В начале нового века педагогическая общественность бурно обсуждала идеи, отражающие цели и задачи народного просвещения. Но в России преобладающее влияние всегда оставалось за государством и проявлялось в позиции руководителей Министерства народного просвещения (с 1988 года Комитет образования), с 2018 года вновь Министерство просвещения (Табл.1).
Завадовский П.В. (1739-1812) |
«Подготовка для государства чиновников по разного рода службам» (Листовский И.С. Граф П. В. Заводовский. Биография. Русский Архив .1883). |
Уваров С.С. (1785-1855) |
«просвещение детей дворян в классической гимназии и далее в университете должно стать залогом прогресса страны, а образование даст России верноподданных специалистов». (Доклад Уварова С.С. императору Николаю I // Река времён. Вып. 1. М., 1995. С. 70-72). |
Игнатьев П.Н. (1875-1945) |
« … цели общего и профессионального образования в том, что первое имеет конечной целью «познать мир»…, а второе - «сделать мир удобнее» (Они строили Россию. Игнатьевы // Альманах «Другие берега». — 2008. |
Луначарский А.В. 18750-1933) |
просвещение народа как «свободное, гармоничное проявление человеческой сущности» (Луначарский А.В. «Основы позитивной эстетики». Собр. соч. в восьми томах, т.7. Статьи, доклады, речи, (1903–1928). / Луначарский А.В. М.: Художест. литература, 1967). |
Прокофьев М.А. 1910-1999) |
«…задачи всеобщего среднего образования воспитание молодежи в духе коммунистической морали.» (М. А. Прокофьев: человек, ученый, гос. деятель: 100 лет со дня рождения. М., 2011). |
Фурсенко А.А. (1949) |
«…задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя.» (выступление 23.07.2007 на молодежном форуме). |
Кравцов С.С. (1974) |
«Главное, чтобы любые стандарты, мероприятия СПО исходили из потребностей экономики», («Наша стратегия – развитие школы для всех» Выступл. на коллегии Мин. просвещения РФ 23.10.2021). |
Таблица 1. Министры просвещения России о цели и задачах просвещения молодежи.
За прошедшие 200 лет в России прошли преобразования изменившие мир, но если бы путешественник во времени попытался сравнить то, что было и то, что стало в сфере народного просвещения России, он мог бы заметить те же названия: гимназии, лицеи, промышленные училища, кадетские корпуса, частные школы и расслоение общества которое достигло небывалых размеров.
Различия в жизни россиян по уровню их доходов отразилось и в организации подготовки подрастающих поколений к социальному и профессиональному самоопределению при рыночных отношениях в современном обществе.
Дети олигархов посещают частные гимназии, затем переходят в МГУ, ЛГУ или в зарубежные университеты.
Большая часть детей государственных чиновников, инженеров, учителей получают образование в лицеях и продолжают его в Физтехе, МВТУ, экономическом, юридическом, педагогическом, медицинском институте и в других российских вузах, затем создают востребованные обществом промышленные предприятия, торговые сети и другие, приносящие доход учреждения.
Большинство детей из городских спальных районов, после окончания общеобразовательной, средней школы осваивают профессии, востребованные на рынке труда в местных колледжах и в профильных ПТУ,.
Дети военнослужащих, как правило, после окончания курса начальной школы продолжают образование в кадетском корпусе (моряки, авиаторы, казаки и др.),
Дети селян посещают сельские школы и как правило, продолжаю обучение в сельскохозяйственном училище или в профильном сельскохозяйственном вузе.
Введение ГОСов и ЕГЭ по замыслу реформаторов должно было уравнять шансы всех детей, независимо от доходов их родителей на поступление в любой интересующий их вуз, но этого не произошло.
Сегодня, СМИ продолжают критиковать школу и чиновников министерства просвещения; в педагогическом сообществе не прекращаются дискуссии о том, как надо учить, развивать и воспитывать детей.
О содержании просвещения образования и обучения спорят реже. В обществе сложилось мнение, что всех надо обучать русскому языку, иностранным языкам и основам наук (математике, физике, химии, биологии и т.п.) и приучать всех к труду.
Но содержание учебных программ общеобразовательной школы не успевает за достижениями научного прогресса. Учебная неделя имеет свои пределы и в неё все труднее втиснуть новую информацию, которая добывается в институтах РАН. Создание профильных школ (физико-математических, лингвистических и других) тоже задачу образования по выбору не решает.
В свое время Аристотель объединил все науки в три группы: теоретические, практические и творческие. В теоретических науках познание ведется ради получения нового знания. Практические лежат в основе производственной деятельности человека, а целью творческих наук является приближение к достижение Прекрасного.
В XIX в. Ф. Энгельс разделял науки на естественные и общественные (по замечанию Ландау Л.Д. (1908-1968) – «естественные и неестественные»). Во второй половине ХХ в. наука становиться интегративной: естествознание, синергетика и др.
В организации естественно-математического образования детей все четче проявляются следующие тенденции : 1. Переход от дробления (дифференциации) наук к их объединению. 2. Объединение гуманитарной и естественнонаучной культуры («физики и лирики». 3. Введение в вузах программы «Концепции современного естествознания.»
В начальной школе успешно осваивается программа «Окружающий мир».
Начиная с пятого класса наряду с традиционным набором: физика, химия, биология, в ряде школ используют программы «Естествознание», которая представляет собой некую сумму информацию о содержании естественных наук и факультативные курсы по выбору.
Вместе с тем Вернадский В.И. (1863-1945) еще в тридцатые годы прошлого столетия писал: «Выяснилось три раздельных пласта реальности, в пределах которых замыкаются научно устанавливаемые факты… Эти пласты: явления космических просторов, явления планетные и явления микроскопические…» (3, С.9).
При этом речь идет об освоении понимания явлений происходящих в сферах познания (биосфера, атмосфера, гидросфера и т.д.) в которых и осуществляется «… природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние – в ноосферу» (3, С..53).
Вернадский В.И. обратил внимание на то, что «В затруднениях понимания реальности, которые мы переживаем, мы имеем дело не с кризисом науки, как думают некоторые, а с медленно идущим улучшением нашей научной методики.» (3, С.55). И далее: « …мы специализируемся не по наукам, а по проблемам.» 3, С.89).
Сегодня вопрос об организации познавательной деятельности детей приобретает новое звучание: осваивать опыт научного познания в процессе учебного исследования проблем и поэтапного выявления имеющихся противоречий с последующей четкой формулировкой возникающих задач и ожидаемых результатов в количественных показателях (миллиметры, секунды, граммы и др.).
Наиболее интересные предложения по реализации такого подхода, связываются с организацией учебной проектно - исследовательской деятельности детей в интеграции содержания общего и дополнительного (внешкольного) образования.
В этом случае блоки содержания общего образования могут быть представлены, например, в последовательности предлагаемой составителями Википедии:
V класс – проблемы освоения планеты Земля (становление и развитие);
Образование планеты Земля; Возникновение и эволюция жизни. Форма и строение планеты Земля: литосфера; земная кора; мантия; ядро; тектонические платформы; географическая оболочка Земли; атмосфера, гидросфера, биосфера. Магнитное поле Земли. Орбита и вращение Земли Использование суши планеты Земля. Природные катаклизмы. Экология. Будущее Земли. Источники.
VI кл. проблемы сохранения биосферы планеты Земля.
Местоположения биосферы планеты Земля. Границы и состав биосферы; Слои биосферы: атмосфера, геосфера, гидросфера; История развития биосферы. Зарождение жизни. Будущее биосферы. История исследований биосферы. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества, которое и легло в основу современных представлениях о биосфере. Искусственная биосфера. Источники.
VII кл.- проблемы освоения атмосферы планеты Земля.
Границы атмосферы и ее физические свойства. Состав: азот кислород, углекислый газ, инертные газы. Строение: пограничный слой, тропосфера, стратосфера, мезосфера. Факторы среды, влияющие на жизнедеятельность человека: солнечная радиация, температура, влажность, скорость движения воздуха, барометрическое давление, радиоактивность, пыль, дым, микроорганизмы. Источники.
VIII кл.- проблемы освоения гидросферы планеты Земля.
Состав и свойства. Развитие представлений о гидросфере, гидрогеологии и воде: исследование бассейнов вод; соленые, рассолы, термальные; выявление закономерностей движения воды в различных геологических структурах; исследование состава воды, включая поиски полезных ископаемых; геологическая роль воды; экология. Источники.
IX кл.- проблемы экологии при развитии техносферы планеты Земля
Техносфера, как целостная система; Специфическое техническое знание, умение, правила, теории, их культурную ценность. Инженерия и бытовая техника. Система отношений между человеком и природой, где техника выступает как некий посредник. Понятия: ноосфера, техногенез, техноценоз. Источники.
X кл. - проблемы проникновения человека в Космическое пространство.
Космонавтика. История. Русский космизм. Космическая инфраструктура: космодромы; ракетные двигатели и ракеты-носители. Пилотируемые космические корабли. Малые космические аппараты для фундаментальных космических исследований. Исследование планет: Луны, Меркурия, Солнца. Биологические исследования. Технологические исследования. Проекты Достижения. Рекорды Источники.
XI кл. – эволюционно-творческое развитие человека
История вопроса об антропогенезе Эволюция приматов до возникновения человека Антропогенез до появления людей современного типа Появление Homo sapiens Сравнительная таблица видов род Homo. Эволюция человека в будущем. Источники.
Освоение научной информации и преобразование её в личностное знание осуществляется в процессе организации и проведения учебной исследовательской деятельности с последующей защитой полученных результатов..
Использование интерактивной классной доски и компьютерных ИКТ позволяют подготавливать по результатам исследований супер презентации.
Рис. 1. Структура содержания курса Естествознание V – XII классов:
Вектор А: научные основы физики, химии, биологии; Вектор Б : Уровни познания: I – микроскопический; II – планетарный; III – космический.; Вектор С: Сферы познания: а) биосфера; б) атмосфера; в) гидросфера; г)техносфера; д) космос.
При подготовке текста доклада и публичного выступления могут быть использованы материалы опубликованных в мемуарах известных специалистов, внесших существенный вклад в создание научной картины окружающего мира. При этом, открываются новые возможности для освоения русского языка и опыта публичных выступлений известных мастеров ораторского искусства.
Приобщение обучающихся к документам нормирующих оформление открытий и изобретений предоставляют возможность для более яркого показа юридически-правовых основ обществознания.
Реализация содержания предлагаемого курса предполагает взаимосвязь и преемственность содержания общего и дополнительного (внешкольного) образования, в процессе учебно – исследовательской деятельности по разработке компьютерных (виртуальных) и реальных моделей изучаемых объектов (явлений, процессов, технических устройств).
Метод учебного исследования беспечивает не только возможность широкого использования ИКТ для привлечения дополнительных источников по исследуемой проблеме, но и способствует преобразованию отобранной школьником информации в его личностное знание, проверенное в практической исследовательской деятельности.
Список литературы
- Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М.:Наука, 1977.- 189 с.
- Естествознание. Базовый уровень. 11 класс, Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Пурышева Н.С., Сладков С.А., Сивоглазов В.И.,М.: Просвещение, 2014.- 352 с.
- Еремина Е.А. , Рыжова О.Н. Химия. Справочник школьника. 2003 - pdf - Яндекс.Диск.
- Журавлева, Г.Ф. Основы учения о биосфере (общие вопросы). Учебное пособие / Г.Ф. Журавлева, Д.К. Магзанова. - Москва: СПб. : Питер, 2016. - 641 c.
- Кабардин О.Ф. Физика. Справочник для школьника. / Кабардин О.Ф. М. : Астрель, 2018. – 573 с.
- Математика. Новый полный справочник школьника. Глизбург В. И., Лаврентьева Н. Ю. Мордкович А. Г. М.: АСТ, 2021.- 302 с.
- Просандеева Н. В. Естествознание в прошлом и настоящем. Факты, идеи, теории. Учебное пособие / Н.В. Просандеева. - М.: "Реабилитация", 2019. - 256 c.
- Сергеев М. Б. Планета Земля. Развитие идей и представлений. Учеб. пособие / М.Б. Сергеев, Т.В. Сергеева. - М.: Интерпракс, 2020. - 128 c.
- Смирнова М. С. Естествознание. Учебник и практикум / М.С. Смирнова, М.В. Нехлюдова, Т.М. Смирнова. - М.: Юрайт, 2016. - 364 c.
- Стародубцев В. А. Концепции современного естествознания : учебник для академического бакалавриата / В. А. Стародубцев. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 332 с.
- Тетюрев В.А. Естествознание, Тетюрев В.А, М., (1939-1940).
- Чижевский А.Г. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.