Гендерный подход в учебной литературе по истории

Гендерный подход в учебной литературе по истории

Статья посвящена анализу использования гендерного подхода в учебных пособиях по истории. Предлагается путь решения проблемы неразвитости данного направления в процессе вузовского и школьного обучения.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (60), апрель ‘22

Поделиться

Образование является одним из важнейших институтов становления гендерной идентичности и в большой мере способствует освоению тех или иных гендерных ролей. Как справедливо замечает М. Макдональд, «образование переносит определённый гендерный код, посредством которого гендерная идентичность и гендерная роль индивида конструируется в рамках школьной системы» [1].

Немаловажно, что окружающее нас своеобразное гендерное поле, включающее разнообразный набор ролей, сформировалось исторически. Именно поэтому история как учебный предмет способна объяснить, как и почему это произошло, однако это возможно лишь при условии соответствия содержания курса истории поставленным задачам.

Исследователи отмечают, что историческая наука фактически остаётся «мужской историей», то есть ориентированной на мужские персонажи и мужские виды деятельности. Патриархальный стереотип господствует в методике преподавания истории как в школе, так и в большинстве вузов.  Вузовские учебники по истории в значительной степени задают рамки публичного дискурса, тем самым создают направление, основу для образования школьников.

Если проанализировать учебники по истории (школьные, вузовские), то «мы там не увидим гендерного подхода, мы увидим, что социально-экономическая история с акцентом на классовую борьбу смешивается с политической историей, где ведущую роль играет сюжет, связанный с эволюцией государственных институтов» [1 С.122]. Факт отсутствия гендерного подхода в учебниках, в большинстве своем школьных, подтверждается тем, что женщины, как правило, упоминаются в качестве дополнения к вошедшим в историю мужчинам, в качестве матерей, жен, дочерей, любовниц. Конечно, можно возразить данному утверждению, отстоять другую точку зрения, что в истории существует не мало женщин-правителей или просто выдающихся женщин, но вопрос, в итоге, заключается в том, что они, зачастую, не будут «полноправными личностями», их положение, будет зависеть от мужчин, которым они будут «обязаны» своим статусом, либо они будут считаться в обществе недостойными своего статуса, равному мужскому. Также справедливым будет тот факт, что многие авторы разных учебных пособий описывают женщин, сводя все их успехи к наличию у них мужских качеств, не пытаясь увидеть в них личность, а также постоянно подгонять под общепринятый стереотип, что женщина, какой бы выдающийся и сильной она не была, она все равно будет «женщиной». Таким образом, у обучающихся складывается представление, что главными действующими лицами в истории были мужчины, «даже тогда, когда они стояли в тени великих правительниц, в государственной деятельности которых всегда присутствовал изъян – их женская, «слабая» сущность» [3, С.40] .

Более парадоксально то, что в учебниках отсутствуют мужчины как таковые, речь скорее идет о занимаемых ими статусно-ролевых позициях: на страницах учебников действуют правители, полководцы, государственные деятели, революционеры, рабочие, а вот слово «мужчина» встречается реже, чем «женщина».

В результате в ходе изложения учебного материала авторы не реализуют гендерный подход, занижают роль женщины в истории и отчасти абсолютизируют мужское начало.

В итоге получается замыкание реализации гендерных исследований, подходов, методов. Вузовская литература если и дает представление о данном направлении, то исключительно в узком спектре (в качестве дополнительной, вспомогательной дисциплины). Из этого следует, что даже новые линейки школьной литературы, которые отчасти будут гендерно-нейтральными, не смогут дать обучающимся должного представления, современного взгляда на историю.

Бородин  в своей статье справедливо отмечает, что интеграция гендерной проблематики и гендерного подхода в официальные исторические курсы к настоящему моменту преждевременна. «Можно согласиться с замечанием, сделанным одним из редакторов международного научного журнала «Ab Imperio» С.В. Глебовым, о том, что гендерные исследования занимают маргинальное положение в российской академической среде и, как следствие, не оказывают существенного влияния на формирование учебных планов и вузовских курсов» [2 С.129]. Но все же определенное внимание к проблемам, рассматриваемым гендерными исследованиями, в академических кругах все же имеется. Вопрос состоит в том, как скоро личный интерес авторов учебников и стремление соответствовать конъюнктуре образовательного рынка трансформируются в качественную учебную продукцию. На данном этапе более реалистичной предоставляется возможность привнесения гендерной тематики в исторические курсы через действующие в некоторых вузах страны гендерные центры. Чтобы внедрение гендерного подхода произвело должный эффект, необходимо, чтобы сами преподаватели получили профессиональное представление об этом подходе. Задачу можно решить, если предложить вниманию преподавателей курсы, посвященные гендерной проблематики, которые будут проводить сотрудники центров гендерных исследований и исторических факультетов. Это даст импульс интеграции гендерных исследование в академическую среду.

Список литературы

  1. Короткова С. А. Необходимость гендерного подхода в преподавании истории в вузе // В кн.: Актуальные проблемы образования и педагогики: диалог истории и современности. К 75-летию со дня рождения члена-корр. РАО, проф. Е. Г. Осовского. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 11-12 октября 2005 г. Саранск Ч. 1-3. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт, 2005. – С. 42-45.
  2. Пушкарева, Н. Л. Предмет и перспективы гендерного подхода в исторических науках / Н. Л. Пушкарева // Пол и гендер в науках о человеке и обществе: Материалы работы по проекту «Интеграция гендерных исследований в преподавание базовых социально-гуманитарных дисциплин высшей школы», Тверь, 26–27 мая 2003 года / под редакцией В. Успенской. – Тверь: Феминист-Пресс, 2005. – С. 19-43.
  3. Цит по: Введения в гендерные исследования: учеб. пособие для студентов вузов/ под общ.ред. И.В. Костриковой. –М., 2005. – С.185.
  4. Бородин, Д.Ю. Преподавание истории с позиции гендерного подхода: критический анализ вузовских учебников // Пол и гендер в науках о человеке и обществе. – Тверь. –2005. – С. 120-133.
  5. Соловьев, Я. С. Гендерный подход в учебниках по истории России для старших классов: опыт сравнительного изучения / Я. С. Соловьев // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. – № 1. – С. 39-44.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary