ОАО «Русские краски» — одна из ведущих компаний лакокрасочной промышленности России (третье место по объёму производства на 2008 год, производимая ею марка «Ярославские краски» является второй по известности среди профессиональных потребителей в стране), расположена в Ярославле.
Основные направления: автомобильные конвейерные покрытия, авторемонтные, декоративные и ремонтно-строительные, индустриальные лакокрасочные материалы (ЛКМ); антикоррозионные покрытия, порошковые краски, полуфабрикатные лаки и смолы.
Общий объём продаж компании «Русские краски» в 2008 году составил 40 110 т ЛКМ, объём реализации продукции в денежном выражении — около 3 368,2 млн. рублей. Совокупный выпуск товарной продукции составил 33 518 т лакокрасочных материалов, валовой объем производства составил 46 791 т продукции.
Валовой выпуск продукции по итогам I квартала 2009 года составил 5 894 т, выпущено 4 588 т товарной продукции. Объём реализации продукции составил порядка 480 млн. руб. В компании работает более 1700 человек.
История:
В 1838 году купец 3-й гильдии А. Ф. Вахрамеевым основал свинцово-белильный завод в Ярославле на правом берегу реки Которосль. К концу XIX века это было одно из самых крупных производств в отрасли. В 1906 году был запущен краскотёрочный цех, а в 1910 году начат выпуск цветных красок. В 1907 году было создано акционерное общество «Наследники Н. А. Вахрамеева».
В 1920 году завод был национализирован и переименован в Государственный свинцово-белильный и лакокрасочный завод № 2. В 1922 году коллективу предприятия, покинутого эмигрировавшими специалистами, удалось восстановить технологию производства лаков и наладить их выпуск, в честь этого, 30 октября 1922 года заводу присвоено наименование «Победа рабочих». В 1923 году была организована Центральная заводская лаборатория, в 1925 — пущен цех цинковых белил, в 1927 — новый кроновый цех, начато производство милори и киновари, в 1928 — нитролаков и нитроэмалей. В 1929 году запущены печи Ветерилля и цеха казеиновых красок, в 1931 начат выпуск автомобильных покрытий для конвейера ГАЗ, в 1934 году глифталевой краски. Все правительственные машины Советского Союза с 1930-х годов и вплоть до 1975 года, красились эмалью, разработанной и выпущенной на «Победе рабочих». В военные годы производство было перестроено на выпуск военной продукции.
В 1945 году создан цех контрольно-измерительных приборов, в 1946 организовано производство глифталевых эмалей для автомобилей «Москвич». В 1947 году начато производство пентафталевых эмалей, в 1955 — светостойких кронов. В 1956 году открыт цех синтетических смол, в 1960 начат выпуск жестяных банок для мелкой фасовки. В 1961—1964 годах идёт реконструкция и расширение производства. В 1965—1970 освоены синтетические эмали для ГАЗ и все лакокрасочные материалы для ВАЗ. В 1970 году пущена первая очередь корпуса синтеза лаков, в 1971 освоено производство электрофорезных грунтов с повышенными антикоррозийными свойствами. В середине 1970-х годов завод объединяют с заводом «Свободный труд» в Ярославское объединение «Лакокраска», но в конце 1980-х годов завод снова обретает самостоятельность и прежнее имя. В 1980 годах проведена реконструкция цехов, ликвидированы вредные производства, построен цех безвозвратной тары, вступил в строй цех по производству эмалей и грунтов на конденсационных смолах.
В 1991 году происходит приватизация предприятия (ТОО «Завод „Победа рабочих“»). В 1995 году начались поставки меламиноалкидных эмалей МЛ-1300 на конвейеры отечественных автозаводов. В 1999 году создается Объединение «Ярославские краски», и выводится торговая марка с этим названием, под которым выпускаются декоративные ЛКМ ремонтно-строительного назначения в мелкой фасовке. Освоено производство акриловых лакокрасочных материалов.
В 2001 году завод получает название «Русские краски». Авторемонтные материалы выпускаются под единой торговой маркой «Vika». В 2003 году запущены новые производственные мощности для выпуска конвейерных базисных автоэмалей с эффектом «металлик» и «перламутр». В 2004 год запущен Ярославский завод порошковых красок и мини-завод по выпуску водно-дисперсионных декоративных ЛКМ.
В 2005 году начинается освоение новой производственной площадки в Осташино, где был построен складской комплекс с использованием современных логистических технологий.
В 2006 году создано совместное предприятие по производству автомобильных лакокрасочных материалов «ДЮПОН — РУССКИЕ КРАСКИ» (ныне «АКСАЛТА-РУССКИЕ КРАСКИ»).
В 2008 году принимается решение о развитии продуктовых линеек индустриального назначения: антикоррозионные материалы под ТМ Prodecor, ЛКМ для окраски железнодорожного подвижного состава (ТМ «Стрела»), для разметки дорог (ТМ «Линия»), ремонтной окраски авиатехники, оборудования, эксплуатируемого в агрессивных средах, вышек связи и опор ЛЭП. Материалы широко представлены на рынке индустриальных ЛКМ и пользуются заслуженным спросом.
В 2009 году на площадке Осташино запущен новый цех водно-дисперсионных материалов мощностью 15 тыс.т в год, который выпускает эмали для окраски стен, потолков, обоев, а также грунтовки и шпатлевки для профессионального и частного ремонта.
В этом же году на «Русских красках» начались работы по разработке комплексов ЛКМ для окраски самолетов. Покрытия успешно применяются при окраске самолетов ИЛ-38Н, Л-39, Ан-72 и других летательных машин.
Последние несколько лет в компании «Русские краски» делают ставку на гибкое мелкопартионное производство.
С 2015 года на предприятии стало возможным изготовить продукт буквально за один день. Это позволило выпускать партии необходимого объема и оперативно реагировать на запросы рынка.
В начале 2017 года совместно с Санкт-Петербургским технологическим университетом началась работа над развитием линейки антикоррозионных материалов, в частности, освоением сегмента судовых покрытий.
В 2018 году предприятие сделало шаг в производстве современных материалов для дорожной разметки, выпустив на рынок термопластики, которые сегодня по праву считают продуктами будущего.
Рассмотрим пример из производства лака ПФ-053
Технологический процесс включает следующие стадии:
-подготовка сырья;
-синтез основы лака;
-растворение основы лака;
-постановка лака на тип;
-очистка лака и транспортировка в цех потребитель или на склад лаков.
Подготовка сырья
Кислоты жирные таловые и масла (подсолнечное, соевое, рапсовое, льняное и др. ) загружаются из емкостей в реактор с помощью насосов.
Растворители – по трубопроводам со склада ЛВЖ №5.
Сыпучее сырье – вручную через загрузочное устройство к реакторам на 3 производственном этаже корпуса синтеза.
Синтез основы лака
Синтез основы лака производится в реакторах с лопастной мешалкой, электроиндукционным обогревом и внутренним змеевиком для охлаждения водой.
Синтез основы осуществляется блочным или азеотропным методом.
При работе блочным методом реактор оснащается:
-сублимационной трубой с рубашкой для обогрева паром.
-уловителем погонов, который имеет внутренний змеевик для подачи пара и форсунку для впрыскивания холодной воды. Не сконденсированные погоны через газоход подаются на установку ТОГВ. Сконденсированные погоны поступают на цеховые очистные сооружения.
При работе азеотропным методом реактор дополнительно оснащается:
-теплообменником «труба в трубе», в межтрубное пространство которого поступает пар.
-конденсатором кожухотрубным, в межтрубное пространство которого поступает вода.
-разделительным сосудом, представляющим аппарат со смотровым стеклом, предназначенный для расслоения азеотропного дистиллята. Верхний слой дистиллята (растворитель) непрерывно возвращается в реактор, а нижний слой – (вода) непрерывно сливается в приемную емкость.
В цехе применяется инертный газ:
-в смесителях при изготовлении лаков;
-для освобождения материальных трубопроводов и фильтров от остатков продукта.
При изготовлении основы лака блочным способом в реакторы загружают, через ТДУ, масло растительное и талловое дистиллированное и включают мешалку, которая остается работающей до конца синтеза.
Перед загрузкой сырья в реактор на поверхность реакционной массы подают инертный газ, прекращают подачу инертного газа через 10-15 минут после выгрузки основы в смеситель. С помощью установки ТОГВ в реакторе в течении всего процесса поддерживают небольшое разряжение( около 0,2 кПа).
Частичное улавливание реакционных погонов при блочном методе происходит в уловителях погонов, куда газовые выбросы из реактора поступают через сублимационные трубы. Не сконденсировавшиеся погоны через газоход подают на установку ТОГВ для сжигания. Далее включают обогрев реактора и загружают соду кальцинированную.
Температуру в реакторе поднимают до (120-150)° С и вручную через загрузочное устройство загружают канифоль или кислоту бензойную и пентаэритрит. По окончании загрузки сырья температуру в реакторе поднимают до (255±5)° и проводят реакцию переэтерификации. Процесс переэтерификации контролируют во времени растворением реакционной массы в спирте этиловом.
Затем температуру в реакторе снижают до (180-200)°С и через загрузочное устройство загружают фталевый и малеиновый ангидриды и 2% раствор ПМС-200А в ксилоле.
После этого температуру в реакторе поднимают до (255±5)° С и проводят стадию этерификации и полиэтерификации основы до достижения определенного значения кислотного числа и вязкости.
При достижении необходимых качественных показателей массу в реакторе охлаждают до температуры (180±10)° С подачей воды во внутренний змеевик. Основу самотеком выгружают в смесители под слой растворителей.
При изготовлении в реакторах основы лака азеотропным методом после проведения стадии переэтерификации, после загрузки фталевого и малеинового ангидридов реакционную массу охлаждают до температуры не выше 160°С. Реакторы переключают на азеотропный метод, для чего к реакторам подсоединяют теплообменники, конденсаторы, разделительные сосуды.
В теплообменники подают пар, в конденсатор подают воду. Далее реактор через конденсатор и разделительный сосуд соединяют с атмосферой. Открывают перед гидрозатвором линию возврата ксилола в реактор из разделительного сосуда, а задвижку на сублимационную трубу закрывают.
После подготовки азеотропной системы в реактор, при температуре не выше 160°С, загружают небольшое количество ксилола. После загрузки ксилола включают индукционный обогрев реактора и начинают нагрев реакционной массы, скорость нагрева не должна превышать 60° С в час. При температуре 160° С начинается отгон азеотропной смеси (ксилол-вода).
На период отгона азеотропной смеси подача инертного газа прекращается и вновь возобновляется одновременно с постановкой реактора на охлаждение основы перед выгрузкой ее в смеситель.
Пары азеотропной смеси проходят через теплообменник, поступают в конденсатор, откуда сконденсировавшаяся азеотропная смесь стекает в разделительный сосуд.. В разделительном сосуде смесь расслаивается на два слоя: верхний- ксилол и нижний- воду. Ксилол по переливной трубе возвращается в реактор, а вода через переливное устройство постепенно стекает в уловитель погонов и далее на цеховые очистные сооружения.
Температурные режимы, пофазный контроль и конечные показатели готовой основы лака при изготовлении ее азеотропным методом аналогичны приведены выше для блочного метода.
Растворение основы лака
Растворение основы лака производят в смесителях.
Смеситель оборудован мешалкой, рубашкой для охлаждения водой (змеевиком), манометрическим термометром, обратным конденсатором и вакуумным пробоотборником.
В смеситель через счетчики закачиваются из цеха № 5 растворители. Затем смеситель подсоединяют к конденсатору, включают мешалку, подают воду на охлаждение в рубашку смесителя и в конденсатор. Открывают клапан и кран на выгрузочной линии из реактора в смеситель и основу из реактора самотеком сливают в смеситель.
Во избежание образования взрывоопасных смесей паров растворителей с воздухом слив основы производят при подаче инертного газа как в реактор , так и в смеситель. Температура массы в смесителе не должна превышать температуры начала кипения применяемых растворителей.
Основу смешивают с растворителем до получения однородного раствора.
Постановка лака на тип
Постановку лака на тип производят в смесителях путем добавки растворителей по показателям лака: массовая доля нелетучих веществ и вязкость. Из смесителя лак проверяют на соответствие требованиям ТУ или СТП по показателям: вязкость, массовая доля нелетучих веществ, кислотное число и цвет.
Готовые лаки насосами перекачивают в отстойные баки лаковыпускного отделения.
В случае необходимости допускается постановка лака на тип путем смешивания отдельных партий лаков.
Очистка лака и транспортировка в цех- потребитель или на склад
Светлый лак из отстойных баков направляют в напорные баки, затем на очистку через центрифуги и фильтр Кюно и далее в сливные баки.
Темный лак из отстойных баков направляют в напорные баки, откуда на очистку через центрифуги и фильтр Кюно и далее в сливные баки и в отстойные баки.
Очищенный лак из сливных баков и отстойных проверяют на соответствие требованиям ТУ (СТП) по всем показателям.
Характеристика системы автоматической пожарной сигнализации
Цеха и участки предприятия защищены установками автоматической пожарной сигнализации (АУПС), системами оповещения людей о пожаре (СО) и установками автоматического пенного и газового тушения (АУПТ и АУГТ).
Информация о пожаре, подаваемая с автоматических и ручных пожарных извещателей, установленных на объектах ОАО «Русские краски», поступает на приемную станцию пожарной сигнализации ППК-2 установленной в помещении пункта связи ПЧ-5 и на автоматизированное рабочее место АРМ «Орион» ПКУ С-2000, установленном в диспетчерской производственного отдела ОАО «Русские краски».
Установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре
Автоматическая пожарная сигнализация предназначена для обнаружения пожара, подачи сигнала на приемную станцию пожарной сигнализации и формирования управленческих сигналов для системы оповещения.
Система оповещения людей о пожаре предназначена для своевременного оповещения, в случае возникновения пожара, находящихся в здании людей с целью организации их своевременной и безопасной эвакуации. Система является составной частью системы автоматической пожарной сигнализации и обеспечивает передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельной его части (этаже, секции и т.п.)
Автоматическая установка пенного тушения цеха №1 - предназначена для обнаружения, автоматического тушения пожара и подачи сигнала о пожаре. Установка сочетает в себе автоматическое локальное тушение определенной группы оборудования эвольвентными генераторами ГЭ-25 для тушения на поверхности технологических аппаратов и для ликвидации небольших очагов пожара на поверхности пола при помощи ручных пеногенераторов.
В качестве огнетушащего вещества для защищаемых помещений принята воздушно механическая пена на основе 6% раствора пенообразователя ПО-1.
Автоматическая установка пенного тушения цеха №2 - предназначена для обнаружения, автоматического тушения или локализации пожара и подачи сигнала о пожаре в цехе №2, складе ЛВЖ цеха №5 и складах готовой продукции участка №18.
Для защиты помещений смонтированы 3 спринклерные секции (№9,15,16) и 28 дренчерных секций, из которых: 4 секции – с дистанционным пуском (№№5-7,11); 7 секций – с пуском от тросовой побудительной системы (1-4,8,9,12); 1 секция – с пуском от гидравлической, заполненной раствором пенообразователя, побудительной системы (№14); 16 секций – с пуском от пневматической, заполненной сжатым воздухом, побудительной системы (№№13,17-31). Основные данные установки в таблице №6
В качестве огнетушащего вещества для защищаемых помещений принята воздушно механическая пена на основе 6% раствора пенообразователя ПО-1.
Автоматическая установка газового тушения (углекислотная) цеха №4 – предназначена для обнаружения и ликвидации пожара на участке автоматических лакокрасочных агрегатов и сушилок для сушки лакокрасочных покрытий барабанов и крышек.
Баллоны с углекислым газом размещены в специальных стойках из стальных профилей. Между общим коллектором и соответствующими секционными коллекторами, через которые углекислый газ подается по отдельным направлениям, находятся распределяющие клапаны, деблокирующие в случае срабатывания установки только линию к данному участку возникшего пожара.
Углекислый газ СО2 (двуокись углерода) – это бесцветный газ, является химически нейтральным веществом, без запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха. Двуокись углерода не горит и не поддерживает горение, хорошо растворим в воде. СО2 прекращает горение путем понижения содержания кислорода в воздухе до 15% об.
Список литературы
- Е.Ф. Беленький, И.В. Рискин. «Технология пигментов». 3-е изд., перераб. и доп. - Ленинград, Госхимиздат, 1960. - 757 с.
- Ветчинкин А.Р. "Естественные органические красящие вещества" Саратов, Приволжское кн. изд., 1966. - 250 с.
- А.В. Долговидов, С.Ю. Сабинин, В.В. Теребнев. Автономное пожаротушение: реальность и перспективы Серия: Противопожарная защита и тушение пожаров Екатеринбург Издательство «Калан» 2014