Аттестация педагогических работников профессионального образования ханты-мансийского автономного округа – югры

Аттестация педагогических работников профессионального образования ханты-мансийского автономного округа – югры

В каждом регионе свои требования по проведению аттестации педагогических работников, но усовершенствование сферы образования, а также усложнение структуры и содержания профессиональной педагогической деятельности структурирует задачу концептуального обновления содержания аттестации.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (58), март ‘22

Поделиться

Система аттестации педагогов Ханты - Мансийского автономного округа - Югры разработана в логике компетентностного подхода к образованию, понимаемого как развитие и оценка различных компетенций через решение соответствующих задач субъектом [1].

Концепция аттестации предусматривает самообследование профессиональной деятельности и решение профессиональной задач. Качество решения различных функциональных задач аттестуемым педагогом обусловлено его компетентностью, являющейся основным элементом оценки (самооценки) в процессе аттестации.

Аттестация педагогических работников проводится непосредственно по желанию самих педагогических работников, в целях установления квалификационной категории [4].

Фактической задачей аттестации педагогов является:

  • мотивация и стимулирование педагогических работников к повышению эффективности и качеству своей профессиональной деятельности;
  • мониторинг уровня квалификации педагогического работника для установления ее соответствия требованиям занимаемой должности и требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) на основе анализа профессиональной деятельности, что обеспечивает социальную защищенность педагогов в условиях рыночных экономических отношений путем дифференциации оплаты труда.

Таким образом, основной задачей аттестации педагогических работников является присвоение педагогу квалификационной категории (первой или высшей), соответствующей уровню его профессионализма. Следовательно, аттестация - это этап оценки профессиональной деятельности педагогического работника для присвоения уровня квалификации.

В процессе аттестации педагогических работников взаимодействуют следующие органы, организации:

  • Департамент образования и молодежной политики ХМАО – Югры;
  • Департамент культуры ХМАО – Югры;
  • Департамент социального развития ХМАО – Югры;
  • Аттестационная комиссия, формируемая ДО и МП ХМАО-Югры;
  • Автономное учреждение дополнительного профессионального образования ХМАО-Югры «Институт развития образования»;
  • Образовательное учреждение, в котором осуществляет педагогическую деятельность аттестуемый.

Аттестация педагогов проводится в несколько этапов.

Подготовительный этап.

Педагогическим работником, анализируются результаты своей деятельности, за последние пять лет, относительно требованиям к квалификационной категории.

Подает заявление установленного образца в аттестационную комиссию в форме электронного документа с использованием «Интернет» на сайте att.iro86. ru

На высшую квалификационную категорию по которой аттестации проводится впервые, заявление подается не ранее, чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

Этап оценки профессиональной деятельности.

Методом экспертизы осуществляется оценка профессиональной деятельности педагогических работников, для проведения которой и подготовки соответствующего экспертного заключения привлекаются эксперты.

Процедура экспертизы предполагает комплексный анализ следующих материалов:

  • представление заявления на прохождение аттестации;
  • отчет о самоисследовании;
  • выполнение аттестационного задания.

Экспертиза всех материалов реализуется в дистанционной форме аттестационной комиссией.

Структура и содержание отчета об исследовании представляет собой доклад, который раскрывает особенности профессиональной работы аттестуемого педагогического работника.

Аттестационная задача представляет собой профессиональное задание, основанное на реализуемых педагогическим работником трудовых функциях.

Аттестационная комиссия согласно итогам экспертизы обобщает полученную информацию об исследовании и решения аттестационного задания, и готовит экспертное заключение, где устанавливает соответствие уровня квалификации аттестуемого педагогического работника заявленной категории.

Заключительный этап.

Аттестационная комиссия на основании итогов оценки профессиональной деятельности принимает одно из решений: Установить либо отказать первую или высшую квалификационную категорию по заявленной должности.

Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссией об установлении педагогическому работнику первой (высшей) квалификационной категории.

Список литературы

  1. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мышление учителя. М., 1990.
  2. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н.
  3. Бахмутский А.Е, Гладкая И.В., Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Аттестация педагогических работников: концепция экспертизы профессиональной деятельности учителя. СПб.: Свое издательство, 2014.
  4. Тряпицына А.П. Педагогика: учеб, для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2012.
  5. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.05.2016 № 828 «Об аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и признании утратившими силу некоторых приказов Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary