В Российской Федерации одним из важнейших и наиболее тяжело организованным административно-правовым институтом правопорядка является разрешительная система. Разрешение является в определенной степени запретом ряда прав для гражданина, согласно Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 55, установление вышеупомянутых ограничений возможно только в тех случаях, когда они предусматриваются федеральным законами.
Анализируемое понятие не определяется в законодательстве, отсутствует структура, содержание и ключевые принципы.
Однако, в научной литературе идет активное исследование. Валяева Ю.К., Ноздрачева А.Ф., Кузнецова В.И., Мильшина Ю.Н., Налетова К.И., Шохина Д.В., Гормаха А.Б., Багандова А.Б., Деминой М.Ф., Осинцева Д.В., Спектор Е.И. и другие проводят глубокий анализ состояния разрешительной системы, однако, на данный момент существует большой перечень вопросов на которой отсутствует ответ.
Рассмотрим разное мнение вышеупомянутых авторов на сущность разрешительной системы.
Под разрешительной системой, согласно, Ноздрачева А.Ф., понимается деятельность, которая направлена на обеспечение установленных рамок для порядка реализации определенных услуг или товаров, либо формирование/работы организаций для достижения безопасности конечного потребителя, либо безопасности общества, а также охраны общественного порядка и окружающей среды.
Многие ученые поддерживают данную трактовку, так, Субанова Н.В., считает, что под разрешительной системой подразумевается комплекс, который учитывает весь перечень административно-правовых норм, мер по надзору за соблюдением правил.
Погодин А.А., в свою очередь, определяет разрешительную систему как комплекс, который учитывает весь перечень административно-правовых норм, направленный на воздействие на разнообразные сферы жизнедеятельности общества с учетом их ключевых специфик.
Обобщая все вышесказанное, общепринятым является мнение, что разрешительная система основывается на двух ключевых видах деятельности,
а именно:
- Разнообразные разрешения;
- Государственный надзор.
Проведенная оценка определения разрешительной системы носит общий характер, для дальнейшего исследования необходимо сформировать представление о предоставление разрешения.
Предоставление разрешений заключается в:
- В дозволении реализовывать деятельность;
- Формирование ключевых запретов на предпринимательскую деятельность или иные операции без прохождения полного перечня административных процедур.
Для дальнейшего анализа необходимо сформировать представление о формах разрешительной деятельности. Согласно Л.К. Терещенко и Н.А. Игнатюк выделяется более 10 самостоятельных административно-правовых режимов.
Однако, в ходе изучения работ Ноздрачева А.Ф. выявлено порядка 22 ключевых форм, которые условно подразделены на две ключевые группы: массовая разрешительная деятельности (13), нетиповые формы (9).
В федеральном законодательстве в ходе последней инвентаризации найдено 541 разрешение разного типа, в том числе 465 типовых разрешений и порядка 76 нетиповых. Более детальная структура разрешений представлена на рис.1.
Рис. 1. Виды и количество государственный разрешений
На предоставление регистрации и разрешений уходит порядка половины государственных разрешение, при этом предоставление разрешений занимает лидирующую позицию (122) в государственных разрешениях, регистрация (87) занимает вторую позицию. Общее число нетиповых разрешений составляет 14% от общего числа разрешений.
Рассмотрим процентное соотношение государственных разрешений на рис. 2.
Рис. 2. Процентное соотношение государственных разрешений
По итогам инвентаризации видно, что существует большой уровень концентрации разрешительной деятельности.
Немаловажным является и то какой орган власти выдает тот или иной вид разрешения. Данные по распределению государственных разрешений указаны на рис. 3.
Рис. 3. Распределение государственных разрешений между государственными органами власти
По итогам инвентаризации видно, что существует большой уровень концентрации разрешительной деятельности на федеральном уровне. Более 90% разрешений предоставляются органами федеральной власти, органы субъектов выдали всего 80 разрешения, что составляет порядка 15% от общего числа, а органы местного самоуправления менее 5. При этом, общая сумма превышает 100%, потому что на момент инвентаризации не все разрешения являлись актуальными.
Получается, что существует дисбаланс между разрешительными полномочиями. Далее необходимо рассмотреть структуру федеральных разрешений.
Структура федеральных государственных разрешений представлена на рис. 4.
Рис. 4. Структура федеральных государственных разрешений
Общее распределение федеральных государственных разрешений выглядит равномерно, однако есть сильный перевес в сторону Банка России, Росавиации и Росприроднадзора. Далее рассмотрим распределение между различными типами организаций (рис. 5.).
Рис. 5. Распределение разрешений между государственными и негосударственными учреждениями
Опять-таки, наблюдается сильный перекос, потому что лишь 14% разрешений приходится на негосударственный сектор, оставшиеся 86% принадлежат государственному сектору.
Таким образом, проведенный детальный анализ позволяет выявить ряд проблем, а также сформировать комплекс мер, позволяющий их преодолеть. Для преодоления значительного законодательного пробела в формирование представления о разрешительной деятельности необходимо:
- Закрепить законодательно определение разрешительной деятельности.
- Нормативно закрепить перечень видов разрешений, относящихся
к определенному виду разрешительного режима. - Введение стандартов и принципов реализации разрешительной деятельности.
В свою очередь, при внесении данных изменений в законодательство возможно решение выявленных ранее проблем.
Список литературы
- Кнутов, А. В., Плаксин, С. М., Чаплинский, А. В. Разрешительная деятельность в Российской Федерации [Текст] / А. В. Кнутов, С. М. Плаксин, А. В. Чаплинский; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т государственного и муниципального управления. — Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 383 с.
- Ноздрачев А.Ф. Разрешительная система в Российской Федерации: науч. практич. пособие / Акимов Л.Ю., Андриченко Л.В. отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Инфра – М, 2018. – 928 с.
- Стандзонь Л.В., Агапов А.Б. Лиценизонно-разрешительная деятельность органов исполнительной власти: учебное пособие для магистров. – Москва: Проспект, 2018 – 224 с.