Использование средств языковой выразительности в лирике С.А. Есенина.

Использование средств языковой выразительности в лирике С.А. Есенина.

Авторы публикации

Рубрика

Литературоведение

Просмотры

14

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 8 (53), февраль ‘22

Дата публикации 15.02.2022

Поделиться

Поэзия Сергея Есенина вызывает интерес у огромного числа людей , многие его стихи воспринимаются как фольклор. Интерес к творчеству поэта не угасает и в наши дни . Способы  и методы  применения средств языковой выразительности  ,которые делают  есенинские строки  о природе такими притягательными, уникальными, неповторимыми рассматриваются в статье Калиниченко И.М. «Использование средств языковой выразительности в  лирике С.А. Есенина».

Поэзия С.А. Есенина , покоряющая своей  искренностью,  любима и понятна огромному количеству читателей   Строки поэта  глубоко проникают в сердце каждого русского человека .Доступность восприятия есенинских строк сделала его произведения  по-настоящему народными ,ведь совсем не случайно многие стихи поэта стали обще любимыми  песнями. С.А. Есенин  родился в очень сложное для страны время , время револю-ционных бурь начала двадцатого столетия , время вечных вооружённых конфликтов  ведущих сверхдержав за зоны перераспределение своего господства  в мире . Простой деревенский юноша, попавший в столицу, просто не мог оставаться в стороне от этих свершений. Наступит время , когда своё отношение к событиям Первой мировой войны ,  к революции, к социальным переменам в обществе, он выразит в поэме «Анна Снегина» и в стихотворениях «Русь уходящая», «Русь советская», «Русь бесприютная».<1> Сложные, противоречивые чувства одолевали поэта, который трагически воспринимая происходящее ,но, не переставая видеть  красоту окружающего мира, отметил :

Вихрь нарядил мою судьбу
В золототканое цветенье.

Этим «золото тканным цветеньем»   среди серой и трагичной действитель-ности в судьбе поэта стала любовь ко всему живому, к жизни, к Родине. На романтичный  лад   С.Есенина  особенно настраивает русская природа с её чарующей сердце красотой : «Спит ковыль. Равнина дорогая…» ,«Выткался на озере алый свет зари…», «Дымом половодье…», «Отговорила роща золотая», и др.).<2>

Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

- без сомнений заявляет поэт о себе  и , размышляя  о судьбе соотечественников , заявляет :

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
<3>

Что же делает есенинские строки  о природе такими притягательными, навсегда западающими в душу ? Конечно же приёмы и методы ,которые использовал неповторимый мастер воспроизведения в поэзии живого на-родного языка, показывая его  многообразие, возможности и насыщенность в выражении  своих чувств и эмоций.

В богатом поэтическом  языке С. Есенина встречаются различные изобрази-тельные  средства.  Общепринято разделять  все изобразительно-выразитель-ные средства языка на три группы: фонетические, лексические и синтакси-ческие.

Лексические изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения, встречаются у Сергея Есенина очень часто.<4>

Использование такого лексического средства, как олицетворение, помогает поэту представить читателю природу, как живое существо ,способное радо-ваться и страдать, сопереживать и ликовать. В этом живом царстве природы  «вызванивают в четки» ивы - монашки ; «вербы плачут», «тополя шепчут»,    берёзовая роща уже «отговорила» ,а  месяц «уронил жёлтые поводья»
Поэт очень умело находит  общее между явлениями , предметами , исполь-зуя сравнение .  Белая береза  «Принакрылась снегом, Точно серебром», девичий смех звенит, «как сережки» .А  вот как неожиданно откровенно поэт говорит о себе: « Был я весь - как запущенный сад…»< 4>
В отличие от сравнения, где сопоставление проявлено явно , в метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям.< 3> Есенин применяет это средство очень удачно.

Привожу примеры из стихотворений С.А.Есенина: « В саду горит костер рябины красной», или «Задремали звезды золотые, //Задрожало зеркало затона».

Необходимо подчеркнуть мастерство поэта в использовании такого лексического  средства, как эпитет, то есть определения, придающего красочность и выразительность поэтической речи автора. Полынь  у него  полна «свинцовой»  свежестью,  «золотая» роща отговорила «берёзовым», к тому же ещё и «волшебным» языком.
Использование таких фонетических средств ,как аллитерация  и ассонанс, делает стихи С.А.Есенина благодатным материалом для музыкальных произведений.  Применение лексических повторов  и риторических обращений – вот секрет изящной есенинской    стилистики:                                    

Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер!

Применение анафор  делает стихи поэта  легко воспринимаемыми и запоми-нающимися читателю :


Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,<4>


В стихах Есенина природа живет своей интересной жизнью ,она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет,  грустит и радуется. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы, полнее и глубже выразить себя. Люди, животные, растения, стихии и предметы –дети одной матери-природы Наверное, именно это и делает стихи поэта  такими  притягательными.

Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств, взят из крестьянской жизни, родной и понятной, поэтому стихи  Есенина  были доступны широкому кругу поклонников  –современников поэта, а для сегодняшнего читателя интересны как образцы подлинно народного  языка «поэта золотой бревенчатой  избы».

Список литературы

  1. Вестник Волг ГУ.Серия 8. Вып5 2006 г.
  2. С.А.Есенин . Собрание сочинений  (под редакцией  Г.И.Владыкина и др.), Госуд. Изд. Худ. Литературы, Москва 1961г.
  3. Есенин Сергей... / С.А. Есенин. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.- 575 с.: ил.
  4. Словарь литературоведческих терминов Белокурова С.П. 2005 г.
  5. Есенин С. Стихотворения. Поэмы / С. Есенин; сост., вступит. ст., коммент. Д.М. Магомедовой.- М.: АСТ: АСТ Москва, 2009.- 572 с.- (Мировая классика).
  6. Обернихина Г.А. Литература в 2-х частях. Учебник для СПО. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее