Чрезвычайные ситуации (далее - ЧС) могут возникать как в результате техногенных или природных катастроф и катаклизмов, так и в результате ряда событий социального характера, то есть таких событий, которые провоцируются самим человеком, также могут послужить основанием для введения режима ЧС.
К таким событиям относятся, прежде всего, конфликты на политической, межнациональной, религиозной или этнической основе, действия террористических организаций, массовые беспорядки и иные насильственные действия, которые могут подорвать основы государственной безопасности, нарушить нормальную работу общественных и государственных институтов, причинить вред человеку [2, с. 315].
В ситуации возникновения ЧС независимо от причин, ее породивших, перед государством встает задача в кратчайшие сроки принять комплекс организационных, технических и правовых мер, направленных на остановку негативного воздействия, предотвращение распространения вреда, ликвидацию негативных последствий и восстановление нормальных условий жизни.
Чрезвычайные ситуации классифицируются на основании выявления причин или источников возникновения. На этой основе из огромной массы происшествий можно выделит три вида ЧС:
1) Природные. Возникновение данных ЧC вызвано такими природными катаклизмами как землетрясения, наводнения, ураганы, смерчи, эпидемии, лесные пожары и т.д.
2) Техногенные. К ним относятся ЧC, спровоцированные техническими или технологическими процессами, выражающиеся в авариях, катастрофах, крупных пожарах на промышленных объектах, а также экологические катастрофы, спровоцированные техническими или технологическими нарушениями.
3) Социальные. ЧС данного вида возникают в результате конфликтов различного происхождения и направленности. K ним относятся массовые беспорядки, террористические акты, диверсии, попытки захвата власти, насильственного изменения конституционного строя и любые другие социальные конфликты, создающие экстремальную ситуацию и общественную опасность особого характера.
Кроме источника возникновения, важным классификационным признаком выступает размер ущерба, характер поражений и масштаб нанесенного вреда. В зависимости от возникновения этих последствий принято называть:
1) Чрезвычайные ситуации локального характера. Особенностью является наличие около 10 пострадавших, ухудшение условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб до 1000 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ). Немаловажен радиус распространения ЧС, который в данном случае лежит в границах пострадавшего объекта.
2) Чрезвычайные ситуации местного характера. 10-50 пострадавших или повреждение имущества у 100-300 человек, либо материальный ущерб насчитывает от 1 тыс. до 5 тыс. МРОТ на день возникновения ЧС. Распространяется в пределах населенного пункта, города, района.
3) Чрезвычайные ситуации территориального характера. Пострадавших от 50 до 500 человек, размер материального ущерба находится в пределах от 5 тыс. до 0,5 млн. МРОТ. Зона ЧС не превышает размеры субъекта РФ.
4) Чрезвычайные ситуации регионального характера. Она характеризуется количеством пострадавших от 50 до 500 человек. Материальный ущерб составляет от 0,5 млн. до 5 млн. МРОТ. ЧС происходит на 2 субъектах.
5) Чрезвычайные ситуации федерального характера. Пострадавших свыше 500 человек. Нарушены условия жизнедеятельности у 1000 человек. Материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ. Охват ЧС - более двух субъектов.
6) Чрезвычайные ситуации трансграничного характера. Она характеризуется выходом за пределы РФ либо возникновением на территории другого государства, но с проникновением на территорию РФ.
Приведенная выше классификация применяется для оценки ЧС природного и техногенного характера. Если случается ЧС социального характера, такая оценка не имеет решающего значения, поскольку в виду отсутствия особой опасности для правопорядка и конституционного строя, а также необходимости оперативного реагирования и обеспечения безопасности граждан, наличие и размер материального ущерба не имеют решающего значения.
При возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера зачастую нарушаются имущественные права граждан.
На сегодняшний день защиты имущественных прав применяются юрисдикционные и неюрисдикционные способы защиты [3, с. 263].
Наиболее часто граждане выбирают судебный способ защиты прав. При возникновении чрезвычайной ситуации, граждане, лишившиеся своего жилья, имеют право на получение государственного жилищного сертификата, либо возмещение ущерба в денежном эквиваленте - для восстановления дома. Споры возникают в связи с признанием права на получение государственного жилищного сертификата, понуждением выдать государственный жилищный сертификата и др.
Как представляется, причина кроется в отсутствии должного механизма компенсации имущественного вреда гражданам.
В связи с этим, должен быть реформирован Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [1], где более подробно должны быть регламентированы вопросы компенсации имущественного вреда гражданам. Только в том случае, если государство повысит внимание на проблему имущественных прав граждан при произошедших чрезвычайных ситуациях, то будут гарантироваться ключевые конституционные права граждан в данной сфере.
Список литературы
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Рос. газ. - 1994. - 24 дек.
- Асадова Л.Н. Нарушение и защита имущественных прав граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера // Молодой ученый. 2021. № 20 (362). С. 315-319.
- Рогачева Д. А. Нарушение и способы защиты имущественных прав граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций // Молодой ученый. 2018. № 50 (236). С. 263-266.