НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

3

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (60), апрель ‘22

Дата публикации 10.04.2022

Поделиться

В статье рассмотрены некоторые новые изменения законодательства в сфере противодействия коррупции. Рассмотрены основные нормативные правовые акты по вопросам противодействия коррупции.

Борьба с коррупцией в России продолжается из года в год. Контроль и реализация программ в этом направлении идет на самом высоком уровне, но, несмотря на все усилия, уровень коррупционных преступлений увеличивается. Об этом говорит ежегодный Индекс восприятия коррупции, который составляет международная организация Transparency International (TI). В 2021 году Россия заняла 136 место, набрав 29 баллов (ранее – в 2020 году Россия была на 129 месте с 30 баллами), учитывая, что общее количество мест в списке 180 [2]. Как и во все предыдущие годы, страны мира оцениваются по соответствующей шкале до 100 очков, где показатель 0 говорит о самом большом уровне коррупции в стране,  а 100 – указывает на маленький. Первые строки рейтинга по прежнему занимают (как и годом ранее) страны: Дания, Новая Зеландия - у них по 88 баллов и Финляндия с 85 баллами.

22 января 2020 года,  выступая на заседании Совета Федерации при вступлении в должность Генерального прокурора России, И. В. Краснов заявил, что «одной из задач прокуратуры является максимальное ослабление коррупции в стране. Коррупция как проявление одного из беззаконий также, безусловно, разлагает как деловую среду, так и государство в целом. Коррупция существует постольку, поскольку существует возможность чиновника распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия тех или иных решений. В число таких решений может входить распоряжение бюджетными средствами, государственной и муниципальной собственностью, льготами, госзаказами и другими. В связи с этим стоит задача максимально ослабить указанное зло за счет оздоровления правовой среды и жесткого реагирования на любые коррупционные проявления, в отношении которых требуется создать атмосферу нетерпимости.» [3].

Коррупционные преступления наносят большой вред обществу государству. Согласно статистическим данным, которые представлены Генеральной прокуратурой России, по итогам за 2021 год зарегистрировано более 35 тыс. преступлений коррупционной направленности. Это на 13,8 % больше, чем было год ранее. Более половины из них составляют факты взяточничества (18,6 тыс.), число которых возросло на четверть. Еще около 12 тыс. приходится на другие должностные преступления, предусмотренные главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. В каждом третьем случае размер взятки не превышал 10 тыс. рублей (+33,3 %, 7 тыс.).

За последние 5 лет законодательство в сфере противодействия коррупции активно развивается. Один из наиболее ярких примеров этого является подписание ряда законов президентом России. Владимир Путин одобрил новеллу, которая расширяет механизм по изъятию коррупционных доходов. Глава государства подписал закон, позволяющий обращать в доход государства средства чиновников, если они превышают их официальный доход за предыдущие три года (№ 44-ФЗ) [4]. Таким образом, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6228) дополнен статьей (о контроле за законностью получения денежных средств) следующего содержания:

В случае, если в ходе осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера получена информация о том, что в течение года, предшествующего году представления указанных сведений (отчетный период), на счета лица, представившего указанные сведения (далее - проверяемое лицо), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в банках и (или) иных кредитных организациях поступили денежные средства в сумме, превышающей их совокупный доход за отчетный период и предшествующие два года, лица, осуществляющие такую проверку, обязаны истребовать у проверяемого лица сведения, подтверждающие законность получения этих денежных средств.

Важно отметить, что ранее (в 2021 году) Владимир Владимирович Путин подписал закон о пополнении бюджета Пенсионного Фонда России за счет конфискованных средств у коррупционеров. Согласно Федерального закон от 19.11.2021 № 375-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», внесены изменения в пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», дополнены новым абзацем девятым следующего содержания «конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежных средств от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений;».

Основными нормативными актами по вопросам противодействия коррупции (учитывая хронологический порядок) являются:

  1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №27З-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  2. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
  3. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. №816 «О мерах по противодействию коррупции»;
  4. Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  5. Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 201З г. №613 «Вопросы противодействия коррупции»;
  6. Указ Президента Российской Федерации от l апреля 2016 г. №147 «О национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 rоды";
  7. Федеральный закон от 3 июля 2016 r. №324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»: внесены изменения в статьи 184, 204, 290,  291, 291-1, 304 [1, с. 98-99].

9 декабря 2021 года (в Международный день борьбы с коррупцией) Председатель Следственного комитета России Александр Иванович Бастрыкин рассказал в совместном интервью «Российской газете» и «Интерфаксу» о расследовании коррупционных дел. «Борьба с коррупцией ведется последовательно и системно. Она включает в себя широкий диапазон принимаемых мер: от совершенствования законодательства и деятельности правоохранительных, контрольно-надзорных органов до воспитания в гражданах нетерпимости к любым подобным проявлениям. Отмечу, что стратегией экономической безопасности РФ на период до 2030 года, утверждённой Указом главы государства, в качестве одной из приоритетных задач государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности является борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой экономикой. Общими усилиями правоохранительным органам удается выявлять значительное число коррупционных преступлений, привлекать виновных к ответственности. Все это способствует наращиванию профилактической составляющей. Важно, чтобы мы пришли к такому результату, когда люди не идут на совершение коррупционных преступлений, потому что это неприемлемо с точки зрения их системы ценностей.» [5].

Проанализировав все вышеизложенное, можно сделать вывод, что коррупционной преступностью является — совокупность преступлений, которые посягают на интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления, в коммерческих и иных негосударственных организациях, выражающихся в незаконном получении (предоставлении) материальных или иных благ и преимуществ лицами, которые уполномочены на выполнение государственных, муниципальных или служебных функций.

Коррупционная деятельность в нашей стране достигает новых «вершин» и это может говорить о двух вещах:

  1. Происходит рост коррупционных преступлений и современных мер в сфере противодействия коррупции недостаточно.
  2. Правоохранительные органы и общество начало более эффективно работать в направлении пресечения и выявления коррупционных проявлений.

Список литературы

  1. Глазкова Л.В., Бурмистров И.А. Проблемы противодействия преступности и коррупции. Учебное пособие. М. 2019, С.98-99
  2. Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало исследование «Индекс восприятия коррупции» (Corruption Perceptions Index, CPI) за 2021 год. [Электронный ресурс]. – URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korrupczii-2021-29-ballov-i-136-e-mesto (дата обращения: (07.04.2022).
  3. Краснов пообещал жестко реагировать на коррупционные преступления / ТАСС, информационное агентство [Электронный ресурс]. – URL: https://tass.ru/politika/7576581(дата обращения: (08.04.2022).
  4. Федеральный закон от 06.03.2022 № 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203060014 (дата обращения: (08.04.2022).
  5. Александр Бастрыкин рассказал о расследовании громких коррупционных дел / Интернет-портал «Российской газеты» [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2021/12/09/aleksandr-bastrykin-rasskazal-o-rassledovanii-gromkih-korrupcionnyh-del.html (дата обращения: (7.04.2022).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее