Построение стандартизации как важного инструмента управления качеством на предприятии

Построение стандартизации как важного инструмента управления качеством на предприятии

В статье рассматриваются основные показатели качества, а также приводится их классификация. Также дается определение понятия «управление качеством продукции», рассматривается понятие стандартизации. Выявляется взаимосвязь стандартизации с процессом управления качеством продукции.

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (59), апрель ‘22

Поделиться

Любое предприятие стремится к тому, чтобы его продукция была наивысшего качества, ведь это сулит ему необходимую прибыль и клиентскую лояльность. Однако, для обеспечения качества необходимо осуществлять множество операций, причем в самых различных сегментах бизнес-процессов. Во всем мире насчитывается множество тысяч предприятий, каждое из которых функционирует в определенной сфере деятельности. Так или иначе, должны быть некоторые упорядочения в том, как вести бизнес, как выстраивать определенные процессы на предприятии и пр. Без упорядочения деятельность предприятий будет носить хаотичный характер, и со временем любая организация начнет терпеть убытки, что в результате приведет к банкротству.

Основополагающим компонентом в системах управления качеством изделий является стандартизация – нормотворческая деятельность, находящая рациональные нормы, а также закрепляющая их в нормативных документах типа стандарта, методики и требований к разработке продукции [5, c.14].

По сути стандартизация представляет собой определенную совокупность средств, устанавливающих соответствие стандартам.

Стандартизация представляет собой ключевую составляющую современного механизма управления качеством продукции. Стандартизация – это установление и применение правил для упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности [7, c.25].

Ввиду происходящих в настоящее время процессов глобализации и интеграции возникла острая потребность в выработке новейших подходов к управлению предприятиями. Одним из подобных подходов является управление качеством продукции на предприятии.

Качество представляет собой понятие, характеризующее все стороны деятельности. Новые исследования, связанные с проблемой качества, затрагивают различные стороны процесса управления качеством продукции. Ввиду того, что клиентские потребности постоянно развиваются, любая организация стремится к тому, чтобы быстро разработать или усовершенствовать методы анализа качества, что в в дальнейшем способно оказать воздействие на их конкурентоспособность на рынке.

Помимо всего прочего, стандартизация представляет собой инструмент, который невозможно заменить. Данный инструмент используется для обеспечения согласования, ввода текста, надежности, безопасности, единства и свойств качества производственных процессов и оказываемых услуг.

Особенность стандартизации состоит в том, что у нее крайне обширный диапазон использования. Необходимо отметить, что сейчас стандартизация используется практически во всех направлениях деятельности. Область применения стандартизации постоянно расширяется, т.к. происходит крайне интенсивное развитие научно-технического прогресса, совершенствуется производство и пр.

Объектом стандартизации является услуга, работа, товар или процесс, подлежащие стандартизации [6, c.45]. Стандартизация оказывает непосредственное воздействие на улучшение качества товара при помощи:

- разработки стандартов на материалы, полуфабрикаты, запасные части для оборудования, готовую продукцию;

- установки стандартизированных требований к показателям качества, методам испытания и контроля [1, c.31].

Главной задачей стандартизации представляется создание системы документов, определяющих требования к выпускаемой продукции в организации.

Стандартизация в России должна находиться в тесной взаимосвязи с международными стандартами и быть направленной на обеспечение следующих мероприятий:

‒ реализации единой технической политики в области стандартизации;

‒ защиты потребителей;

‒ взаимозаменяемости и унификации продукции;

‒ качества товара с учетом научно-технического прогресса;

‒ систем сертификации и стандартизации продукции [6, c.88].

Грамотный подход в управлении качеством дает возможность достигнуть высочайшего уровня удовлетворенности покупателя и его ожидания, что представляет собой ключевую предпосылку эффективной деятельности предприятия. Качество продукции и услуг — это ключевой инструмент в конкурентной борьбе, но если предприятие перестает следить за качеством продукции и услуг, то банкротство неизбежно.

Основной функцией в управлении качеством является контроль качества. Его роль состоит в том, что он позволяет вовремя найти и устранить причины недостаточного качества труда с наименьшими издержками. Контроль качества предполагает проведение испытаний, экспертизы, измерений, оценку характеристик объекта для сопоставления данных с определенными требованиями. Управление качеством продукции совмещает в себе функции, определяющие цели и ответственность в области качества:

‒ планирование и контроль качества;

‒ обучение и мотивация сотрудников в области качества;

‒ создание работ по формированию качества [4, c.17].

Указанные функции неразрывным образом связаны друг с другом в виде петли качества и в совокупности наделяют процесс управления качеством в рамках всего предприятия.

Планирование качества представляет собой элемент управления качеством, определяющий цели в данной сфере, а также процессы и ресурсы, необходимые для достижения целей в области качества. Вместе с тем планирование качества захватывает оценку качества труда исполнителей и качество подготовленности системы и программы качества, а также помогает создавать положения по её оптимизации [5, c.31].

Планирование качества базируется на анализе потребителей и рынка сбыта, обладая ориентацией на их удовлетворение. Организация деятельности в области качества предполагает формирование структуры и обеспечение её качественного функционирования, распределение полномочий, ответственности, отношения между сотрудниками и разработку системы качества.

Далее идет внедрение системы качества, а также её доработка. Затем требуется сертифицировать систему качества на соответствие стандартам ИСО [2, c.12].

Обучение и мотивация персонала ориентированы на создание активного и квалифицированного труда. Данные процессы вместе с материально-технической базой и организацией работ представляют собой ключевой фактор производства высококачественного товара.

Обучение персонала нужно ориентировать на реализацию следующих функций:

‒ предоставлять труд творческого характера;

‒ создавать сплоченность персонала;

‒ развивать интеллектуальный капитал;

‒ повышать квалификацию персонала [8, c.20].

Политика качества должна ориентироваться на выбор работ по управлению качеством продукции, целей и выбора средств, их достижения, которые позволят выпускать продукцию высочайшего качества.

Ключевым направлением в области качества является максимально возможное использование всех ресурсов для достижения необходимого уровня качества товара, а также поиск решений, позволяющих сократить существующие издержки без потери качества продукции. Для того, чтобы предприятия придерживались стандартам качества, нужно внедрять такую систему управления качеством, способную обеспечить требуемый уровень качества, определять показатели соответствующих требований [3, c.22].

Система менеджмента качества на предприятии представляет собой совокупность мероприятий для установления, обеспечения и поддержания требуемого уровня качества продукции при её разработке, производстве, потреблении, производимых при помощи непрерывного контроля качества.

Создание и применение системы менеджмента качества при построении стандартизации дает возможность обеспечить постоянное внимание предприятия к аспекту обеспечения качества производимой продукции и повысить ее конкурентоспособность на рынке. Для контроля системы целесообразно контролировать и показатели качества, а также соответствие их установленным стандартам.

Помимо всего прочего, целесообразно внедрять и использовать на постоянной основе предприятием новейшие концепции менеджмента качества для того, чтобы продукция удовлетворяла всем стандартам и запросам потребителя. При отсутствии совершенствования системы менеджмента качества продукции предприятие не сможет в полной мере конкурировать на рынке сбыта, поскольку его продукция не будет конкурентоспособной, что в результате неизбежно приведет к банкротству.

 

Список литературы

  1. Алексеев В.В. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник / В.В. Алексеев. - М.: Академия, 2012. - 192 c.
  2. Берновский Ю.Н. Стандартизация: Учебное пособие / Ю.Н. Берновский. - М.: Форум, 2017. - 252 c.
  3. Дехтярь Г.М. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебное пособие / Г.М. Дехтярь. - М.: Инфра-М, 2018. - 116 c.
  4. Иванов И.А. Метрология, стандартизация и сертификац
  5. Мельников В.П. Метрология, стандартизация и сертификация (для бакалавров) / В.П. Мельников, А.В. Шулепов, Т.Ю. Васильева. - М.: КноРус, 2017. - 416 c.
  6. Нефедов В.И. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник / А.С. Сигов, В.И. Нефедов, В.К. Битюков, Е.В. Самохина; Под ред. А.С. Сигов. - М.: Форум, 2012. - 336 c.
  7. Сергеев А.Г. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Г. Сергеев, В.В. Терегеря. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 838 c.
  8. Хрусталева, З.А. Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум: Учебное пособие / З.А. Хрусталева. - М.: КноРус, 2013. - 176 c.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary