РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ VUCA-МАРКЕТИНГА

РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ VUCA-МАРКЕТИНГА

Авторы публикации

Рубрика

Маркетинг, реклама и PR

Просмотры

11

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 6 (51), февраль ‘22

Дата публикации 07.02.2022

Поделиться

В статье рассматривается инновационная концепция VUCA-маркетинга как основа построения адаптивной маркетинговой стратегии. Представлена модель VUCA-маркетинга. Предложены инструменты для разработки маркетинговой стратегии в VUCA-среде.

Концепция мира VUCA – это современный взгляд на окружающую среду, который позволяет расширить представление об управлении организациями, процессами и проектами и сделать его более адаптивным. В мире VUCA отсутствует стабильность; в связи с этим процесс управления организациями необходимо постоянно адаптировать в зависимости от влияющих факторов.

Авторское определение VUCA-маркетинга: VUCA-маркетинг – это концепция маркетинга, при которой компания осознаёт и учитывает изменчивость, неопределённость, сложность и неоднозначность информационной среды при управлении взаимоотношениями с рынком.

Данная концепция актуальна в период изменений: для управления компанией на турбулентном рынке, а также в период значимой трансформации бизнес-процессов компании.

Р. М. Ямилов предлагает определение стратегии в VUCA-среде, но в данном случае она представлена как ответ на внешнюю среду [6]. Кроме того, по мнению Р. М. Ямилова, решающее значение для VUCA-среды имеет технологический уровень внешней среды либо скорость изменения технологического уровня. Однако стоит сказать, что помимо технологических факторов следует рассматривать и прочие факторы внешней среды. Наиболее подходящим инструментом можно считать PESTEL-анализ, который включает в себя исследование политических, экономических, социо-культурных, технологических, этических и правовых факторов. Важной сферой также является экологическая среда в случае, если компания является производственной либо оказывает влияние на экологическую среду.

Таблица 1.

Факторы лидерства в VUCA-среде

А. Крик

Умение управлять страхом неудачи;

Умение ставить гибкие цели;

Умение делиться ценностями;

Умение справляться со стрессом;

Умение быть профессионалом;

Умение восстанавливать силы;

Умение развивать сотрудников;

Умение поддерживать отношения;

Умение обеспечивать безопасность;

Умение коммуницировать;

Умение поддерживать устойчивость;

Умение предсказывать события[1]

Б. Йоханнсон

Инстинкт создателя

Ясность

Переворот дилеммы

Способность к иммерсивному обучению

Биоэмпатия

Конструктивная деполяризация

Тихая прозрачность

Быстрое прототипирование

Организация «умной толпы»

Создание сообществ [2]

И. В. Зотова

Адаптивность и гибкость;

Техническая подкованность;

Креативность и инновации;

Грамотность в работе с данными;

Критическое мышление;

Цифровые навыки;

Навыки кодирования цифровых данных;

Лидерство;

Эмоциональный интеллект;

Непрерывное обучение[4]

Р. Стернберг

Аналитический интеллект

Умение решать проблемы научно

«Уличный ум»

Чувство сообщества

Навыки визуализации

Инновационное решение проблем[3]

Исследователи активности в VUCA-среде уделяют большое внимание лидерству и перечисляют различные аспекты лидерства, которые могут иметь значения для достижения успеха организации. VUCA-маркетинг предполагает как развитие лидерского потенциала и компетенций сотрудников, так и создание «лидерских» стратегий – формирование управленческого аппарата с VUCA-компетенциями и разработки стратегии, в которой используются «навыки будущего». Важно отметить, что развитие компании в VUCA-среде – это отражение мировосприятия управленческого состава, т. к. вне зависимости от окружающей среды компания может применять как SPOD-стратегию, так и VUCA-стратегию. Существует также проблема развития компании в рамках VUCA-стратегии, т. к. отсутствие конкретных целей и абсолютных показателей влияет на управляемость компании и её статус во внешней среде.

Построение маркетинговой стратегии состоит из таких этапов, как целеполагание, аналитика, стратегия, тактика и оценка результатов. Различие между стратегиями SPOD-маркетинга и VUCA-маркетинга можно обозначить как трансформация от абсолютных величин в систему динамических отношений.

Таблица 2

Сравнение VUCA-маркетинга и SPOD-маркетинга

 

SPOD-маркетинг

VUCA-маркетинг

Целеполагание

Конкретная цель

Гибкая цель

Аналитика

Аналитический отчёт

Система отслеживания показателей

Стратегия

Цельная

Комбинаторная

Тактика

Медиапланирование

Экспериментирование

Оценка результатов

Абсолютная

Сравнительная

Выводы исследования:

1) VUCA-маркетинг – это инновационная концепция по разработке маркетинговой стратегии в нестабильной среде;

2) Основным отличием VUCA-маркетинга является адаптивность;

3) Ключевым фактором развития в VUCA-среде является компетентность и психологическая подготовленность управляющего персонала, а также лидеров изменений.

Список литературы

  1. Adam Kreek The Responsibility Ethic: 12 Strategies Exceptional People Use to Do the Work and Make Success Happen - Smashwords Edition – 2019, 272 p.
  2. Bob Johansen Leaders Make the Future: Ten New Leadership Skills for an Uncertain World - Berrett-Koehler Publishers – 2012, 272 р.
  3. Robert J. Sternberg Adaptive Intelligence - Cambridge University Press -2021, 282 p.
  4. Зотова И. В. Адаптивное лидерство в ситуациях неопределённости Личность: ресурсы и потенциал. 2020. № 4 (8). С. 67-75. URL: https://science.potentiales.ru/content/issues/2020.12/issue2020.12_art28053029.pdf (дата обращения: 06.02.2022)
  5. Тимощук Алексей Станиславович МЕТОДОЛОГИЯ СЛОЖНОСТИ // Образовательные ресурсы и технологии. 2021. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-slozhnosti (дата обращения: 06.02.2022).
  6. Ямилов Рамиль Могатович Комбинаторный маркетинг как основа эффективных стратегий экономического субъекта // Практический маркетинг. 2016. №1 (227). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kombinatornyy-marketing-kak-osnova-effektivnyh-strategiy-ekonomicheskogo-subekta (дата обращения: 07.02.2022).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее