Социально-коммуникативное развитие у детей старшего дошкольного возраста по средствам авторских игр.

Социально-коммуникативное развитие у детей старшего дошкольного возраста по средствам авторских игр.

В предложенной статье разобрана проблема по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста, которая будет решена с помощью авторских методических игр в совместной деятельности детей и взрослых. Результатом чего, должны стать освоение норм общества и нравственных ценностей.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 11 (56), март ‘22

Дата публицакии 09.03.2022

Поделиться

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

 Социально коммуникативное развитие направлено на:

-        присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-        развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-        становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-       развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

-        формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

-        формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

-        формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

-   Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

     Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

     Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

  Ребёнок в современном обществе – это всесторонне развитая личность, способная устанавливать бесконфликтное общение, легко адаптирующаяся в разных ситуациях, занимающая активную жизненную позицию. И, чтобы достичь этого, нужно научить ребёнка общению – одному из главных видов деятельности человека, устремленному на познание и оценку самого себя через посредство других людей, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.

Поэтому, новые образовательные стандарты дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию дошкольников, в первую очередь, направлены на достижение следующих целей:

• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых;

• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Способность к общению включает в себя:

1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).

2. Умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Ни для кого не секрет, что в наше время лучший друг для современного ребенка-это телевизор или компьютер, а любимое занятие- просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Наблюдая за детьми, можно отметить, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение: слушать собеседника, эмоционально сопереживать, планировать содержание игровой деятельности, использовать вербальныеи невербальные средства общения, решать конфликтные ситуации.

А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Первый опыт отношений с другими людьми становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.

Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод: детям следует помочь найти эффективные способы общения друг с другом и окружающим, развить коммуникативные умения, создать сплоченный коллектив группы детского сада.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

Представляем вашему вниманию авторские игры. подготовленные педагогами МБУ детским садом № 93 «Мишутка» г.о.Тольятти.

 

Игра «Мирилка».

Цель: формировать положительные контакты между детьми, и       умение разрешать конфликтные ситуации мирным путем.

Ход: Дети с помощью стихотворений–мирилок разрешают свои спорные моменты, используя «волшебную конфету» куда просовываются руки и дети. взявшись за пальчики, мирятся.

Игра.  «Хорошо – плохо»

Цель: формировать у детей чувствительности к противоречиям обучение формулированию противоречий

Ход: дети делятся на две команды. Им показывают карточку с изображением объекта. Определив, объект для анализа команды «Х» называет чем он хорош, а команда «П»  – чем плох. За каждый правильный ответ дается жетон. Побеждает та команда, которая наберет больше жетонов.

Игра «Посели эмоцию».

Цель: развивать способность распознавать эмоции, умение выразить                 

Ее мимикой лица.

Ход: для создания игры используется коробка из – под торта. На одной стороне пособия выставляеются поочередно картинки людей с     различными выражениями  эмоциональных  чувств, состояний. Ребенку надо назвать настроение, показать его мимикой лица и подобрать эти действия необходимые для улучшения эмоционального настроения детей.

  

Список литературы

  1. Бабаева, Деркунская, Римашевская: Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие". ФГОС.
  2. Конкевич С.В. «Беседы с детьми о Великой Отечественной войне». Издательство «Детство-Пресс». Серия «Социально-коммуникативное развитие дошкольника».
  3. Нищева Н.В. «Во саду ли, вогороде» (Игры для развития речи детей дошкольного возраста). Издательство «Детство-Пресс». Серия «Социально-коммуникативное развитие дошкольника».
  4. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С,Комаровой, М.А.Васильевой;
  5. ПРИКАЗ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  6. Т.Г.Казакова. Изодеятельность младших дошкольников./ М., 2003;
  7. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2009. – 350 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary