Природа права потребителя на защиту

Природа права потребителя на защиту

В данной статье рассматриваются особенности правовой защиты прав потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков. Статья написана на основе действующего законодательства, а также собственных размышлений.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 9 (54), февраль ‘22

Поделиться

В России потребительское законодательство состоит из достаточно большой совокупности нормативных актов, центральное место в которых занимает Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее - Закон) [2].

Покупая товар, потребитель желает удовлетворить свои потребности. Если вещь содержит недостаток, то использовать её для удовлетворения потребностей затруднительно и/или невозможно, в данном случае закон предоставляет потребителю возможность выбрать способ защиты своего интереса.

Законодатель, предоставляя выбор способа защиты, обуславливает возможности потребителя тремя факторами: характер недостатка, вид товара и срок, в пределах которого обнаружен недостаток.

Закон называет два вида недостатков: существенные и несущественные. Перечень существенных недостатков является открытым, к ним относят: недостатки, которые не могут быть устранены, недостатки, требующие несоразмерных расходов на их устранение или затрат времени, выявляющиеся неоднократно или появляющиеся вновь после устранения.

Несущественным недостатком, соответственно, следует считать недостаток, который не препятствует использованию товара, либо препятствует, но его можно устранить с минимальными затратами.

Вид товара также оказывает влияние на выбор способа защиты. Закон выделяет технически сложные и обычные товары. Технически сложные товары обычно представляют собой механизмы или устройства, состоящие из большой совокупности деталей. Перечень технически-сложных товаров устанавливается Правительством РФ [5]. К ним относятся, например, транспортные средства, электронно-вычислительная техника и часы.

Обычными товарами являются все остальные, которые не были включены в список, например, трикотажные изделия, предметы мебели и т.д.

Рассмотрим основные способы защиты потребителя в случае обнаружения недостатка в товаре.

Исходя из п. 2, ст. 5 Закона, в случае обнаружения недостатков, потребитель вправе предъявить требование изготовителю, продавцу, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортёру (далее - предприниматели).

Замена некачественного товара на товар этой же марки. Данный способ предполагает возврат продавцу товара с недостатком и получение вместо него нового товара того же изготовителя, при этом новый товар не должен быть бывшим употреблении.

Замена некачественного товара на товар другой марки. Данный способ похож на вышеназванный, различие заключается в том, что вместо некачественного товара предоставляется товар аналогичный по свойствам, но произведённый другим изготовителем.

Отказ от исполнения договора. Достаточно радикальный способ, представляющий собой одностороннюю правопрекращающую сделку. Его

выбирают потребители, которые не хотят больше состоять в отношениях с данным продавцом или другие способы защиты права им не подходят.

Незамедлительное безвозмездное устранение недостатков. Данный способ представляет собой ремонт вещи с целью устранения недостатков и восстановления способности вещи удовлетворять потребности индивида.

Возмещение расходов на устранение недостатков потребителем или третьим лицом. Данный способ предполагает уплату продавцом денежной суммы потребителю, равной понесённым расходов на ремонт вещи.

Соразмерное уменьшение покупной цены. Наименее востребованный способ, поскольку требует установления разницы, на которую уменьшилась цена вещи, что предполагает проведение экспертизы. Данное требование может быть направлено продавцу или уполномоченной организации.

Как видно, законодатель достаточно гибко решает вопрос защиты прав потребителя, предоставляя ему возможность выбрать тот способ, который наиболее полно удовлетворит его интерес в каждом конкретном случае. Стоит учитывать тот факт, что в зависимости от ситуации и обязанного субъекта, выбор потребителя будет ограничен объективными рамками, например, невозможно потребовать устранения неустранимых недостатков или замены на товар другой марки, когда изготовитель их не производит. Стоит также отметить об одном важном положении закона.

Главным ограничителем в выборе способа защиты, а также возможности предъявления требования вообще играет срок обнаружения недостатка в товаре. В потребительской сфере законодатель использует следующие сроки: гарантийный срок, срок годности, срок службы [6, с. 74 - 75], а также срок исковой давности, каждый из которых обладает своей спецификой.

Завершая рассмотрение вопроса, хочется отметить, что потребительская сфера является одной из наиболее значимых в жизни человека и общества. Поэтому государство, принимая нормативные акты, должны соблюдать интересы потребителей и предпринимателей, а также грамотно излагать свои предписания. В связи с чем, необходимо внести изменения в Закон РФ «О защите прав потребителей» с целью уточнения его положений. Понятие гарантийного срока можно сформулировать следующим образом – это период времени, в течение которого у потребителя возникает право требования к продавцу, в случае обнаружения недостатков в переданном товаре. Необходимо более заметно отразить в законе альтернативность рассмотрения потребительских споров: указать, что потребитель вправе обратиться как к продавцу для разрешения спора в частном порядке, так и непосредственно в суд.

Рекомендуется также урегулировать процедуру рассмотрения претензии продавцом и определить её временные рамки (как в ФЗ «О связи»).

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. 2020. № 15.
  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022);
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002. № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. ст. 4532 (с изм. и доп.).
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. ст. 3 (с изм. и доп.).
  5. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992. № 2300-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. ст. 766 (с изм. и доп.).
  6. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003. № 126-ФЗ // СЗ РФ. 2003.№ 28. ст. 2895 (с изм. и доп.).
  7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня технически сложных товаров» от 10.11.2011. № 924 // СПС «Консультант плюс».
  8. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие / под ред. З.М. Фаткудинова. – М.: Юстицинформ. 2020. С. 438.
  9. Макаров Ю.Я. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный). – М.: Проспект. 2019. С. 192.
  10. Семенихин В.В. Защита прав потребителей. 2-е издание. ГроссМедиа, РОСБУХ. 2020. С. 197.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary