Государственная политика в сфере образования ориентирована на обеспечение доступного качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально-экономического развития Российской Федерации. Эта задача реализуется через ряд мероприятий, направленных на обновление федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, формирование и развитие функциональной грамотности, создание цифровой образовательной среды, обеспечение доступности дополнительного образования и поддержку одаренных обучающихся [1].
Важным условием успешной реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне является развитие инновационной инфраструктуры и поддержка инновационных педагогических, методических и управленческих практик. Инновационную инфраструктуру формируют образовательные организации, реализующие инновационные проекты в рамках инновационных площадок. Их деятельность, согласно ст. 20 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования [2].
В 2021-2022 учебном году в муниципальной системе образования г. Кемерово действуют 10 инновационных площадок, в том числе 2 сетевые, на базе 25 образовательных организаций по следующим направлениям:
- социализация обучающихся;
- развитие инженерного мышления и технических способностей обучающихся;
- создание организационно-педагогических условий для развития профессионально ориентированных интересов и склонностей детей в условиях дошкольной образовательной организации;
- профильное и профессиональное самоопределение школьников;
- разработка и создание организационно-педагогических условий для раннего развития и воспитания детей в процессе реализации ФГОС дошкольного образования;
- новые механизмы в управлении системой образования;
- создание условий для развития таланта и одаренности детей;
- разработка новых подходов к воспитанию детей.
Инновационная деятельность на муниципальном уровне предполагает активное участие в инициировании, разработке и реализации инновационных идей педагогов и руководителей образовательных организаций, имеющих результативный опыт обновления технологий и содержания образования по различным направлениям инновационного развития. В связи с этим принципиально важным аспектом является сформированность у работников образования проектных компетенций.
Проектная компетентность педагогов рассматривается как интегративная характеристика педагогической деятельности, которая выражается в способности и готовности педагогических работников к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации инновационных проектов в сфере образования [3].
МБОУ ДПО «Научно-методический центр» г. Кемерово организована работа по развитию проектных компетенций педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования в рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Практические аспекты реализации педагогами инновационной деятельности». В процессе обучения акцент делается на освоении слушателями:
- технологий выявления, отбора и представления инновационных практик обновления содержания общего и дополнительного образования;
- технологии организации деятельности и работы проектных команд;
- компетенций, необходимых для продвижения инновационных практик и трансляции инновационного опыта.
Целью дополнительной профессиональной программы является формирование у слушателей компетенций в области организации и реализации инновационной деятельности на уровне образовательной организации.
Программа построена по модульному принципу и включает в себя относительно самостоятельные дидактические единицы, позволяющие реализовать гибкость и вариативность.
В первом модуле рассматриваются нормативно-правовые и психолого-педагогические основы обновления содержания образования, приоритетные направления образовательной политики в Российской Федерации, тренды инновационного социально-экономического развития, нормативные аспекты организации и реализации инновационной деятельности и формирования инновационной инфраструктуры в сфере образования. Акцент делается на актуальных для развития муниципальной системы образования г. Кемерово направлениях инновационной деятельности.
Второй модуль дополнительной профессиональной программы отражает психолого-педагогические аспекты инновационной деятельности отдельного педагога и педагогических коллективов. Важными вопросами в изучении психолого-педагогического контекста является развитие готовности работников образования к инновационной деятельности и выстраивание эффективной коммуникации в педагогических проектных командах.
Содержание двух последующих модулей ориентировано на освоение слушателями содержательных, процессуальных и прикладных аспектов инновационной практики как важной компоненты профессиональной деятельности.
В процессе обучения слушатели включаются в практическую деятельность через организацию работы проектных команд по разработке инновационных проектов и методических продуктов. У слушателей формируются представления о механизмах определения востребованности и практической значимости инновационных практик. В ходе проектной работы команды решают задачи по формулированию инновационной идеи, разработки механизма ее реализации и проектированию методического продукта инновационной деятельности.
Важной составляющей в работе со слушателями курсов является организация деятельности по проектированию методического инновационного продукта. Методический продукт инновационной практики - систематизированная и обобщенная совокупность теоретических, информационных, дидактических материалов, имеющих адресную направленность и технологично отражающих конкретную инновационную практику. Они могут быть представлены в виде:
- методической разработки учебного практико-ориентированного занятия (вебинара) для педагогических и руководящих работников по отдельным направлениям профессионального развития;
- сценария мастер-класса;
- комплекта образовательных кейсов;
- методического пособия;
- методической игры и т.д.
Любой методический продукт, создаваемый в процессе или по итогам инновационной практики, должен соответствовать следующим требованиям:
- Наличие признаков инновационности: новизна, уникальность, практическая значимость и реализуемость (воспроизводимость в практике других образовательных организаций), ориентация на профессиональные потребности работников образования.
- Технологичность.
- Значимость для развития муниципальной системы образования.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Практические аспекты реализации педагогами инновационной деятельности» успешно реализуется на базе МБОУ ДПО «Научно-методический центр» на протяжении двух лет. Обучение по программе прошли более 200 педагогов муниципальной системы образования г. Кемерово.
Список литературы
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. – URL: https://docs.cntd.ru/document/556183093
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – URL:
- Матяш Н. В. Методика оценки проектной компетентности студентов / Н. В. Матяш, Ю. А. Володина // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2011. № 3(17). – URL: