Исследование проявления перфекционизма у педагогов дошкольного учреждения с различным стажем профессиональной деятельности

Исследование проявления перфекционизма у педагогов дошкольного учреждения с различным стажем профессиональной деятельности

В статье проанализированы характеристики эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения с различным стажем профессиональной деятельности по шкалам эмоционального напряжения, резистенции и истощения. Для исследования проявлений перфекционизма и выявления синдрома «эмоционального выгорания» были использованы: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, опросник «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта (в адаптации И. И. Грачевой) и опросник перфекционизма Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова, Т. Ю, Юдеева. Выбор данных методик обосновывается тем, что они дают комплексное представление тех или иных психических особенностей педагогов ДОУ. Полученные результаты свидетельствуют о том, что перфекционизм является одним из факторов развития эмоционального выгорания у педагогов ДОУ и требует дальнейшего изучения.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 7 (52), февраль ‘22

Дата публицакии 14.02.2022

Поделиться

В настоящее время возрастает интерес к понятию «перфекционизм». Это связано с особенностями современного общества. Влияние социально-экономических и культурных факторов, среди которых повышение требований общества к молодежи, желающей быть активными, конкурентоспособными людьми, ориентированными на достижение успеха во всех сферах жизни, может привести к проявлению тенденции проявления перфекционизма. [7, с. 93-96]

Термин «перфекционизм» образован от латинского perfectio – абсолютное совершенство. В современной психологической науке перфекционизм связывают с мотивацией достижения. В определение перфекционизма включают стремление субъекта к совершенству, высокие личные стандарты, потребность в совершенствовании собственной деятельности.

Личностный перфекционизм - это психолого-социологическая характеристика человека, определяющая его социально-трудовое поведение на основе личностно-мотивационных установок. Перфекционизм в социальном контексте означает повышенное стремление человека к самореализации, то есть выражению своего творческого и интеллектуального потенциала. Перфекционизм, чаще всего, означает высокую социальную активность личности и преодоление разного рода препятствий. [5, с. 4-9]

На данный момент перфекционизм рассматривается как неоднозначное явление. С одной стороны, желание человека к достижению высоких целей и идеальному исполнению обязанностей считается предпочтительным, особенно в высоко конкурентных сферах деятельности. Однако с другой стороны, чрезмерное стремление может вызвать необоснованное промедление, отвлечение от основной проблемы и переключение внимания на неважные детали. В итоге, поставленные цели остаются нереализованными. [6, с. 18]

Современная система образования проходит через большое количество изменений: введение новых стандартов, повышение требований к профессиональной компетентности педагогов, внедрение инновационных технологий и т.д. Все эти изменения оказывают влияние на уровень психического здоровья педагога.

Одной из главных проблем, с которой приходится сталкиваться большому количеству педагогов дошкольного образования – это эмоциональное выгорание. Эта проблема является одной из самых значимых, так как в данной профессии очень важна эмоциональная отдача со стороны сотрудника, и не каждый человек может справиться с такой эмоциональной и психологической нагрузкой. [3, с. 31] Именно поэтому каждый современный педагог должен уже изначально, со скамьи учебного заведения, обладать не только набором теоретических знаний, но и иметь практические навыки работы с группой детей, обладать определенными навыками коммуникации, понимать практически с полуслова потребности каждого ребенка. [2, с. 55-56]

Перфекционизм, как одна из характеристик личности, выражающаяся в стремлении к достижению совершенства, является дополнительным фактором риска в развитии эмоционального выгорания у педагогов дошкольных учреждений.

В исследовании приняли участие 30 человек (педагоги МБДОУ «Детский сад №1 «Светлячок» города – курорта Железноводска, Ставропольского края) в возрасте от 21 до 66 лет.

По методики «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко) в ходе исследования были получены следующие данные:

- для 10% исследуемых характерен симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств». Это говорит о проявлении психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые усиливаются собственным осознанием. В свою очередь сознанию тяжело или вовсе невозможно их устранить. Если человек не готов к изменениям, происходящим вокруг него, то раздражение данными факторами нарастает, накапливая негодование и отчаяние. Самостоятельная неразрешимость данных ситуаций растет и приводит к развитию явлений «эмоционального выгорания»

- 6,67% респондентам присущ симптом «неудовлетворенности собой», что показывает неспособность человека влиять на психотравмирующие обстоятельства в результате промахов и неудач. В большинстве случаев, человек испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.

- для следующих 10% респондентов характерен симптом «загнанности в клетку»,

Который возникает редких случаях, но является логическим продолжением развивающегося стресса. Можно сказать, что это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.

- у 6,67% респондентов выявлен симптом «тревоги и депрессии» из-за профессиональной деятельности в осложненных обстоятельствах, при которых эмоциональное выгорание выступает как средство психологической защиты. Данный симптом является крайней точкой для формирования тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.

- 10% респондентов присущ симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования». Это характерный признак «выгорания». В этом случае профессионал перестает замечать колоссальную разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление собственных эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.

- Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» характерен для 6,67% исследуемых. Он в большинстве случаев усугубляет неадекватную реакцию в деловых отношениях с коллегами.

- Симптом «расширения сферы экономии эмоций» характерен 6,67%. Данное проявление эмоционального выгорания характерно лишь тогда, когда необходимо защитить организм от информации, поступающей из внепрофессиональной области, то есть в общении с родными, приятелями и знакомыми.

- у 10% респондентов выявлен симптом «редукции профессиональных обязанностей». Он проявляется в попытках сократить или облегчить профессиональные обязанности, в которых человек достигает максимальных эмоциональных затрат.

- симптом «эмоционального дефицита» выявлен у 6,67%. Это объясняется тем, что у человека возникает ощущение того, что он больше не в силах оказать эмоциональную помощь окружающим. Сам человек истощен эмоционально и зачастую не может войти в положение других, чтобы оказать посильную помощь, а также отзываться на ситуации, в которых нужна интеллектуальная, эмоциональная, волевая и нравственная отдача. Со временем данный симптом может усилится и перейти в более сложную форму, в которой все реже будут проявляться положительные эмоции.

- симптомы «эмоциональной отстраненности» и «личностной отстраненности, или деперсонализации» проявляются поровну у 13,34% респондентов.  Это проявляется в том, что субъект практически полностью подавляет свои эмоции и чувства в профессиональной деятельности. Как правило, человека перестает волновать любая деятельность, не вызывая никакого эмоционального отклика – ни отрицательного, ни положительного.

- симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» выявлен у 13,3% респондентов. Данный симптом проявляется на как на физическом, так и психическом уровнях самочувствия. Как правило, он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.

По данным опросников «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта (в адаптации И. И. Грачевой) и «Опросник перфекционизма» Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогоровой, Т. Ю. Юдеевой можно сделать вывод о том, что:

- у 50% респондентов выявлен перфекционизм, ориентированный на себя. Это объясняется тем, что человек предъявляет к себе завышенные и нереалистичные требования, при этом он занимается усиленным исследованием себя, то есть так называемым самокопанием. При этом человек становится более критичным по отношению к себе. Поэтому он в полной мере не способен принять собственные изъяны, неудачи и недостатки.

-  30% респондентов продемонстрировали перфекционизм, который в большей степени ориентирован на других, то есть объектно-ориентированный перфекционизм, который подразумевает предъявление чрезмерно завышенных требований к окружающим.

- у 20% респондентов был выявлен социально-предписанный перфекционизм. То есть обобщенное убеждение или ощущение того, что общество предъявляет чересчур завышенные требования к человеку, которые трудны для него самого. Но при этом человек, как субъект, должен их выполнять и соответствовать им, чтобы получить место в обществе, а также его принятие и одобрение.

Согласно проведенному опросу, у большинства педагогов дошкольного учреждения отношение к перфекционизму нейтральное, а у около 70% участников исследования выявлен синдром «эмоционального выгорания», низкая мотивация к работе или полное ее отсутствие, а также низкий уровень перфекционизма.

Также стоит отметить тенденцию к снижению проявления перфекционизма у педагогов, чей профессиональный стаж работы превышает 10 лет, что обусловлено проявлением синдрома «эмоционального выгорания».

Стоит отметить, что педагоги осознают, что любая деятельность человека связана с творческим преобразованием объекта деятельности и специфика педагогической деятельности заключается в том, что объектом ее труда и преобразования является человек, который находится в процессе становления и развития, а педагог должен уметь направлять деятельность его учеников, а также организовывать ее, регулировать и направлять.

Список литературы

  1. Грачева И. И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности: автореф. дис. . канд. психол. наук. М. : 2006. 26 с.
  2. Юдеева Т. Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис.канд. психол. наук. Москва, 2007. 25 с.
  3. Ясная В. А. Перфекционизм: История изучения и современное состояние проблемы // С.Н. Ениколопов / Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 157-169.
  4. Агапова М. В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализации личности : автореф. дис. . канд. пси-хол. наук. Ярославль, 2004. 22 с.
  5. Басанова Е.Е., Колиниченко И.А. Системное исследование перфекционизма в студенческом возрасте //Психология обучения. 2020. № 3. С. 32-41.
  6. Барабанова М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» // Вестник МГУ. 1995. № 1. С. 54-58.
  7. Баранов A. A. Психологическая стрессоустойчивость педагога: теоретические и прикладные аспекты: автореф. дис.док. пед. наук. СПб., 2002. 47 с.
  8. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Е.С. Старченкова. СПб. : Питер, 2005. 336 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary