Формирование и развитие навыков решения текстовых задач в начальной школе

Формирование и развитие навыков решения текстовых задач в начальной школе

В статье рассматривается развитие навыков решения текстовых задач. Приведены примеры задач, подробно раскрыт каждый из приемов решения.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 7 (52), февраль ‘22

Дата публицакии 14.02.2022

Поделиться

Текстовая задача – это специальный текст, в котором описывается ситуация, охарактеризованная численными компонентами.

Она состоит из двух частей, то есть из условия и вопроса. В условии говорится о том, что известно, что использовано, как все это взаимосвязано. В вопросе мы узнаем, что необходимо найти.

  Виды математических задач:

-на построение;

-доказательство;

-преобразование;

         -комбинирование:

-моделирование.

 

   Способы решения задач:

-практический (обозначение предметами или рисунками данных);

-алгебраический (решение уравнением);

-графический (по чертежу);

-арифметический (действиями).

 

   Анализ задачи может сопровождаться:

-краткой записью, таблицей;

-графическим рисунком – схемой, чертежом;

-комбинированный способ – схема и числовые равенства.

 

Решение текстовых задач зависит не только от содержания задачи, но и от умений решающего. В ней выделяется несколько этапов.

Первый этап в решении задач – ознакомление с ее содержанием. Ученик должен прочитать задачу, представить жизненную ситуацию.

Второй этап – поиск решения задачи. Необходимо выделить величины, которые входят в задачу и данные, а также установить связи между данными и искомым, затем выбрать соответствующие арифметические действия.

Третий этап включает в себя выполнения решения задачи.

И последний этап – проверка задачи. Педагог должен установить, правильно оно или ошибочно.

По формированию умения решать и анализировать задачи существуют различные приемы.

1. Сравнение. Этот прием используется при решении обратных задач. Задача завершается определенными выводами. Такие задачи формируют осознанный подход к анализу.

 2. Задачи с недостающими данными. Например: «У Коли было 8 машинок, а у Саши меньше. Сколько всего машинок у мальчиков?»

Ученики сами вводят данные, но учитывая, что у Саши меньше машинок, то есть x < 8.

3. Выбор вопросов. Нужно прочитать условие и выбрать вопрос, на который возможно ответить. Например: «Длина ткани 16 м, отрезали сначала 3 м, затем еще 6 м. 1) Сколько всего метров ткани отрезали? 2)Сколько метров ткани осталось? 3) На сколько метров ткань стала короче?

4. Выбор условия к вопросу.

Вопрос: «Сколько всего детей ходят на плавание?»

  • На плавание ходят 30 детей, из них 6 девочек
  • Ходят 6 девочек и 16 мальчиков
  • Девочек было на 15 меньше, чем мальчиков.

5. Обсуждение способов решения задач.

Такой метод способствует развитию мышления ребенка, затрагивает эмоциональную сферу. Класс можно поделить на группы, например, по рядам, и дать им объяснить каждый из готовых способов.

Например: «На елке было 18 игрушек. 5 из них красного цвета, 7 синего цвета, остальные зеленого. Сколько игрушек зеленого цвета на елке?»

1 способ.

1) 5+7=12 (и) – синих и красных всего

2) 18-12=6

Ответ: зеленых игрушек 6.

2 способ.

1) 18-5-7=6.

Ответ: 6 игрушек.

 Научить детей решать задачи означает, что нужно научить их устанавливать связи между данными и искомым, выполнить арифметические действия. Главная цель задач – научить детей осознанно устанавливать те или иные связи между данными и искомым в различных ситуациях, постепенно усложняя их.

Список литературы

  1. Зайцева, С. А. Методика обучения математике в начальной школе / С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева. - М.: Владос, 2008. - 192 c.
  2. Моро М. И. Математика: Учеб. для 2 кл. / М. И. Моро, Н. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова.- М.: АСТ, 2008. - 144с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary