Развития проектной компетенции педагогов как условие реализации инновационная деятельность

Развития проектной компетенции педагогов как условие реализации инновационная деятельность

Проектная компетенция работников образования является важным условием реализации инновационной практики на уровне образовательной организации и фактором, влияющим на качественное развитие муниципальной системы образования.  В статье представлен опыт по формированию и развитию проектной компетенции педагогов муниципальной системы образования.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 9 (54), февраль ‘22

Дата публицакии 28.02.2022

Поделиться

Государственная политика в сфере образования ориентирована на обеспечение доступного качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально-экономического развития Российской Федерации. Эта задача реализуется через ряд мероприятий, направленных на обновление федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, формирование и  развитие функциональной грамотности, создание цифровой образовательной среды, обеспечение доступности дополнительного образования и поддержку одаренных обучающихся [1].

Важным условием успешной реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне является развитие инновационной инфраструктуры и поддержка инновационных педагогических, методических и управленческих практик. Инновационную инфраструктуру формируют образовательные организации, реализующие инновационные проекты в рамках инновационных площадок. Их деятельность, согласно ст. 20 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования [2].

В 2021-2022 учебном году в муниципальной системе образования г. Кемерово действуют 10 инновационных площадок, в том числе 2 сетевые, на базе 25 образовательных организаций по следующим направлениям:

- социализация обучающихся;

- развитие инженерного мышления и технических способностей обучающихся;

-  создание организационно-педагогических условий для развития профессионально ориентированных интересов и склонностей детей в условиях дошкольной образовательной организации;

- профильное и профессиональное самоопределение школьников;

- разработка и создание организационно-педагогических условий для раннего развития и воспитания детей в процессе реализации ФГОС дошкольного образования;

- новые механизмы в управлении системой образования;

- создание условий для развития таланта и одаренности детей;

- разработка новых подходов к воспитанию детей.

Инновационная деятельность на муниципальном уровне предполагает активное участие в инициировании, разработке и реализации инновационных идей педагогов и руководителей образовательных организаций, имеющих результативный опыт обновления технологий и содержания образования по различным направлениям инновационного развития. В связи с этим принципиально важным аспектом является сформированность у работников образования проектных компетенций.

Проектная компетентность педагогов рассматривается как интегративная характеристика педагогической деятельности, которая выражается в способности и готовности педагогических работников к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации инновационных проектов в сфере образования [3].

МБОУ ДПО «Научно-методический центр» г. Кемерово организована работа по развитию проектных компетенций педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования в рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Практические аспекты реализации педагогами инновационной деятельности».  В процессе обучения акцент делается на освоении слушателями:

- технологий выявления, отбора и представления инновационных практик обновления содержания общего и дополнительного образования;

- технологии организации деятельности и работы проектных команд;

- компетенций, необходимых для продвижения инновационных практик и трансляции инновационного опыта.

Целью дополнительной профессиональной программы является формирование у слушателей компетенций в области организации и реализации инновационной деятельности на уровне образовательной организации.

Программа построена по модульному принципу и включает в себя относительно самостоятельные дидактические единицы, позволяющие реализовать гибкость и вариативность.

В первом модуле рассматриваются нормативно-правовые и психолого-педагогические основы обновления содержания образования, приоритетные направления образовательной политики в Российской Федерации, тренды инновационного социально-экономического развития, нормативные аспекты организации и реализации инновационной деятельности и формирования инновационной инфраструктуры в сфере образования. Акцент делается на актуальных для развития муниципальной системы образования г. Кемерово направлениях инновационной деятельности.

Второй модуль дополнительной профессиональной программы отражает психолого-педагогические аспекты инновационной деятельности отдельного педагога  и педагогических коллективов. Важными вопросами в изучении психолого-педагогического контекста является развитие готовности работников образования к инновационной деятельности и выстраивание эффективной коммуникации в педагогических проектных командах.

Содержание двух последующих модулей ориентировано на освоение слушателями содержательных, процессуальных и прикладных аспектов инновационной практики как важной компоненты профессиональной деятельности.

В процессе обучения слушатели включаются в практическую деятельность через организацию работы проектных команд по разработке инновационных проектов и методических продуктов. У слушателей формируются представления о механизмах определения востребованности и практической значимости инновационных практик. В ходе проектной работы команды решают задачи по формулированию инновационной идеи, разработки механизма ее реализации и проектированию методического продукта инновационной деятельности.

Важной составляющей в работе со слушателями курсов является организация деятельности по проектированию методического инновационного продукта. Методический продукт инновационной практики - систематизированная и обобщенная совокупность теоретических, информационных, дидактических материалов, имеющих адресную направленность и технологично отражающих конкретную инновационную практику. Они могут быть представлены в виде:

- методической разработки учебного практико-ориентированного занятия (вебинара) для педагогических и руководящих работников по отдельным направлениям профессионального развития;

- сценария мастер-класса;

- комплекта образовательных кейсов;

- методического пособия;

- методической игры и т.д.

Любой методический продукт, создаваемый в процессе или по итогам инновационной практики, должен соответствовать следующим требованиям:

  1. Наличие признаков инновационности: новизна, уникальность, практическая значимость и реализуемость (воспроизводимость в практике других образовательных организаций), ориентация на профессиональные потребности работников образования.
  2. Технологичность.
  3. Значимость для развития муниципальной системы образования.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Практические аспекты реализации педагогами инновационной деятельности» успешно реализуется на базе МБОУ ДПО «Научно-методический центр» на протяжении двух лет. Обучение по программе прошли более 200 педагогов муниципальной системы образования г. Кемерово.

Список литературы

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. – URL:  https://docs.cntd.ru/document/556183093
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – URL:
  3. Матяш Н. В. Методика оценки проектной компетентности студентов / Н. В. Матяш, Ю. А. Володина // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2011. № 3(17). – URL:

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary