Зарубежный опыт работы законодательных органов и его использование в российской федерации

Зарубежный опыт работы законодательных органов и его использование в российской федерации

Характеризуя высшие органы власти зарубежных государств, всегда основательно анализируют парламент. Он рассматривается, как орган законодательной власти. 
Учитывая это, речь может идти об определении роли государственной власти в отношении законодательных органов. 
 

Авторы публикации

Рубрика

Политология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 9 (54), февраль ‘22

Поделиться

Термин «парламент», прежде всего, употребляется как общее, родовое понятие. Разные официальные названия имеют и Палаты. Одно из распространенных названий нижних палат - «палата представителей». Ее узаконили конституции Австралии, Бельгии, Ирландии, Уругвая, Филиппин, Румынии, США, Японии.

Для верхних палат почти универсальным названием является «сенат» (США, президентские республики Латинской Америки, Бельгия, Ирландия, Испания, Италия, Польша, Румыния, Франция). Поэтому такие названия верхних палат, как «палата лордов» (Великобритания) или «палата советников» (Япония), являются скорее исключением из общего правила.

Важно отметить: в отдельных федеративных государствах названия палат зарубежных парламентов не только отражается соответствующая форма государственного устройства, но и наносится отпечаток различного характера представительства в них. 

Следует учитывать, что существуют примеры, когда названия палат лишь условно обозначают их формальное положение в пределах представительного органа.

 

Структура государственного Аппарата Российской Федерации включает в себя: Президента Российской Федерации, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы судебной власти и Прокуратуру Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации избирают Президента сроком на 6 лет. Президент Российской Федерации не входит ни в одну из ветвей власти, он имеет полномочия, которые можно отнести ко всем трем ветвям. Например, в плане законотворческой работы, глава государства наделен правом законодательной инициативы и может вносить законопроекты в Государственную Думу.

Деятельность государственного Аппарата осуществляется, основываясь на общепризнанных принципах. 

Принципы деятельности Аппарата государства:

1. Принцип демократизма. Принцип демократизма заключается в осуществлении участия народа в государственном управлении и в действиях органов власти, которые осуществляют свои полномочия в интересах населения.

2. Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия. При коллегиальном управлении решение принимается на общем совещании должностными лицами органа государственной власти.

Например, Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом и решения принимаются на заседаниях Правительства. Единоначалие подразумевает, что руководитель принимает решения по вопросам, которые входят в компетенцию данного органа. Например, министерства, администрации субъектов РФ.

3. Принцип сочетания выборности и назначаемости. В Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые как избираются на свой пост (депутаты Государственной Думы), так и назначаются (министры).

4. Принцип иерархичности. Иерархичность предполагает наличие уровней соподчиненности в системе государственного Аппарата. Данный принцип подразумевает, что органы государственной власти, входящие в аппарат государства, имеют разные уровни, то есть, одни органы являются вышестоящими, а другие - нижестоящими.

5. Принцип профессионализма. В осуществлении деятельности Аппарата государства принимают участие только квалифицированные специалисты, которые решают задачи, стоящие перед государством на высоком уровне. При определении государственного Аппарата нужно обращать внимание на его структуру, какое место в нем занимают органы государственной власти и реализацией каких полномочий они занимаются [34, c. 375].

Учитывая актуальность и важность создания вопроса реализации законодательной власти, следует отметить, что он не исчерпывается этим или другими исследованиями по реализации отдельных форм власти в государстве. Конституирование нового общественного строя дополняет или меняет существующие в стране формы и способы реализации законодательной власти и нуждается в новых методологически взвешенных исследованиях отечественного и зарубежного опыта с целью усовершенствования действующего законодательства страны и расширения существующих форм реализации законодательной власти, в частности, для ее основного субъекта-народа. 

 

Одной из ключевых функций парламента является законодательное обеспечение внешней политики государства. Аппарата ГД РФ осуществляет международную деятельность и представляет интересы России на международной арене по разным направлениям. Направления международной деятельности Аппарата ГД РФ:

- определяет и реализует основы внешней политики путем законодательного регулирования отношений в соответствующих сферах;

- реализует стратегический курс России на европейскую и евроатлантическую интеграцию;

- ратифицирует и денонсирует международные договоры России;

- участвует в работе международных парламентских объединений и учреждений.

 

Межпарламентское сотрудничество может осуществляться как на двусторонний, так и на многосторонней основе. Основными ее формами являются:

- обмен парламентскими делегациями между Аппаратом ГД РФ и парламентами иностранных государств;

- участие в парламентских ассамблеях (форумах, комиссиях);

- формирование постоянных делегаций Аппарата ГД РФ в международных организациях;

- деятельность депутатских групп дружбы;

- обмен делегациями работников аппаратов.

 

Структура межпарламентских объединениях с участием Аппарата ГД РФ

 

Анализ работы Аппарата Государственной Думы в сфере международных отношений

В ближайшее время Россию ожидают радикальные реформы во многих сферах государственной политики, организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

ГД России традиционно находится в центре общественного внимания в сфере международных отношений, однако в последнее время уровень заинтересованности происходящим в парламенте существенно вырос как в СМИ, так и в обществе в целом. Это можно объяснить рядом обстоятельств:

1. Традиционно институт представительства вызывает внимание избирателей к деятельности избранных ими политиков относительно того, насколько последовательно они выполняют свои предвыборные обещания.

2. Существенное обновление состава парламента по результатам выборов. Новая генерация политиков, пришедших в законодательный орган страны под лозунгами введения европейских норм и принципов работы органов власти, большей открытости в принятии государственных решений и привлечения к этому процессу всех заинтересованных сторон.

3. Высокий уровень концентрации лидеров общественного мнения в парламенте, с которыми связывают надежды на новое качество демократических процессов в нашей стране.

4. Убежденность подавляющего большинства представителей русского общества в том, что практически все проблемы в государстве решаются путем принятия соответствующего законодательства.

5. Наиболее открытый характер деятельности Аппарата ГД РФ в сравнении с другими органами государственной власти, постоянное присутствие парламентариев в СМИ, многочисленных ток-шоу и обсуждение с ними внутри-парламентских событий, процессов и неприглядных реалий.

Парламент воспринимается широким общественным мнением, как эпицентр политической жизни страны.

6. Высокий уровень общественного недоверия и подозрения относительно злоупотребления властью и пренебрежение общегражданским интересам.

7. Публично заявленная политическая воля Главы Аппарата ГД РФ относительно решительного проведения парламентской реформы, масштабное кадровое обновление Аппарата ГД РФ.

9. Весомая поддержка, которая предоставляется партнерами России: международными организациями, программами помощи других государств, донорскими организациями в вопросах развития и модернизации парламентаризма в России.

 

Аппарат ГД РФ является постоянно действующим органом, осуществляющим правовое, научное, организационное, документальное, информационное, экспертно-аналитическое, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Аппарата ГД РФ, его органов и народных депутатов России.

В целом по Аппарату ГД РФ в сфере международных отношений на 2021 год было определено 126 результативных показателей бюджетных программ, из которых выполнено только 45 (35,7%) от общего количества всех показателей. Среднее отклонение фактических значений результативных показателей бюджетных программ от их плановых значений составляет 15,7%.

Следует отметить, что практически все показатели результативности бюджетной программы не соответствуют критериям: надежности, актуальности и общественной значимости по результативным показателям определенных приказом Министерства финансов России. Предельный объем расходов на 2021 год составляет 780,7 млн руб., что обеспечивает потребность на 71,5% в соответствии с суммами определенных бюджетным запросом. Такое повышение эффективности работы Аппарата ГД РФ невозможно при условии отсутствия изменений подходов к работе в части законодательного процесса. 

 

Совершенствование стратегии работы Аппарата ГД РФ, в сфере международных отношений

Стратегия внешней политики Аппарата ГД РФ, как магистральный документ, должен определять основные приоритеты, принципы и направления внешней политики государства. Данная стратегия определяет не только основные задачи МИД России на среднесрочную перспективу, но и систему координации и ориентиры для всех ветвей власти.

Требуется осуществить ряд действий. Создать институт специального представителя России по энергетической политике, который бы имел полномочия вести диалог с государственными органами власти и ЕС и координировать реализацию обязательств, учитывая национальные интересы и вопросы энергетической безопасности.

Обновить программу деятельности Правительства в части институционального обеспечения формирования международной поддержки России в противодействии НАТО и обеспечения международных производств, как направления борьбы с агрессией США.

В рамках двусторонних отношений важно углублять сотрудничество со странами, которые потенциально поддерживают резолюции органов ООН, СЕ, ОБСЕ в поддержку России и предотвращение нарушения прав человека на территории Донбасса.

Модернизировать существующую систему управления экономической составляющей дипломатической деятельности путем концентрации функций проведения внешнеэкономической политики в Министерстве иностранных дел с целью более эффективного институционального обеспечения экономической дипломатии (в частности, через торговые представительства и усиление экономических отделов ЗГУ).

Создать на постоянной основе представительство (миссию) России при Всемирной торговой организации с месторасположением в Женеве и разработать предложения России по реформированию Всемирной торговой организации.

Организовать консультации с представителями бизнеса стран Группы семи относительно основных проблем их работы в России.

Просмотреть механизмы и условия распределения средств по Государственной программе сотрудничества с зарубежными странами до 2024 г., сделать их более прозрачными и доступными для общественных организаций.

Начать широкий общественный и экспертный диалог, в частности, с привлечением представителей диаспорских организаций и бизнес- ассоциаций по решению на законодательном уровне вопроса двойного гражданства.

Адаптировать к современным условиям статус НРЯ, упростить порядок его предоставления и расширить преимущества для его владельцев.

Определить перечень стран, в которых вопрос статуса трудовых мигрантов и защиты их прав требует законодательного и организационного обеспечения, и соответственно начать консультации с правительствами этих стран для решения наиболее проблемных вопросов и обновления устаревшей законодательной базы.

 

Анализ текущего имиджа государства позволит эффективнее оценить действенность публичной дипломатии России, пользуясь конкретными индикаторами, и будет способствовать оптимизации использования средств по тем направлениям, по которым существует запрос.

Завершить работу над Стратегией института и предусмотреть расширение его работы по направлениям публичной и экспертной дипломатии.

Кроме начатой программы культурной мобильности Института РФ следует разработать систему грантовой поддержки на конкурсной основе для ученых и экспертов с целью проведения ими исследований и представления их за рубежом, участия в международных научных конференциях и экспертных площадках, а также учебных мероприятиях. Такая программа будет способствовать развитию студий, повышению квалификации ученых и экспертов, а также представлению продукта учеными экспертами, аффилированными к российским, а не зарубежным институциям, что усилит присутствие науки и экспертизы на международном уровне.

Создать общий (МИД, МВД и МО) реестр бывших участников миротворческих операций, которые могли бы привлекаться для для работы в международных организациях (seconded positions).

Усилить коммуникацию с партнерами по результатам достижений в сфере прав человека и объяснить значение этих достижений, в том числе через медиа ресурсы.

Создать условия для привлечения международных частных зеленых инвестиций в национальную экономику на уровне как государственных, так и частных компаний, что позволит реализовать утвержденные политики России.

 

Итак, такая реструктуризация Аппарата ГД РФ должна в дальнейших исследованиях целесообразно акцентировать внимание на функциональном совершенствовании деятельности подразделений Аппарата национального парламента.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021)
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021)

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary