Изучение атрибутивных отношений на занятиях русского языка в вузе.

Изучение атрибутивных отношений на занятиях русского языка в вузе.

В данной статье мы предлагаем ряд упражнений по устранению распространённой ошибки в письменной и устной речи студентов – узбеков – неправильного согласования определения с определяемым словом.

Такая система упражнений, способствует усвоению определительных отношений.

Авторы публикации

Рубрика

Лингвистика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 11 (56), март ‘22

Поделиться

В курсе неязыковых   вузов предоставляет большие возможности для  дальнейшей  работы  по  устранению распространенной  ошибки  в письменной и устной  речи  студентов-узбеков  -  неправильного  согласования определения с определяемым  словом.

Благодатный материал для этого содержит тема «Портрет. Характер». В процессе ее  усвоения совершенствуется   умения  характеризовать  внутренние  и  внешние  качества  человека, высказывать  свое  мнение о  прочитанном тексте, вести диалог- расспрос,  писать  сочинение  о современнике. С учётом этих задач  и  строится  предлагаемая  ниже  упражнений. Включенный в  них  лексический   материал  используется  в разного рода и  других  творческого  характера.

1. Дополнить словосочетания подходящим по смыслу определения.

Лицо (какое?) смуглое,…  Волосы (какие?)  гладкие, ….  Лоб (какой?) открытый,… Нос (какой?) прямой,….  Глаза(какие?)  чёрные,… Взгляд (какой?) острый,…. Брови (какие?) черные,… Губы (какие?) полные.

2. Пользуясь полученными словосочетаниями, описать портрет  своего  друга (подруги).

3. Описать ситуации.

Вы встретили товарища, которого  долго  не  видели, и рассказываете  подруге, как  он  выглядит.

Вы рассказываете новым  друзьям  о своей  однокурснице.

4. Образовать от существительных прилагательные, согласовать их с подходящими  по  смыслу  определяемыми  словами.

Легкомыслие, деликатность, эрудиция, искренность,  жадность, правдивость, отзывчивость, равнодушие, лицемерие,  добросовестность, щедрость, эгоизм,  энергичность, грубость,  трудолюбие , лень, инициативность, ложь,  невежество,  вежливость.

5. Сгруппировать образованные прилагательные  по  значениям: 

положительные  черты характера;  отрицательные  черты характера;  отношения  к  людям.

6. Объяснить разницу в значение слов «невежественный» и «невежливый».

Продолжить ситуацию, в которой можно бы  использовать  их.

7. Ответить на  слова собеседника  неопределенно, согласием, несогласием.

Образец: - Азиз  высокого  роста

- Не  знаю,  по  моему,  он  невысокого  роста.

- Я  согласна с  тобой .Конечно, Азиз  высокого  роста.

- Я  с  тобой  не  согласна, Азиз невысокого роста.

У  девушки  гладкие  волосы. У неё  смуглое  лицо. Это  коренастый  мужчина.

8. Подобрать антонимы к данным словосочетаниям. Составить предложения со словосочетаниями, характеризующими человека.

Мягкий  характер, мягкий  хлеб, мягкая  мебель, мягкий  голос, мягкий климат, мягкая  вода,  мягкие движения.

9.  Записать и  выучить  наизусть высказывания,  отражающие внутренние и внешние  качества  человека.

«Надо  быть ясным  умственно,  чистым  нравственно  и  приятным  физически».(А.  Чехов).

«  Есть  только  две  формы  жизни: гниение и горение.  Трусливые  и  жадные изберут первую,    мужественные и  щедрые – вторую».  (М. Горький).

10. Проанкетировать   по следующим  вопросам  своего товарища и  написать  о  нём рассказ- характеристику.

1. Достоинство, которое вы больше всего  цените  в  людях.

2. Недостаток, который внушает вам отвращение.

3. Ваше представление о  счастье  и  несчастье.

4. Недостаток, который вы  склонны  простить.

5. Ваше любимое  занятие.

6. Ваш любимый  поэт и прозаик.

7. Ваш  любимый  герой

11. Трансформировать повествовательные предложения  в  вопросительные  с  помощью  интонации;  с  помощью слов «разве», «ли».

У  подруги  спокойный характер. У неё  красивые, голубые  глаза. Моя  сестра -  исполнительный  человек.

12. Заменить  несогласованные  определения  согласованными.

Образец: Юноша  с голубыми  глазами -  голубоглазый  юноша.

Лицо  с  морщинами, человек со  слабыми  нервами,  девушка  с  длинными  волосами,  герой  без  имени, поступок  героя, студент  без  воли, помощь  друга, девушка восемнадцати  лет.

13. Заменить несогласованные определения согласованными.

Образец:  высокорослая  девушка – девушка  с высоким  ростом.

Бледнолицый  человек, странная женщина, звонкоголосая певица, безбородый мужчина, бессовестный юноша.

14. К каким  частям речи относятся  данные  слова? Какие  из  них  наиболее  категоричны и эмоционально  выражают свойство  характера?  Какие  из  слов  передают свойства  характера  в  общей  форме.

Трусливый- трус- трусость. Весёлый – весельчак – весёлость Глупый – глупец – глупость. Хитрый – хитрец – хитрость.  Добрый – добряк – доброта. Ленивый –ленивец – лень.

15. Подобрать  к следующим  словам   соответствующие  толкования . Рассказать,  как  характеризуют эти  определения человека.

Серьёзный, рассудительный,  обидчивый, тщеславный, обаятельный ,скромный.

Умеренный в образе  жизни и  поведении;  с  узкими интересами; легко  обижающийся, очарованный,  полный  обаяния.

Такая система  упражнений ,  способствуя  усвоению  определительных отношений  на  материале  лексической темы»Портрет» ,»Характер», служит  осуществлению  принципа  коммуникативной  направленности  в обучении  русскому  языку.

Список литературы

  1. Донская Т.К. Развитие учащихся в процессе обучения русскому Языку. – Л.,1995.
  2. Капинос В.И. Об оценке речевых навыков учащихся.\\ Ж.Русский язык в школе,М.1983,№6.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary