Текстовая задача – это специальный текст, в котором описывается ситуация, охарактеризованная численными компонентами.
Она состоит из двух частей, то есть из условия и вопроса. В условии говорится о том, что известно, что использовано, как все это взаимосвязано. В вопросе мы узнаем, что необходимо найти.
Виды математических задач:
-на построение;
-доказательство;
-преобразование;
-комбинирование:
-моделирование.
Способы решения задач:
-практический (обозначение предметами или рисунками данных);
-алгебраический (решение уравнением);
-графический (по чертежу);
-арифметический (действиями).
Анализ задачи может сопровождаться:
-краткой записью, таблицей;
-графическим рисунком – схемой, чертежом;
-комбинированный способ – схема и числовые равенства.
Решение текстовых задач зависит не только от содержания задачи, но и от умений решающего. В ней выделяется несколько этапов.
Первый этап в решении задач – ознакомление с ее содержанием. Ученик должен прочитать задачу, представить жизненную ситуацию.
Второй этап – поиск решения задачи. Необходимо выделить величины, которые входят в задачу и данные, а также установить связи между данными и искомым, затем выбрать соответствующие арифметические действия.
Третий этап включает в себя выполнения решения задачи.
И последний этап – проверка задачи. Педагог должен установить, правильно оно или ошибочно.
По формированию умения решать и анализировать задачи существуют различные приемы.
1. Сравнение. Этот прием используется при решении обратных задач. Задача завершается определенными выводами. Такие задачи формируют осознанный подход к анализу.
2. Задачи с недостающими данными. Например: «У Коли было 8 машинок, а у Саши меньше. Сколько всего машинок у мальчиков?»
Ученики сами вводят данные, но учитывая, что у Саши меньше машинок, то есть x < 8.
3. Выбор вопросов. Нужно прочитать условие и выбрать вопрос, на который возможно ответить. Например: «Длина ткани 16 м, отрезали сначала 3 м, затем еще 6 м. 1) Сколько всего метров ткани отрезали? 2)Сколько метров ткани осталось? 3) На сколько метров ткань стала короче?
4. Выбор условия к вопросу.
Вопрос: «Сколько всего детей ходят на плавание?»
- На плавание ходят 30 детей, из них 6 девочек
- Ходят 6 девочек и 16 мальчиков
- Девочек было на 15 меньше, чем мальчиков.
5. Обсуждение способов решения задач.
Такой метод способствует развитию мышления ребенка, затрагивает эмоциональную сферу. Класс можно поделить на группы, например, по рядам, и дать им объяснить каждый из готовых способов.
Например: «На елке было 18 игрушек. 5 из них красного цвета, 7 синего цвета, остальные зеленого. Сколько игрушек зеленого цвета на елке?»
1 способ.
1) 5+7=12 (и) – синих и красных всего
2) 18-12=6
Ответ: зеленых игрушек 6.
2 способ.
1) 18-5-7=6.
Ответ: 6 игрушек.
Научить детей решать задачи означает, что нужно научить их устанавливать связи между данными и искомым, выполнить арифметические действия. Главная цель задач – научить детей осознанно устанавливать те или иные связи между данными и искомым в различных ситуациях, постепенно усложняя их.
Список литературы
- Зайцева, С. А. Методика обучения математике в начальной школе / С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева. - М.: Владос, 2008. - 192 c.
- Моро М. И. Математика: Учеб. для 2 кл. / М. И. Моро, Н. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова.- М.: АСТ, 2008. - 144с.