Развитие мотивации учения у старших школьников

Развитие мотивации учения у старших школьников

В данной статье рассматриваются особенности мотивации учения в старшем школьном возрасте.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 12 (14), май ‘21

Поделиться

В современном мире возникает необходимость переосмысления образовательных целей в направлении от усвоения знаний, умений, навыков к формированию личности обучающегося как будущего активного деятеля, поэтому основной задачей деятельности образовательных учреждений является воспитание личности учащихся, развитие их мотивации. Мотивация к учению представляет собой решающий фактор эффективности учебной деятельности. Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Методические изыскания направлены на поиск форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся.

Особую актуальность данная проблема приобретает в старших классах, так как, во-первых, именно в этот период происходит самоопределение учащегося, а во-вторых, в данном возрасте наблюдается снижение учебной мотивации.

Мотивация – одна из основных функций управления людьми. Стимул – внешнее побуждение к деятельности. Любой стимул воспринимается конкретным человеком определенным образом, и через его осознание человек может двигаться, а может и не двигаться дальше [3]. Процесс применения стимулов, для подталкивания человека к достижению личных целей является своего рода мотивацией.

Мотивация объясняется по-разному как психологический феномен. В одном случае - как совокупность факторов, определяющих поведение. С другой - как набор мотивов. В третьем - как своего рода побуждение, приводящее к активности организма и определяющее ее направление.

Специфика учебной мотивации заключается в ее появлении в процессе формирования учебной деятельности учащихся. В процессе ее реализации учащиеся усваивают знания и становятся личностью. Как известно, одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.

Учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря, мотивы, собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы, деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности [5].

Основная тема учебной деятельности старшеклассников заключается в том, что ее цель - организовать, интегрировать и систематизировать личный опыт посредством его расширения, добавления и введения новой информации. Развитие независимости, творческие методы принятия решений, способность принимать эти решения, анализировать существующие решения и конструктивно и критически их объяснять, также являются частью школьной учебной деятельности старшего школьника [6].

Учебная мотивация (мотивация учения) – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей обучения.[4]

Мотивация образовательной деятельности на этапе школьного обучения предстает перед нами как частный вид мотивации (учебная мотивация), включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:

1) самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

2) организацией образовательного процесса;

3) субъектными особенностями обучающегося (возрастом, полом, интеллектуальным развитием, способностями, уровнем притязаний, самооценкой, его взаимодействием с другими учениками и т. д.);

4) субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;

5) спецификой учебного предмета.[5]

Учебная деятельность всегда полна мотивации. Мотивация, как и любой другой тип мотивации, носит системный характер. Он отличается направленностью, стабильностью и живостью.

В старшем школьном возрасте познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает основы наук и закономерности учебного предмета. Учебно-познавательный мотив совершенствуется. Мотивы самообразования связываются с целями и перспективами выбора профессии.[2]

У старшеклассников основная мотивация определяется их мыслями о своем будущем. В этом возрасте есть большой выбор мотивации учения, которая определяется профессиональным выбором.

Чем старше ребенок, тем меньше у него мотивации к учебной деятельности [1]. В эпоху старшей школы мотивационная сила индивидов (в области мотивации) претерпевает качественные изменения. Изменения в области мотивации являются центральной психологическим новообразованием возраста. В области мотивации на первое место выходят мотивы, связанные с жизненными планами, намерениями и мировоззрением.

Отсутствие мотивации приводит к снижению успеваемости, к пробелам в освоении учебного материала, а часто, и к полному отсутствию элементарных знаний по тому или иному предмету.

Для успешного развития развитие мотивации учения старших школьников, учителям нужно придерживаться следующих пунктов:

  • Процесс обучения старших школьников должен поддерживаться интенсивной внеучебной деятельностью на всех этапах обучения (исследовательская работа, презентации и т.п)
  • Учебный процесс необходимо поддерживать визуальными и техническими средствами, необходимо использовать такие инструменты, как анализ различных жизненных ситуаций, чтобы наглядно показать, как полученные знания могут быть полезны в различных сферах профессиональной деятельности.
  • Учителя должны уделять больше внимания учащимся с низкой мотивацией учения, для того чтобы создать психологические условия для повышения мотивации.

Сегодня любое учебное заведение, в том числе и средние профессиональные учебные заведения, обязано создавать условия для реализации потребностей каждого ученика, чтобы он мог стать настоящим субъектом обучения. Учителя должны стремиться развивать личностные качества учащихся, чтобы соответствовать современным требованиям информационного общества.

Список литературы

  1. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной Изучение мотивации поведения детей и подростков, 1972 − 352 стр. (Академия педагогических наук СССР)
  2. Зверева, Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению / Г. Ю. Зверева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 787-792. — URL:
  3. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №2.
  4. Рожков, Е. М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых / Е. М. Рожков // Современная наука. – 2014. – № 3. – С. 44-46.
  5. Шляпникова, Ольга Алексеевна. Мотивация образовательной деятельности : учебное пособие / О. А. Шляпникова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль :ЯрГУ, 2014. – 124 с.ISBN 978-5-8397-0999-7
  6. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 2002.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary