Актуальность темы исследования заключается в том, что современная экономическая ситуация «новой нормальности», сложившаяся в последнем десятилетии, формирует ряд принципиальных вызовов отечественной налоговой системе, которая должна обеспечить устойчивое формирование доходов бюджета в условиях обострения непредсказуемости внешней среды.
С правовой точки зрения, определение налога дается в Налоговом Кодексе РФ. Согласно статье 11 Налогового Кодекса РФ (далее по тексту НК РФ), налог – «это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [3].
Процесс сбора налогов, четко регламентирован правилами, законами и практическими приемами, слагающими процедуру налогообложения. Процедура изъятия налогов осуществляется в соответствии с рядом принципов (рисунок 1).
Рисунок 1 – Основные принципы изъятия налогов [5, с. 11–13]
Помимо принципов, сущность налогов, как экономической категории, раскрывают также их функции, отражающие способы достижения общественного назначения налогов в действии, выступающих в качестве инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.
– Фискальная. Обеспечение доходной базы бюджетов бюджетной системы государства.
– Распределительная. Распределение произведенного ВВП между регионами, отраслями и гражданами.
– Стимулирующая. Влияние на образование капитала, производство и спрос в экономической жизни общества.
– Регулирующая. Воздействии на экономический рост, в форме повышения мотивации хозяйствующих субъектов к достижению оптимального соотношения труда и капитала, влияние на динамику качественных и количественных параметров воспроизводственного процесса. [6, с. 14-18].
Все перечисленные функции находятся в тесной взаимосвязи между собой. При этом, функциям налогов характерно не только диалектическое единство, но и противоположность, которая крайне важна для практики, так как обеспечивает установку оптимальной величины налоговых изъятий.
Налоговые поступления являются важнейшим инструментом образования бюджетных доходов, и направляются на решение особо значимых вопросов.
В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ к налоговым доходам бюджета следует относить «доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним» [2].
Структурно, все налоговые доходы бюджета разделяются по трем видам налогов:
– федеральные. (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль ЮЛ, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, государственные пошлины и т.д.).
– региональные. (Налог на имущество предприятий и организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес. Региональные власти имеют право самостоятельно устанавливать: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы, по тем налогам, которые они взимают в свои бюджеты;
– местные. (Земельный налог, налог на имущество ФЛ и торговый сбор.)
Обозначенный перечень федеральных, региональных и местных налогов не является исчерпывающим, так как есть ряд налогов, которые уплачивают налогоплательщики, пользующиеся специальными налоговыми режимами.
Наибольшее количество видов налогов подлежит уплате в федеральный бюджет. При этом, его основу составляют поступления по НДС, на который приходится около 35 %, НДПИ, на который приходится около 30 % и налог на прибыль организаций, на который приходится порядка 8 % всех доходов федерального бюджета. Что же касается региональных бюджетов, то их основу составляют поступления по НДФЛ, на который приходится около 22 % и налог на прибыль организаций, на который приходится порядка 25 % от общей величины доходов. Основу доходов местных бюджетов составляют: земельный налог, на долю которого приходится около 12 %, налог на имущество физических лиц, на долю которого приходится порядка 5 % и налог на доходы физических лиц, на долю которого приходится около 65 % от общей величины доходов местных бюджетов. Примечательно, что доля налоговых поступлений в доходах бюджета ежегодно увеличивается, что говорит о росте влияния налогов на доходную часть бюджетов РФ [4, с. 109].
Таким образом, исходя из рассмотренного выше, можно сделать вывод о том, что налоги не только являются основным доходом бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но и в тоже время играют важнейшую роль в функционировании, развитии и работоспособности всего государства в целом за счет своих функций и задач.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) //Российская газета. – 1993. – 25 декабря. –№237; 2020. – №144.
- Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 31.07.2020). Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ. Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Зарук Н.Ф., Носов А.В., Федотова М.Ю. – Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 249 с.
- Романов, А. Н. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А.Н. Романов, С.П. Колчин. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. — 391 с.
- Сидорова, Е. Ю. Налоги и налогообложение: учебник / Е. Ю. Сидорова, Д. Ю. Бобошко. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 235 с.