Историко-правовые особенности развития образовательного процесса в российском государстве

Историко-правовые особенности развития образовательного процесса в российском государстве

Статья посвящена трансформации образовательного процесса в периоде существования Российского государства. Отмечается, что формирование систематизированного образовательного механизма происходило в России постепенно. Отмечаются основные аспекты и направления исторического развития образования в Российском государства. Делаются выводы о влиянии различных нормативных актов на постепенно изменение системы образования в целом.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 12 (57), март ‘22

Дата публицакии 20.03.2022

Поделиться

Жизнь не стоит на месте, общественные институты находятся в постоянном развитии, что обуславливает появление все новых форм правовых отношений, а также отмирание тех институтов, что уже не отвечают актуальным потребностям социума. Вместе с движением вперед общества, развиваются и социальные нормы, регулирующие наше поведение. В частности, законодатели разных стран стремятся обеспечить адекватное правовое регулирование во всех сферах жизни.

Изменение жизненных условий, неизбежное возникновение масштабных мировых событий, влияют на трансформацию привычного общественного уклада на всех исторических этапах. Российская система образования исторически системно видоизменяется, в том числе и школьное образование, а также их правовое регулирование. Основными задачами данного исследования является обозначение произошедших правовых изменений в структуре школьного образования, сравнение данных изменений с целью выделения положительного и отрицательного опыта и обоснованности для его применения в наши дни.

Зарождение школьного образования в России произошло уже много веков назад. Одним из ключевых событий, непосредственно поспособствовавших этому,  является крещение Руси в 988 Владимиром Святославичем, что создало необходимость развивать базовую грамотность населения, чтобы знакомить людей с базовыми религиозными постулатами, «прививать» религию.

В последующие несколько веков открытием и обеспечением деятельности школ княжества занимались самостоятельно.  Еще Василий Никитич Татищев в своих трудах указывал об этом, приводя в пример открытия в Суздальском княжестве XIII веке князем Константином библиотеки из греческих, а также славянских книг, которые он впоследствии завещал школе. Греческий и латинский языки изучались в открытых Романом Смоленским школах в те же года в Смоленском княжестве.

В Московском государстве большую роль для изучения историками школьного образовательного процесса выполняют азбуковники. Это рукописные сборники, содержащие статьи нравоучительного, энциклопедического и учебного содержания. Первые азбуковники начали создаваться в конце XIII века. Образование не было общераспространенным, осуществлялось, в-первую очередь, представителями духовенства. Сначала дети учили азбуку, уже потом их учили читать, а затем и писать, что показывает уже тогда существующую логичность образовательного процесса.

В старших классах детьми осваивались «семь вольных искусств»: арифметика, диалектика, грамматика, риторика, церковное пение, землемерие и звездознания. Это обуславливалось тем, что данные дисциплины, так или иначе, составляют фундамент для построения широкого кругозора человека. Преподавали также иностранные языки, например латинский и греческий, которые были наиболее распространены. Их преподавали для будущих дипломатов, священнослужителей. Стоит отметить тот факт, что данная концепция «семи вольных наук» оставалась и остается актуальной и для современной системы мирового образования. При этом она постоянно видоизменялась, в базовые для изучения науки добавлялись новые, а также исключались неактуальные дисциплины. Вероятнее всего, эта тенденция будет сохранена в будущем.

Важно отметить тот факт, что для наиболее привилегированных членов российского общества уже в средние века установилась тенденция, при которой с их детьми работали специально прикрепленные деятели науки, обучая их. Такими учителями могли быть как богословы, летописцы, поэты, так и военачальники, дипломаты. Все зависело от целей и направлений обучения детей. Уже затем это трансформировалось в появление в нашем государстве иностранных гувернеров в XVIII веке сначала при Петре I, а затем и при Анне Иоанновне, когда в 1737 году был издан Указ об образовании дворянских детей, предоставивший дворянам право держать детей на домашнем обучении. Ослабился поток гувернеров, прибывавших в наше государство только к концу правления Александра I, по разным причинам. Однако сама тенденция сохранилась, уже в наши дни, особенно в Москве большой популярностью пользуются услуги иностранных репетиторов по ряду специальностей, особенно при изучении языков.

Наибольшее развитие школьного образования действительно произошло в начале XVIII века благодаря деятельности Петра I. Были издан Указ об образовании 1706 года, в соответствии с которым боярские дети обязаны были получить образование, либо начальное дошкольное, либо домашнее. Уже в 1714 году был издан указ о введении обязательной  учебной повинности для дворянских детей, детей дьяков и подьячих, в соответствии с которым даже запрещалось жениться детям, не постигшим основ важнейших для того времени дисциплин.

При Петре начали появляться профессиональные школы: аптекская, типографская, морская, строительная, а также несколько военных школ для подготовки сильных военных специалистов. Данные школы отличались спецификой образования, в основе образования все еще лежал сословный принцип, который, однако, нарушался. Кроме того начали открываться гимназии, одной из которых стала знаменитая Первая Академическая Гимназия, управление которой  в 1758 было передано М.В.Ломоносову. Уделение внимания не только общему образованию, но и подготовке с самых ранних лет квалифицированных в узкой сфере знаний кадров, - это удивительная особенность, которая существовала уже тогда, но до сих пор постепенно внедряется в образовательный процесс современной России. Стоит вспомнить недавние изменения, согласно которым во всех школах вводились индивидуальные планы учащихся, с целью учета персональных особенностей и увлечений школьных учащихся, что предусмотрено статьей 34 Федерального закона об образовании.

Таким образом, Петр I предпринял несколько важнейших шагов в области развития школьного образования, зародив ее систему на государственном уровне. Эта деятельность была продолжена и в дальнейшем правителями нашего государства. Екатерина II в годы своего правления большое внимание уделила женскому образованию. Создавались и функционировали воспитательные общества благородных девиц, куда принимались девочки с возраста 6 лет. Одним из авторов данной инициативы стал Иван Иванович Бецкой, личный секретарь Екатерины, подписавшей в соответствии с данной инициативой соответствующий Указ в мае 1764 года, основав Смольный институт благородных девиц Санкт-Петербурга.

Стоит отметить, что раздельное обучение доминировало и практиковалось до введения уже в РСФСР в 1918 году обязательного совместного обучения девочек и мальчиков. В 1943 году, однако была принята реформа раздельного обучения девочек и мальчиков, которая успешной не стала и с 1954 года было вновь введено повсеместное совместное обучение детей в школах. В современной России сегрегированное обучение практически не встречается, однако существуют экспериментальные площадки. Одной из таких является пансион воспитанниц министерства обороны Российской Федерации, который был создан в 2008 году и функционирует сейчас. В 2019 году даже произошло открытие филиала пенсиона в Санкт-Петербурге.

Серьезные изменения, вызванные высоким уровнем неграмотного населения, произошли в начале XIX века. В 1802 году было создано министерство народного просвещения, ключевой задачей которого стало реорганизовать учебный процесс. Были созданы 4 основные ступени обучения: Приходские училища, уездные училища, гимназии и университеты. Таким образом находило расширение возможность получения образования для большого количества населения. В частности, в приходских училищах предусматривалось обучение низших слоев общества, а в уездных обучение детей мелких ремесленников, торговцев. В 1811 году был открыт известный Императорский Царскосельский Лицей с очень высоким уровнем образования.

Полномасштабный доступ населения к образованию стал возможен уже после отмены крепостного права. В 1864 году стали создаваться земские школы, в которых проходило обучение длинною в три, а затем в начале XX века в четыре года и принимались дети с 8 лет. Их обучали чистописанию, арифметике, Божьему Закону, церковному пению. Уже в Советском союзе школьное образование постоянно преобразовывалось, в соответствии с потребностями социалистического общества, где большое внимание уделялось идеологическим аспектам. Советское школьное образование заслуживает раскрытия в отдельной научной работе.

Таким образом, получилось проследить становление и развитие школьного образования, его трансформацию на всех этапах развития Российского государства. Любопытно отметить, что многие тенденции и концепции, зародившиеся в давние времена, сохранили свою важность и практическую применимость и по сей день. Изучение истории, закрепление важнейшего опыта наших предков и внедрение его в нашу современную жизнь остается одной из ключевых задач, как законодателя, так и ученых-правоведов, в частности, в сфере образования.

Список литературы

  1. Наука, школа и жизнь; Новиков Николай Николаевич, Маракуев В. Н.
  2. Об отношении государства к народному образованию; Окольский Антон Станиславович
  3. История образования в России (Х-ХХ века); Гуркина Н.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary