Профессиональное развитие учителя английского языка

Профессиональное развитие учителя английского языка

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

30

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 12 (57), март ‘22

Дата публикации 21.03.2022

Поделиться

В современном мире происходят динамические постоянные изменения в сфере образования, к которым учитель должен приспосабливаться. В данной статье анализируется роль и способы профессионального развития учителя английского языка в современных реалиях для успешного воспитания обучающихся.

Профессиональное развитие учителя - это непрерывный процесс, который важен для получения личностного и профессионального опыта. Возникает вопрос: какие способы эффективны для успешного развития учителя?

Современный мир достаточно изменчив и динамичен. Еще недавно полученное человеком образование позволяло ему комфортно чувствовать себя в окружающем мире относительно долгое время, то в настоящий момент ситуация кардинально изменилась. Мир развивается так непредсказуемо, что знания, которые человек получает сегодня, завтра могут быть уже не востребованы, т.е. полученные знания человеком мгновенно устаревают. Работать в таких условиях достаточно сложно и выходом из этой ситуации является постоянно заниматься самообразованием, т.е. принцип «образование через всю жизнь» должен стать главным в профессиональной деятельности любого современного учителя.

Наравне со знаниями изменяются и сами образовательные технологии. Поэтому современный учитель должен быть всегда в курсе всех новых и интересных методик в сфере преподавания и уметь грамотно использовать их в своей работе. Отсюда следует, что учитель должен всё время стремится к самосовершенствованию. Однако любые нововведения не дадут положительных результатов, если учитель, от которого в большей степени и зависит прогресс, не обладает необходимым набором компетенций и профессионализмом. Многие считают, что эти понятия тождественны, но это не так.

Для начала рассмотрим понятие "профессионализм". Профессионализм – это особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям [2].

Компетентность, в свою очередь, – это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность – это качество человека, обладающего знаниями в какой-либо области и мнение которого является авторитетным [3].

Мы видим, что "компетентность" лишь входит в понятие "профессионализм" в качестве основного элемента. По объему понятие «профессионализм» шире, так как включает в себя и особое мировоззрение, и особую систему отношений к себе, к своей работе, к другим людям и тд. Это также особый вид мотивации. Одним словом, компетентность – это одна из основных, но не единственная составляющая профессионализма.

Профессионально компетентный учитель осуществляет свою деятельность на достаточно высоком уровне и демонстрирует  положительные результаты. Основу его деятельности в первую очередь составляют сформированные педагогические компетенции: предметная, методическая, психолого-педагогическая, дифференциально-психологическая. От профессиональной подготовки современных педагогов зависит и качество современного образования. Требования, предъявляемые сегодня обществом и будущих работодателей к современному выпускнику, очень высоки. Основные характеристики, которым должен соответствовать выпускник современной школы, прописаны в новом федеральном образовательном стандарте. Приведем в качестве примера некоторые из них.

Нынешний выпускник – это человек креативный и критически мыслящий, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни [4].

Стоит заметить, что в современном мире появляется большое количество новых профессий. По расчетам специалистов Министерства труда и  социального развития к 2030 году исчезнут 57 профессий и появятся 186 новых, таких, как  конструктор новых металлов, экоаудитор, метеоэнергетик, молекулярный диетолог, IT-медик, инфорстилист, биоэтик, проектировщик личной безопасности, архитектор живых систем, клинический биоинформатик, IT-генетик [1]. И освоение новых профессий без высококвалифицированных педагогических кадров будет невозможно.

Следует упомянуть о том, что именно учителя английского языка будут требоваться при усвоении любой образовательной программы. В современном обществе невозможно представить высококвалифицированного специалиста без знаний иностранных языков. В любой сфере необходимо повышать свои знания не только изучая отечественную литературу, но и также зарубежную. Более того, международные встречи среди специалистов различных сфер деятельности проводятся на английском языке. Поэтому хочется уделить особое внимание именно учителям данного иностранного языка.

В первую очередь стоит сказать, что важнейшим пунктом для развития профессионального роста учителя английского языка является постоянная работа с языком. Учитель должен поддерживать свои знания на должном уровне. Согласно общеевропейской компетенции владения иностранным языком (Common European Framework of Reference, CEFR), которая была разработана в конце 20-го века, владение иностранным языком принято делить на 6 уровней. В 2001 году Совет Европы принял решение использовать CEFR для оценивания языковой компетенции в любом языке, который изучается в качестве иностранного. Согласно системе CEFR, знания иностранного языка учащихся разделяют на 3 группы, каждая из которых в свою очередь делится на 2 группы. Так выглядят уровни владения английским языком по шкале CEFR:

A — Элементарное владение (Basic User):

A1 — Уровень выживания (Survival Level — Beginner и Elementary)

A2 — Предпороговый уровень (Waystage — Pre-Intermediate)

B — Самостоятельное владение (Independent User):

B1 — Пороговый уровень (Threshold — Intermediate)

B2 — Пороговый продвинутый уровень (Vantage — Upper-Intermediate)

C — Свободное владение (Proficient User):

C1 — Уровень профессионального владения (Effective Operational Proficiency — Advanced)

C2 — Уровень владения в совершенстве (Mastery — Proficiency) [5].

Учитель в общеобразовательной школе должен поддерживать свои знания на уровне В2-C1, что требует больших усилий и подготовки. Для этого необходимо систематически посещать курсы повышения квалификации и различные языковые курсы. Более того, было бы преимущественно организовывать выезды заграницу с учениками, для практики языка и изучении культуры той страны, язык которого учат обучающиеся.

Говоря о молодых специалистах, необходимо сразу предусмотреть помощь педагогов-наставников на этапах разработки учебных занятий, помощь в выстраивании корректных взаимоотношений с обучающимися и тд. В рамках методической системы образовательного учреждения и муниципалитета предусмотрены различные мероприятия, позволяющие учителям иностранного языка представить свои разработки и посетить учебные занятия, набираясь необходимым опытом. Кроме этого, учителя активно участвуют на различных тематических педагогических советах, конференциях, мастер-классах, курсах повышения квалификации, которые стимулируют рост учителя в профессии.

Хорошую репутацию имеет метод организации в школе работы проблемно-творческих групп, в которые включаются все педагогические работники школы. На протяжении учебного года учителя работают над выбранной темой. Темы могут быть самой различной направленности, например: «Приемы и методы работы на учебных занятиях», «Проблемы при подготовке к ЕГЭ по английскому языку», «Способы для преодоления языкового барьера», «Разноуровневые обучающиеся и их подготовка к ВПР», «Использование дистанционных технологий в образовательном процессе» и многие другие. Завершает свою работу проблемно-творческая группа представлением отчета на педагогическом совете и принятию решений по решению учебных проблем.

Повышению уровня методической подготовки учителя иностранного языка также способствует его участие в профессиональных конкурсах, например, «Учитель года» или "Педагогический дебют" или в программах по обмену опытом между школами и городами. Большую роль играет и материальное стимулирование профессиональных успехов педагогических работников.

Один из главных механизмов повышения профессиональной компетентности учителя является его самообразование. Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования учителя: профессиональная переподготовка, непрерывное повышение квалификации, работа по индивидуальной образовательной траектории, множество курсов от областных институтов развития образования.

Если учитель постоянно находится в поиске новых знаний, занимается саморазвитием, то результаты обязательно положительно отразятся на образовательном процессе. Более того, это приведет и к личностному развитию учителя. Он прописывает список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Например, повышение качества успеваемости, разработка методических пособий, статей, доклады, выступления на мероприятиях различного уровня, разработка дидактических материалов и пр. Это повысит уровень заинтересованности учителя к своей профессиональной деятельности, что приведет не только к личностному и профессиональному развитию, но и поможет повысить уровень образования.

Самообразование - это повышение качества преподавания предмета, готовность к педагогическому творчеству, профессиональный и карьерный рост, создание имиджа учителя-наставника, соответствие учителя требованиям общества и государства.

В заключение хотелось бы сказать, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это фундаментальное условие, непосредственно влияющее на качество образовательного процесса. Современный учитель – это профессионал, мастерство которого определяется уровнем его профессионализма и саморазвития. Современный учитель всегда развивается и стремиться к успеху и приводит к успеху своих обучающихся.

Список литературы

  1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс].
  2. Дружилов С.А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2012. – № 1 (21) [Электронный ресурс].
  3. Компетентность. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс].
  4. Федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС среднего общего образования [Электронный ресурс].
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее