Маркетинг на основе баз данных как инструмент повышения эффективности бизнес-процессов

Маркетинг на основе баз данных как инструмент повышения эффективности бизнес-процессов

Статья посвящена исследованию data-driven маркетинговых инструментов. Рассмотрены критерии эффективности и маркетинговые технологии в рамках маркетинга на основе баз данных. Обоснована эффективность использования технологий прогнозирования в маркетинге.

Авторы публикации

Рубрика

Маркетинг, реклама и PR

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 11 (56), март ‘22

Дата публицакии 13.03.2022

Поделиться

Несмотря на то, что на рынке появляется все больше компаний, внедряющих технологии database маркетинг, владельцы многих отечественных компаний относятся к данному подходу с долей скепсиса. Мы рассмотрим понятие маркетинга, основанного на базе данных и его основные преимущества.

Маркетинг баз данных – это способ целенаправленно применять информацию о клиентах и рынке в течение маркетинговых кампаний. Маркетинг баз данных является первым этапом и предпосылкой использования прямых маркетинговых инструментов, основанных на непосредственном и индивидуализированном взаимодействием с каждым клиентом.

Примером такого «индивидуального» подхода является персональное предложение для клиента, новостное письмо о скидках и акциях, отобранных в соответствии с интересами клиента, вплоть до того, что при посещении веб-сайта компании клиент увидит персонализированный интерфейс, соответствующий его пользовательским предпочтениям [2, c.45].

Информация о клиентах является главным капиталом фирмы, который способствует достижению конкурентоспособности и ее сохранению. Исходя из полученных данных специалисты по маркетинговым коммуникациям могут адаптировать специализированные механики и инструменты для проведения следующих кампаний, таким образом достигая максимальной ориентированности на целевые аудитории.

В случае возрастания количества покупателей и диверсифицированных запросах в рамках маркетинговой стратегии важно использовать те инструменты, которые позволяют с наибольшей достоверностью оценивать структуру и особенности целевых аудиторий.

На современном этапе развития маркетинговых технологий можно выделить следующие наиболее распространенные инструменты, ориентированные на базы данных:

  1. АВС-анализ, при котором целевая аудитория делится на 3 или больше сегментов в соответствии с уровнем дохода;
  2. Метод учета (определения результатов). Для обработки данных, хранящихся в базе, адаптируются методы учета, в рамках которых формируются алгоритмы будущих продаж.

В систему бальной оценки могут включаться множество критериев, важных для дальнейшего развития связей с покупателями. Наиболее технологичные модели учета могут включать в себя такие сущности, как, например, категория ассортимента, в соответствии с которым была осуществлена покупка;

  1. Customer lifetime value является моделью, основанной на количестве покупок в конкретной компании, которое человек осуществляет в течение своей жизни.

Так, ценность покупателя рассчитывается не исходя из прибыль от единичной покупки, а на базе потенциальной совокупной прибыли;

  1. Портфолио покупателей. При анализе аудитории с использованием портфолио выделяют два критерия сегментирования, при группировании покупателей в соответствии с этими критериями каждую позицию можно наглядно представить [1].

Рис 1. Методика разработки стратегии маркетинга, основанного на данных

Маркетинг, основанный на данных, создает предпосылки для оптимизации бизнес-процессов и оценки результатов рекламной кампании и становится ключевым инструментом управления продажами.

Внедрение рассмотренных выше инструментов в маркетинговые процессы компании позволяет ускорить достижение стратегических целей бизнеса. Так, при использование директ-маркетинга позволяет концентрироваться не на единичной покупке, а на долгосрочном взаимодействии с клиентом. Постепенно новые клиенты компании становятся лояльными, поскольку многие кампании, направленные на привлечение новой аудитории, становятся успешными только после того, как в течение нескольких сезонов они не приносили ни доходов, ни расходов (точка нулевой прибыли) [4, c. 64].

Для того, чтобы повысить эффективности маркетинга с помощью data-driven подхода важно определить первоначальные источники данных, которые необходимо анализировать для достижения бизнес-результатов.

Кроме того, необходима инфраструктура, способная агрегировать и хранить большое количество данных из различных источников: CRM, социальных аккаунтов, аналитических сайтов, а затем автоматически создавать на ее основе дашборды (аналитические интерфейсы). Наконец, важным этапом является оптимизация кампании на основе полученного анализа данных [3].

Несмотря на развитие информационных технологий и доступности аналитического инструментария, в маркетинге все еще используют подход планирования кампаний в рамках «интуитивного» подхода того или иного специалиста по маркетингу. Маркетинговые кампании, основанные на базах данных последовательно изменяют структуру рынка, предоставляя возможности по прогнозированию эффективности кампаний.

Список литературы

  1. Алексеев К.Н. Организация CRM-аналитики с использованием технологии data mining /Финансовые рынки и банки. 2021. №4. – [Электронный ресурс].
  2. Джеффри, Марк. Маркетинг, основанный на данных: 15 показателей, которые должен знать каждый / Марк Джеффри ; пер. с англ. Павла Миронова. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 369 с.
  3. Ивановская, Н. Как повысить эффективность маркетинга с помощью data driven-подхода / VC.ru, 08.11.2021/ - [Электронный ресурс].
  4. Холланд, Генрих. Директ-маркетинг : пер. с нем. / Генрих Холланд. - Москва ; Санкт-Петербург : Вершина ; 2006 (М. : Тип. Новости). - 365 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary