их профессии - неслучайно. Некоторые из адвокатов, например, замешанных в коррупционных преступлениях, имея опыт работы в правоохранительных или судебных органах, пытались воспользоваться своими «старыми знакомствами» для разрешения определенных вопросов. Ярким примером подобной ситуации является случай 2019 года, который произошел в Свердловской области, где в поле зрения правоохранительных органов попало 3 человека с «особым статусом».

Ленинский районный суд Екатеринбурга отправил под домашний арест первого замглавы свердловского управления СК Михаила Бусылко, обвиняемого в получении взятки в 18 млн руб. Такая же мера пресечения избрана в отношении предполагаемого посредника в получении взятки — адвоката, в прошлом также работавшего на СК [5].  Генеральная прокуратура начала служебную проверку в отношении заместителя прокурора Свердловской области Дмитрия Чуличкова. В четверг к нему пришли с обысками по делу первого замруководителя местного следкома Михаила Бусылко [6].

Ситуация сложившаяся в 2019 году в Свердловской области, в которую оказались вовлечены высокопоставленные лица, является показательной. Адвокат, который был осужден по части 4 статьи 291.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации (Посредничество во взяточничестве) оказался бывшим сотрудником следственных органов и ранее возглавлял Верхнепышминский межрайонный следственный отдел СУ СКР по Свердловской области [7].

Подобные случаи уже не редкость [8]. Подводя итог исследования  об актуальной проблеме современной адвокатуры, предлагается внести соответствующие изменения в законодательство. Например, изменение «о запрете осуществлять адвокатскую деятельность в определенных регионах России (где лицо, которое претендует на статус адвоката, проходило службу в правоохранительных органах и судебной системе)». Это обусловлено тем, что некоторые адвокаты в прошлом имели большой опыт работы в правоохранительных органах и (или) судебной системе. Как показывает практика, недобросовестные адвокаты используют свои «старые наработки» для «решения вопросов» в тех городах, где они ранее проходили государственную службу.

На основании вышеизложенное, учитывая актуальные проблемы в сфере противодействия коррупции, необходимо рассмотреть вопрос о внесение изменений в действующее законодательство (ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»), а именно: ограничение на осуществление адвокатской деятельность в определенных регионах России, где адвокат ранее проходил государственную службу. Свой профессионализм адвокаты («бывшие государственные служащие»), которые действительно компетентны (за счет своих знаний и опыта), могут реализовать в любых других городах нашей страны.

Список литературы

  1. «Кодекс профессиональной этики адвоката» (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 15.04.2021) [Электронный ресурс].
  2. Негативные последствия коррупции тяжелее, чем прямой ущерб [Электронный ресурс].
  3. Почти 500 депутатов, прокуроров, судей и следователей предстали перед судом в 2020 году [Электронный ресурс].
  4. Александр Бастрыкин рассказал о расследовании громких коррупционных дел [Электронный ресурс].
  5. Замначальника управления СКР отправили под домашний арест по делу о многомиллионной взятке [Электронный ресурс].
  6. ГП проверяет высокопоставленного прокурора по делу о коррупции в СКР [Электронный ресурс].
  7. Апелляция смягчила приговор адвокату, передавшему взятку руководству Следкома и прокуратуры [Электронный ресурс].
  8. Адвокат-«решала» с полицейским прошлым не сумел избежать реального срока [Электронный ресурс].
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее