Средства развития креативности у младших школьников

Средства развития креативности у младших школьников

В данной статье вы ознакомитесь с проблемой развития творческих способностей младших школьников. Как творческие способности оказывают влияние на развитие детей. И способы достижения повышения творческих способностей у учащихся.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (60), апрель ‘22

Дата публицакии 05.04.2022

Поделиться

Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития.

Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу.

В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, не шаблонностью, помогая людям увидеть необычное в, казалось бы, обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе.

Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

Занятия творчеством расширяют фантазия и пространственный интеллект, то, что немаловажно для формирования личности детей. Он в момент обучения начинает не просто осознавать, что окружающий мир можно воспринимать по-разному, с разнообразных точек зрения, однако и то, что каждый индивид уникален и также способен видеть мир свершенного по-иному. Их мир и его мир хотя и схожи, но смотрятся все равно совсем по-разному.

Во время занятий творчеством, ребенок не просто обучается объяснять увиденное. Но он способен и замечать то, что должно получиться «потом». Данная способность интерпретаций находится в основании ассоциативного мышление. Ассоциации позволят ему более качественно прогнозировать, замечая что-то общее или видеть тонкие отличия между прошлым и будущим. Умение сравнивать и подводить итог – весьма важно в ходе обучения в школе, в институте, в жизни.

Проделанный труд педагогов должен быть сконцентрирован на формирование креативности у обучающихся начальных классов, содействовать формированию креативных возможностей ребенка и развитию у него способностей проектной и творческой работы в перспективе. Творческие проекты в начальной школе могут быть предложены в варианте альманахов, театрализации, спортивных игр, произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства и тому подобное. Продуктом такого рода проектной деятельности будут являться выставки, стенгазеты, костюмы, праздники, иллюстрации, басни и так далее. В этом возрасте дети начинают находить возможность принимать во внимание требования и законы окружающего мира и жанра той деятельности, в русле которой совершается творческий процесс.

И.Я. Лернера считает, что развитие личности учащихся напрямую зависит от определенного нравственного и эмоционального климата на уроках. Решающую роль, по мнению ученого, в этом играет позиция самого учителя, его творческий энтузиазм, доброжелательность, создаваемая им атмосфера свободы мысли и самопроявления. Есть множество приемов достижения этой цели:

  • первоначально давать легкодоступные и усвояемые творческие задания;
  • проявлять интерес к действиям учеников;
  • признавать и поощрять многовариантность ответов учащихся;
  • раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного;
  • поощрять чувство предвосхищения и ожидания, поддерживать на уроке чувство ожидания;
  • знакомое снова сделать незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения);
  • строить предположения на расширенной совокупности исходных данных;
  • соотносить по видимости несоотносимое;
  • не подчеркивать чувство вины после совершения ошибки;
  • повышать значение ответа, часто даже ошибочного, искать в нем – рациональное зерно.

Важным условием самопознания является организация учителем ситуаций успеха. «Человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Первого, по – настоящему реального успеха достаточно, чтобы все те благоприятные факторы, о которых резонно говорят социологи, могли быть реализованы». Любая удача запоминается, остается в памяти и формирует стремления к достижению цели.

Особую роль в организации творческой деятельности ребенка принадлежит начальной школе. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Н.С.Лейтес, А.Н.Лук, Д.Б.Эльконин и другие) позволяет определить творчество как процесс совершенствования своей личности, мышления, сознания, интеллекта; постоянного стремления создавать нечто новое.

Тяга к творчеству является не врожденным качеством, а результатом воспитания, она может быть обращена в средство формирования творческой деятельности младших школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.

Игра – это особая осмысленная деятельность, интегрирующая в себе все основные типы человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную) и направлена на ориентировку и познание предметной и социальной действительности.

Таким образом, с полным основанием игру можно рассматривать как вид творческой деятельности, поскольку игровая деятельность не имеет своей основы готового опыта или чисто исполнительской функции, она включает в себя творчество, собственный поиск, отбор, инициативу, собственную оценку своих действий, т.е. игровая деятельность есть специфическая форма активно-преобразовательного отношения ребенка к окружающей действительности и самого себя.

Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже большее значение, чем огонь и колесо. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами.

Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Именно в этом возрасте закладываются духовно-нравственные основы личности, знания, умения, усваиваются нормы поведения, ценности, осознаются отношения между ребенком и окружающим миром. В этот период происходит формирование таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия, т.е. способность самого ребенка задумываться и осознавать свое «Я».

Анализ литературы показал, что в любом случае, когда речь шла о творчестве, говорилось о возникновении нового.

Список литературы

  1. Лук А. Н. Психология творчества / Ред. Лук А. Н. – М.: Наука, 1978. – 127 с.
  2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / Ред. Винокурова Н.К. – М.: Педагогический поиск, 2009. – 144 с.
  3. Горшенев Д. М. Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время // Молодежь и наука: шаг к успеху. – 2020. – С 25-26
  4. Груздова И. В. Творческое развитие младшего школьника / Ред. Савенкова Т.Д. – Тольятти: ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», 2019. – 129 с.
  5. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Ред. Лубовского В.И. – М.: Педагогика, 1985. 191 с.
  6. Дрозина В.В., Дильман В.Л. Механизм творчества решения нестандартных задач / Ред. Шихова Н. А. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 258 с.
  7. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества / Ред. Еромолаева М.В. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. – 170с.
  8. Зак А.З. Методы развития способностей у детей / Ред. Зак А.З. – М.: Педагогика, 2010. – 98 с.
  9. Кононенко А. А. Методические приемы развития творческого мышления младших школьников на уроках информатики и ИКТ // Дидактика математики: проблемы и исследования. – 2019. – С. 83-91
  10. Моляко В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. – 2014. – № 5 – С. 86-95
  11. Ряхимова Е.Г. Развитие творческих способностей обучающихся в условиях технологического образования // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. – 2020. – С. 31-34
  12. Сонин В. А. Психодиагностическое познание творческой деятельности / Ред. Сонин В. А. – СПб.: Речь, 2004. – 315 с.
  13. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / Ред. Унт И. Э. – М.: Педагогика, 1990. – 188 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary