В настоящее время возрастает интерес к понятию «перфекционизм». Это связано с особенностями современного общества. Влияние социально-экономических и культурных факторов, среди которых повышение требований общества к молодежи, желающей быть активными, конкурентоспособными людьми, ориентированными на достижение успеха во всех сферах жизни, может привести к проявлению тенденции проявления перфекционизма. [7, с. 93-96]
Термин «перфекционизм» образован от латинского perfectio – абсолютное совершенство. В современной психологической науке перфекционизм связывают с мотивацией достижения. В определение перфекционизма включают стремление субъекта к совершенству, высокие личные стандарты, потребность в совершенствовании собственной деятельности.
Личностный перфекционизм - это психолого-социологическая характеристика человека, определяющая его социально-трудовое поведение на основе личностно-мотивационных установок. Перфекционизм в социальном контексте означает повышенное стремление человека к самореализации, то есть выражению своего творческого и интеллектуального потенциала. Перфекционизм, чаще всего, означает высокую социальную активность личности и преодоление разного рода препятствий. [5, с. 4-9]
На данный момент перфекционизм рассматривается как неоднозначное явление. С одной стороны, желание человека к достижению высоких целей и идеальному исполнению обязанностей считается предпочтительным, особенно в высоко конкурентных сферах деятельности. Однако с другой стороны, чрезмерное стремление может вызвать необоснованное промедление, отвлечение от основной проблемы и переключение внимания на неважные детали. В итоге, поставленные цели остаются нереализованными. [6, с. 18]
Современная система образования проходит через большое количество изменений: введение новых стандартов, повышение требований к профессиональной компетентности педагогов, внедрение инновационных технологий и т.д. Все эти изменения оказывают влияние на уровень психического здоровья педагога.
Одной из главных проблем, с которой приходится сталкиваться большому количеству педагогов дошкольного образования – это эмоциональное выгорание. Эта проблема является одной из самых значимых, так как в данной профессии очень важна эмоциональная отдача со стороны сотрудника, и не каждый человек может справиться с такой эмоциональной и психологической нагрузкой. [3, с. 31] Именно поэтому каждый современный педагог должен уже изначально, со скамьи учебного заведения, обладать не только набором теоретических знаний, но и иметь практические навыки работы с группой детей, обладать определенными навыками коммуникации, понимать практически с полуслова потребности каждого ребенка. [2, с. 55-56]
Перфекционизм, как одна из характеристик личности, выражающаяся в стремлении к достижению совершенства, является дополнительным фактором риска в развитии эмоционального выгорания у педагогов дошкольных учреждений.
В исследовании приняли участие 30 человек (педагоги МБДОУ «Детский сад №1 «Светлячок» города – курорта Железноводска, Ставропольского края) в возрасте от 21 до 66 лет.
По методики «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко) в ходе исследования были получены следующие данные:
- для 10% исследуемых характерен симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств». Это говорит о проявлении психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые усиливаются собственным осознанием. В свою очередь сознанию тяжело или вовсе невозможно их устранить. Если человек не готов к изменениям, происходящим вокруг него, то раздражение данными факторами нарастает, накапливая негодование и отчаяние. Самостоятельная неразрешимость данных ситуаций растет и приводит к развитию явлений «эмоционального выгорания»
- 6,67% респондентам присущ симптом «неудовлетворенности собой», что показывает неспособность человека влиять на психотравмирующие обстоятельства в результате промахов и неудач. В большинстве случаев, человек испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.
- для следующих 10% респондентов характерен симптом «загнанности в клетку»,
Который возникает редких случаях, но является логическим продолжением развивающегося стресса. Можно сказать, что это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.
- у 6,67% респондентов выявлен симптом «тревоги и депрессии» из-за профессиональной деятельности в осложненных обстоятельствах, при которых эмоциональное выгорание выступает как средство психологической защиты. Данный симптом является крайней точкой для формирования тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.
- 10% респондентов присущ симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования». Это характерный признак «выгорания». В этом случае профессионал перестает замечать колоссальную разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление собственных эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.
- Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» характерен для 6,67% исследуемых. Он в большинстве случаев усугубляет неадекватную реакцию в деловых отношениях с коллегами.
- Симптом «расширения сферы экономии эмоций» характерен 6,67%. Данное проявление эмоционального выгорания характерно лишь тогда, когда необходимо защитить организм от информации, поступающей из внепрофессиональной области, то есть в общении с родными, приятелями и знакомыми.
- у 10% респондентов выявлен симптом «редукции профессиональных обязанностей». Он проявляется в попытках сократить или облегчить профессиональные обязанности, в которых человек достигает максимальных эмоциональных затрат.
- симптом «эмоционального дефицита» выявлен у 6,67%. Это объясняется тем, что у человека возникает ощущение того, что он больше не в силах оказать эмоциональную помощь окружающим. Сам человек истощен эмоционально и зачастую не может войти в положение других, чтобы оказать посильную помощь, а также отзываться на ситуации, в которых нужна интеллектуальная, эмоциональная, волевая и нравственная отдача. Со временем данный симптом может усилится и перейти в более сложную форму, в которой все реже будут проявляться положительные эмоции.
- симптомы «эмоциональной отстраненности» и «личностной отстраненности, или деперсонализации» проявляются поровну у 13,34% респондентов. Это проявляется в том, что субъект практически полностью подавляет свои эмоции и чувства в профессиональной деятельности. Как правило, человека перестает волновать любая деятельность, не вызывая никакого эмоционального отклика – ни отрицательного, ни положительного.
- симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» выявлен у 13,3% респондентов. Данный симптом проявляется на как на физическом, так и психическом уровнях самочувствия. Как правило, он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.
По данным опросников «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта (в адаптации И. И. Грачевой) и «Опросник перфекционизма» Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогоровой, Т. Ю. Юдеевой можно сделать вывод о том, что:
- у 50% респондентов выявлен перфекционизм, ориентированный на себя. Это объясняется тем, что человек предъявляет к себе завышенные и нереалистичные требования, при этом он занимается усиленным исследованием себя, то есть так называемым самокопанием. При этом человек становится более критичным по отношению к себе. Поэтому он в полной мере не способен принять собственные изъяны, неудачи и недостатки.
- 30% респондентов продемонстрировали перфекционизм, который в большей степени ориентирован на других, то есть объектно-ориентированный перфекционизм, который подразумевает предъявление чрезмерно завышенных требований к окружающим.
- у 20% респондентов был выявлен социально-предписанный перфекционизм. То есть обобщенное убеждение или ощущение того, что общество предъявляет чересчур завышенные требования к человеку, которые трудны для него самого. Но при этом человек, как субъект, должен их выполнять и соответствовать им, чтобы получить место в обществе, а также его принятие и одобрение.
Согласно проведенному опросу, у большинства педагогов дошкольного учреждения отношение к перфекционизму нейтральное, а у около 70% участников исследования выявлен синдром «эмоционального выгорания», низкая мотивация к работе или полное ее отсутствие, а также низкий уровень перфекционизма.
Также стоит отметить тенденцию к снижению проявления перфекционизма у педагогов, чей профессиональный стаж работы превышает 10 лет, что обусловлено проявлением синдрома «эмоционального выгорания».
Стоит отметить, что педагоги осознают, что любая деятельность человека связана с творческим преобразованием объекта деятельности и специфика педагогической деятельности заключается в том, что объектом ее труда и преобразования является человек, который находится в процессе становления и развития, а педагог должен уметь направлять деятельность его учеников, а также организовывать ее, регулировать и направлять.
Список литературы
- Агапова М. В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализации личности : автореф. дис. . канд. пси-хол. наук. Ярославль, 2004. 22 с.
- Басанова Е.Е., Колиниченко И.А. Системное исследование перфекционизма в студенческом возрасте //Психология обучения. 2020. № 3. С. 32-41.
- Барабанова М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» // Вестник МГУ. 1995. № 1. С. 54-58.
- Баранов A. A. Психологическая стрессоустойчивость педагога: теоретические и прикладные аспекты: автореф. дис.док. пед. наук. СПб., 2002. 47 с.
- Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Е.С. Старченкова. СПб. : Питер, 2005. 336 с.
- Грачева И. И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности: автореф. дис. . канд. психол. наук. М. : 2006. 26 с.
- Юдеева Т. Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис.канд. психол. наук. Москва, 2007. 25 с.
- Ясная В. А. Перфекционизм: История изучения и современное состояние проблемы // С.Н. Ениколопов / Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 157-169.