ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

1

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 9 (54), февраль ‘22

Дата публикации 28.02.2022

Поделиться

В современных условиях важнейшими приоритетами формирования конкурентоспособной инновационной экономики являются ускорение технологического развития, укрепление межрегионального сотрудничества путем тесного взаимодействия государства, институтов науки и бизнеса в рамках реализации кластерной политики. А в условиях взрывного развития высокотехнологичных отраслей для малого и среднего, а тем более крупного бизнеса, инновации становятся средством не только развития, но и сохранения бизнеса.

Мировой опыт свидетельствует, что инновационное  предпринимательство является важным условием оздоровления и развития не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования инновационного малого и среднего предпринимательства в России идет пока очень трудно.

Несмотря на наблюдаемый в последние годы рост производства инновационной  продукции (работ, услуг), увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства на пути развития малого предпринимательства в России стоит множество преград.

Не менее 80% инновационной продукции по результатам проведенного обзора производится на крупных нефтедобывающих, машиностроительных и нефтехимических предприятиях Республики Татарстан. Уровень вовлечения малого и среднего бизнеса в инновационную деятельность составляет до
7-8%, а по отдельным видам экономической деятельности – свыше 10%. Затраты на инновации в 2020 году превысили 107 млрд руб., при этом в структуре затрат на инновации почти 43% составляют затраты на исследования и разработку новых продуктов,17,6% на приобретение машин и оборудования, 18,4% затраты на инжиниринг. В 2021году затраты на инновации увеличены до147,3 млрд руб.

Общий объем инновационной продукции в 2020 году составлял 582,7 млрд рублей.

Отраслевой взгляд на инновации позволяет начинающим новаторам соизмерить затраты на инновации с финансовыми результатами, а также оценить свои возможности и ресурсы.

Сложность положения новатора в том, что приходится одновременно «вести борьбу» на нескольких фронтах: во-первых, комплекс исследований для обоснования проекта, во-вторых, связанных с проектом, поставщиками товаров и услуг, в-третьих, переговоры с потенциальными инвесторами, в-четвертых, выстраивание взаимодействия с институтами поддержки и развития и другими. Пока у предпринимателя появится понимание требований вышеперечисленных организаций, пройдет определенное время, а главное выяснится, что эти требования сложно состыковать в интересах проекта. В результате, воспользоваться господдержкой навсегда возможно, тем более в ограниченном промежутке времени.

В стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года в главе «Инновации и информация» представлена следующая информация.  «В Республике Татарстан сформирована многофункциональная экосистема инноваций, способствующая лидерству Республики Татарстан в развитии «умной» экономики, создании и коммерциализации новых материалов, продуктов и технологий и глобальной конкурентоспособности Республики».

Для этого признано необходимым обеспечить «высокий уровень инновационности экономики и социальной сферы, высокий уровень развития и доступности технологий», а также решение нескольких задач:

– обеспечить привлечение, подготовку, совершенствование и удержание кадровых ресурсов для инновационной системы;

– обеспечить развитие инновационно-инвестиционной инфраструктуры;

– стимулировать формирование спроса на инновации через открытость инновационной экосистемы;

–развивать инновационную саморегулируемую и саморазвивающуюся систему через стимулирование развития формальных и неформальных внутренних институтов Республики Татарстан.

Ниже приведем данные (Таблица №3) по уровню инновационной активности организаций в разрезе субъектов Приволжского федерального округа.

Таблица №3

Уровень инновационной активности организаций, %

 

Регионы

 

2018

 

2019

 

2020

Республика Татарстан

21,5

17,4

24,9

Республика Башкортостан

12,4

10,3

25,1

Республика МарийЭл

8,8

11,3

9,5

Республика Мордовия

16,4

21,2

20,4

Удмуртская Республика 

8,5

10,6

12,6

Чувашская Республика 

30,4

15,0

14,6

Пермский край

10,6

8,7

10,8

Кировская область

12,3

14,6

13,9

Нижегородская область

18,1

13,7

14,0

Оренбургская область

5,4

5,6

7,5

Пензенская область

20,9

13,1

17,5

Самарская область

8,3

10,2

14,9

Саратовская область

11,2

6,1

7,1

Ульяновская область

12,3

14,6

15,1

Как видно из представленных данных, лидер рейтинга среди субъектов ПФО ежегодно меняется, но республика традиционно занимает второе место.

По результатам проведенного опроса участников Круглых Столов «Инновации: стратегия антикризисного развития», организованных Ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан в 2021 году, инновации пока не рассматриваются большинством МСП в качестве инструмента повышения конкурентоспособности и развития бизнеса в данный момент.

Вполне очевидно, что за 6 лет после принятия Стратегии Татарстан 2030, создано десятки объектов инновационной инфраструктуры, формируются необходимые институты развития, благодаря чему Республика Татарстан занимает лидерские позиции среди регионов Российской Федерации.

Даже с учетом некоторых перепадов динамики отдельных инновационных процессов, в целом вполне очевидно движение к целям. Однако, по мнению экспертов, процесс инновационного развития находится на начальном этапе, на котором предстоит решить немало институциональных, технических, управленческих, правовых, научных и других задач.

В период реализации Стратегии инновационного развития России и в Республике Татарстан отмечен активный процесс формирования институтов развития, инновационной инфраструктуры, а также запущены несколько программ поддержки инновационных проектов предпринимателей. Исходя из этого, можно говорить о том, что идет процесс формирования благоприятной инновационной среды с хорошо отлаженной национальной инновационной системой. Но это пока лишь процесс создания собственной системы развития, по примеру многих стран, где она дает свои результаты.

По результатам проведенного опроса предпринимателей незначительный набор льгот для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, является одним из факторов сдерживания инноваций. Поддержка науки, особенно прикладной, а также модели ее взаимодействия с бизнесом, на наш взгляд может стать точкой приложения усилий и основной частью инновационной политики республики.

В этом контексте заслуживает внимания опыт отдельных стран.

  1. Евроатлантическая модель (Великобритания, Германия, Франция) – модель полного инновационного цикла – от возникновения инновационной идеи до массового производства готового продукта: фундаментальная и прикладная наука, исследования и разработки, создание опытных образцов и запуск их в массовое производство.

Особенности инновационной системы Германии: существует четкое разделение полномочий между федеральным правительством и землями в финансировании НИОКР, профессионального образования и инновационных проектов. В компетенцию земель входит финансирование профессионального образования и фундаментальных исследований в ВУЗах, а также региональных инновационных программ. Федеральное правительство отвечает за стратегический курс в развитии НИОКР, систему мер по поддержке на необходимом уровне инновационной активности предприятий. Каждое предприятие может обратиться за помощью в любое время и добиться получения низкопроцентной ссуды, рефинансирования долгов частным банкам или венчурного финансирования. Местные органы власти применяют различные методы инновационного финансирования, однако принцип выделения денег под конкретный проект соблюдается всегда.

  1. Восточноазиатская модель (Япония, Южная Корея, Гонконг, Тайвань) – это модель инновационного развития, в инновационном цикле которой отсутствует стадия формирования-фундаментальная наука. Ориентированные на экспорт высокотехнологической продукции, государства Восточной Азии, как правило, заимствуют технологии у других стран.
  2. Альтернативная модель инновационного развития используется в преимущественно сельскохозяйственных странах - (Таиланда, Чили, Португалии) не обладающих большим потенциалом в области фундаментальной и прикладной науки и не имеющих богатых запасов сырья, технологии переработки, продажа которого могли бы стать основой национальной конкурентоспособности. Эти страны делают упор на подготовку кадров в сферах экономики, финансов, менеджмента, а также на развитие отдельных отраслей легкой промышленности, креативной индустрии и рекреации.
  3. Модель «тройной спирали» в США, модель тройной спирали описывает взаимодействие трех институтов (наука-государство-бизнес) на каждом этапе создания инновационного продукта. На практике это выражается в том, что университеты, занимаясь образованием и научными исследованиями, вносят также свой вклад в развитие экономики через создание новых компаний в университетских инкубаторах, бизнес частично оказывает образовательные услуги, а государство выступает как общественный предприниматель и венчурный инвестор. В данной модели ведущее значение отводится университетам. Их основной задачей является подготовка кадров высшей квалификации и сотрудничество с представителями мировой науки, работающими в этих институтах на постоянной или временной основе.

Таким образом, в мире развернулась конкурентная борьба за формирование наилучшей благоприятной среды для инноваций. 2 сентября 2020 года представлен очередной доклад «Глобальный инновационный индекс» (ГИИ, GlobalInnovationIndex), содержащий результаты сопоставительного анализа инновационных систем 131 страны и их рейтинг по уровню инновационного развития. Лидерами, как в прошлом году, стали Швейцария, Швеция и США. Россия заняла 47-е место, потеряв одну позицию по сравнению с 2019 годом.

Сегодня на государственном уровне Российской Федерации также предпринимаются меры, направленные на кардинальные изменения инновационной политики. Это и специальные меры финансовой поддержки, и стимулирование стартапов, и организация информационно-консультационной поддержки.

Тем не менее, считаем необходимым  рассмотреть следующие предложения по поддержке инновационного предпринимательства:

1. Государству необходимо взять на себя роль заказчика и/или потребителя инновационной продукции предприятий малого и среднего бизнеса. Государственный заказ на инновации – значительный стимул для инновационной деятельности компаний, а также для последующего распространения новых технологий в различных отраслях.

2. Важнейшей задачей для государства должно стать создание системы профессиональной переподготовки кадров.

3. В целях развития инновационного производства необходимо делить с частным сектором финансовую ответственность за успех исследований и стимулировать их развитие, создавая и поддерживая деятельность грантовых фондов.

4. Необходимо популяризировать культуру инноваций и развивать культуру предпринимательства.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод. Развитие инновационного предпринимательства- важная стратегическая цель государства, направленная на укрепление экономики. Кризисные явления в экономике обязывает нас прописать меры, связанные с повышением шоковой устойчивости, а также разрабатывать больше адаптивных сценариев.

Список литературы

  1. Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 года № 40-ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года».
  2. Полетаев, В. Э. Бизнес в России: инновации и модернизационный проект: Монография / Полетаев В. Э. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. — 624 с.
  3. Стиглер Джордж Ст. Гражданин и государство. Эссе о регулировании. — М.: Издательство Института Гайдара, 2020. — 336 c.
  4. Халяпин, А.А., Куфтырева, Е.Б. Малое предпринимательство в финансовой системе региона / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2021. № 1-1 (56). С. 125-127.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее