ЗАЩИТА ГАРАНТИЙ ПРАВ НАСЛЕДНИКОВ ПРИ НАСЛЕДОВАНИИ ПО ЗАВЕЩАНИЮ НОТАРИУСОМ

ЗАЩИТА ГАРАНТИЙ ПРАВ НАСЛЕДНИКОВ ПРИ НАСЛЕДОВАНИИ ПО ЗАВЕЩАНИЮ НОТАРИУСОМ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

29

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 12 (57), март ‘22

Дата публикации 21.03.2022

Поделиться

В статье исследуется нотариальная деятельность в сфере защиты прав наследников при наследовании по завещанию. Рассматриваются правовые механизмы, при помощи которых нотариус уполномочен осуществлять защиту законных прав и интересов наследников, а также виды нотариальных действий, направленных на защиту наследственных прав. Устанавливаются особенности охранительной деятельности нотариуса при наследовании по завещанию.

Защита прав наследников нотариусом, в том числе при наследовании по завещанию, входит в круг первейших функций, которые возлагаются на нотариат ст. 1 и ст. 16 Закона № 4462-1 от 11.02.1993г. (в ред. от 02.07.2021)  «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» [1] (далее по тексту — Основы). Функции эти направлены на то, чтобы граждане и иные лица могли реализовать свои права и законные интересы независимо от их юридической осведомлённости.

Особенности защиты прав наследников, призванных к наследованию по завещанию, обусловлены юридической природой завещания, которое согласно ст. 1118 Федерального закона от 26.11.2001г. (в ред. от 01.07.2021) № 146- ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации часть третья» [2] (далее по тексту — ГК РФ) является единственным юридическим механизмом выражения воли лица на случай своей смерти. В данном случае права и обязанности наследника будут связаны с тем, что завещание — это не только строго формализованный документ, но и по своей правовой природе односторонняя сделка в силу ч. 1 ст. 1118 ГК РФ. Специалисты обращают на это особое внимание, поскольку распространение на завещание действия Главы 9 ГК РФ о сделках позволяет признать завещание недействительным по правилам норм о недействительности сделок [См. 5, с. 169].

Нотариус действует в качестве гаранта защиты прав наследников по завещанию, руководствуясь нормами ГК РФ о наследовании, Главой XI Основ и Главой Х (в части удостоверения и отмены завещания), а также Разделом 11 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав (утв. решением Правления ФНП от 25.03.2019, протокол N 03/19) [4]. Кроме того, при открытии наследства нотариус руководствуется ст. 1171 ГК РФ и нормами Главы XI в части мер и полномочий нотариуса по охране наследуемого имущества.

Как следует из ст. 60.1. Основ, первое, что следует сделать нотариусу после открытия наследственного дела — это установить в порядке ст. 1125 ГК РФ факт наличия действительного завещания, а если таковое имеет место — установить его содержание. В настоящее время данная операция в соответствии с п. 34.1. Основ производится при помощи Единой автоматизированной информационной системы нотариата, принадлежащей на праве собственности Федеральной нотариальной палате. В данной системе содержится электронная копия завещания. В этой же системе проверяется действительность и достоверность завещания на момент открытия наследства.

Действия нотариуса при наследовании по завещанию имеют несколько особенностей. Помимо проверки самого факта открытия наследства, то есть достоверного установления факта смерти наследодателя, следует проверить наличие завещания в порядке, уже указанном выше, а также установить круг лиц, имеющих в порядке ст. 1149 ГК РФ право на обязательную долю в наследстве независимо от содержания завещания.

В действия нотариуса, направленные на защиту прав наследников по завещанию, входят толкование завещания и его анализ на предмет соответствия законодательству. Нотариус толкует завещание по правилам ст. 1132 ГК РФ и п. 11.8. Методических рекомендаций, согласно его буквальному смыслу, исходя из общепринятого значения слов и выражений. Если смысл какого-либо положения вызывает неясности, его содержание устанавливается путем сопоставления этого положения с другими положениями и смыслом завещания в целом. Если перед нотариусом стоит задача истолковать значение правовых терминов, ему следует руководствоваться значением данных терминов, данным в соответствующих правовых актах.

Обращает на себя внимание, что действующее законодательство не даёт нотариусу права выяснять истинную волю завещателя путём исследования каких-либо иных помимо завещания документов, как то письма, дневники, опрос свидетелей и прочее.

Работая с наследственным делом, нотариус должен дать оценку распоряжениям завещателя в той части, не противоречат ли они действующему законодательству, или не ограничивают ли наследников в правоспособности. Если такие факты будут установлены, п. 11.9. Методических рекомендаций предписывает нотариусу исключить их из толкования завещания, не затрагивая прочих, не противоречащих закону распоряжений завещателя.

Также нотариус распределяет доли наследников по завещанию в том случае, если завещатель самостоятельно ранее не распределили доли в завещании. В данном случае нотариус руководствуется ч. 1 ст. 1122 ГК РФ и распределяет доли в равных долях.

Хотя практически все действия нотариуса имеют охранительный характер и правоохранительную природу для прав участников нотариального производства, однако в отношении ряда действий, совершаемых нотариусом, юридической литературой прямо оговаривается их охранительный характер, а сами эти действия, соответственно, относятся к охранительным нотариальным действиям. В отношении наследственной массы такие действия предусмотрены прежде всего ст. 1171 ГК РФ и ст. 64 Основ. Согласно данным нормам нотариус обладает полномочиями принять ряд мер, направленных на охрану наследственного имущества, при чём, как по поручению наследников, или иных заинтересованных лиц, так и по своей инициативе. Охраной наследственного имущества именуется совокупность всех мер, которые вправе принять нотариус для защиты прав наследников, отказополучателей и других заинтересованных лиц в целях сохранения наследства в том состоянии, каким оно было на момент смерти наследодателя [См. 7, ст. 64].

Таким образом, исходя из содержания законодательства, можно заключить, что нотариус, открывая наследственное дело, должен, в числе прочего, оценить по фактически известным ему обстоятельствам дела, в том числе по тем обстоятельствам, которые должны быть ему известны в силу требований закона, имеется ли необходимость в принятии соответствующих мер в интересах наследников. Следует отметить, что ст. 64 Основ является исключением из общих положений о нотариате, поскольку согласно общим правилам нотариальные действия могут быть совершены любым нотариусом (ст. 40 Основ).

Статья 1172 ГК РФ включает в число мер охранительного характера, совершаемых нотариусом в отношении наследства, производство описи наследуемого имущества в присутствии свидетелей, а в соответствующих случаях — и надзорных органов; организацию оценки имущества; внесение в депозит нотариуса наличных денежных средств и размещение в банке по договору хранения валюты, драгоценных камней и металлов; передача по договору хранения имущества, требующего управления.

Охрана наследственного имущества продолжается до принятия наследства наследниками, либо до истечения законодательно установленного срока для принятия наследства, если наследство никем из наследников принято не было. Нотариус по месту открытия наследства обязан предварительно уведомить наследников о прекращении мер к охране наследственного имущества, а если имущество по праву наследования переходит к государству — соответствующий государственный орган.

Таким образом, алгоритм действий нотариуса при открытии наследственного дела на основании завещания имеет чёткую законодательную регламентацию. Помимо прочего, для реализации защиты прав наследников, в том числе при наследовании по завещанию, нотариусы наделены правом направлять различные запросы и поручения, обращаться к государственным базам данных, требовать предоставления соответствующих документов. К настоящему времени в рамках организации правоохранительной и правозащитной деятельности нотариата был разработан Приказ Минюста России от 30.08.2017 № 156 (ред. от 24.11.2021) «Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования» [3]. Данный нормативный документ подробно регламентирует источники, объёмы информации, необходимые нотариусу для совершения тех или иных нотариальных действий, а также подробно регламентирует способы ее фиксации. Специалисты отмечают, что таким образом «<…>нотариальным действиям предается процедурно-процессуальная форма совершения нотариального действия», благодаря чему она «<…> обладает признаками нормативности»[6, с. 6].

Однако, не смотря на работу законодателя по организации правоохранительной и правозащитной деятельности нотариата, в том числе в рамках процедуры наследования, всё ещё есть ряд вопросов, прямо касающихся защиты прав наследников по завещанию, которые до настоящего времени не урегулированы полностью.

Во-первых, это неопределённость границ ответственности нотариуса по обязательствам, возложенным на него в рамках работы нотариата с завещаниями. Статья 17 Основ содержит только самые общие положения об ответственности нотариуса за вред, причинённый имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона. В частности, нотариус несет дисциплинарную ответственность в рамках Кодекса профессиональной этики нотариусов. Государство снимает с себя ответственность за действия частного нотариуса, уточняя, что вред в этом случае возмещается за счет страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, при том, что нотариус всегда совершает нотариальные действия от имени Российской Федерации.

Во-вторых, не разграничены чётко пределы распределения полномочий и границы ответственности между нотариусом и исполнителем завещания, возможность назначить которого предусмотрена в ст. 1134 ГКРФ. Как следует из ст. 1134 ГК РФ, завещатель вправе поручить исполнение завещания душеприказчику с его согласия. При этом согласие такого лица может быть отозвано им в любой момент вплоть до момента, наступившего после открытия наследства. Таким образом, основная доля обязанностей по исполнению завещания может быть возложена на исполнителя завещания, но при этом не решен вопрос о пределах и видах ответственности, к которой может быть привлечен исполнитель завещания, то есть не определены четко границы между обязательствами душеприказчика и ответственностью нотариуса по обязательствам, которые возложены на него законом.

Учитывая всё вышесказанное, можно заключить, что действия нотариуса, направленные на защиту прав наследника, наследующего по завещанию, включают в себя: правильное истолкование завещания, правильное истолкование и применение законодательства о наследовании и смежных с ним правовых норм, объективное и полное установление соответствующих юридических фактов, принятие мер к охране наследства, если к этому есть такая необходимость и в заключение — грамотное и полное оформление вступления в наследство.

Главной проблемой, связанной с защитой прав наследников в настоящее время можно назвать неопределённые и самые общие рамки границ ответственности нотариуса по ненадлежащему исполнению обязательств, возложенных на нотариуса законодательством в рамках вступления в наследство по завещанию.

Список литературы

  1. Закон № 4462-1 от 11.02.1993г. (в ред. от 02.07.2021) «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате».
  2. Федеральный закон от 26.11.2001г. (в ред. от 01.07.2021) № 146- ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации часть третья».
  3. Приказ Минюста России от 30.08.2017 № 156 (ред. от 24.11.2021) «Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования».
  4. Методические рекомендации по оформлению наследственных прав (утв. решением Правления ФНП от 25.03.2019, протокол N 03/19).
  5. Сидорова Н. К. Нотариальная деятельность в сфере защиты права наследования / Н. К. Сидорова // Образование. Наука. Научные кадры. — 2021. — № 3. — С. 168 — 173.
  6. Моисеева О. В. Структура правореализационного процесса в рамках правозащитной деятельности нотариата / О. В. Моисеева // Юридические исследования. — 2019. — № 3. — С. 1 — 12.
  7. Ушаков А. В. Комментарий к основам законодательства Российской Федерации о нотариате / А. В. Ушаков. – М. : Деловой двор, 2015. — 480 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее