РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ VUCA-МАРКЕТИНГА
В статье рассматривается инновационная концепция VUCA-маркетинга как основа построения адаптивной маркетинговой стратегии. Представлена модель VUCA-маркетинга. Предложены инструменты для разработки маркетинговой стратегии в VUCA-среде.
Авторы публикации
Рубрика
Маркетинг, реклама и PR
Журнал
Журнал «Научный лидер» выпуск # 6 (51), февраль ‘22
Дата публикации 07.02.2022
Поделиться

Концепция мира VUCA – это современный взгляд на окружающую среду, который позволяет расширить представление об управлении организациями, процессами и проектами и сделать его более адаптивным. В мире VUCA отсутствует стабильность; в связи с этим процесс управления организациями необходимо постоянно адаптировать в зависимости от влияющих факторов.
Авторское определение VUCA-маркетинга: VUCA-маркетинг – это концепция маркетинга, при которой компания осознаёт и учитывает изменчивость, неопределённость, сложность и неоднозначность информационной среды при управлении взаимоотношениями с рынком.
Данная концепция актуальна в период изменений: для управления компанией на турбулентном рынке, а также в период значимой трансформации бизнес-процессов компании.
Р. М. Ямилов предлагает определение стратегии в VUCA-среде, но в данном случае она представлена как ответ на внешнюю среду [6]. Кроме того, по мнению Р. М. Ямилова, решающее значение для VUCA-среды имеет технологический уровень внешней среды либо скорость изменения технологического уровня. Однако стоит сказать, что помимо технологических факторов следует рассматривать и прочие факторы внешней среды. Наиболее подходящим инструментом можно считать PESTEL-анализ, который включает в себя исследование политических, экономических, социо-культурных, технологических, этических и правовых факторов. Важной сферой также является экологическая среда в случае, если компания является производственной либо оказывает влияние на экологическую среду.
Таблица 1.
Факторы лидерства в VUCA-среде
А. Крик |
Умение управлять страхом неудачи; Умение ставить гибкие цели; Умение делиться ценностями; Умение справляться со стрессом; Умение быть профессионалом; Умение восстанавливать силы; Умение развивать сотрудников; Умение поддерживать отношения; Умение обеспечивать безопасность; Умение коммуницировать; Умение поддерживать устойчивость; Умение предсказывать события[1] |
Б. Йоханнсон |
Инстинкт создателя Ясность Переворот дилеммы Способность к иммерсивному обучению Биоэмпатия Конструктивная деполяризация Тихая прозрачность Быстрое прототипирование Организация «умной толпы» Создание сообществ [2] |
И. В. Зотова |
Адаптивность и гибкость; Техническая подкованность; Креативность и инновации; Грамотность в работе с данными; Критическое мышление; Цифровые навыки; Навыки кодирования цифровых данных; Лидерство; Эмоциональный интеллект; Непрерывное обучение[4] |
Р. Стернберг |
Аналитический интеллект Умение решать проблемы научно «Уличный ум» Чувство сообщества Навыки визуализации Инновационное решение проблем[3] |
Исследователи активности в VUCA-среде уделяют большое внимание лидерству и перечисляют различные аспекты лидерства, которые могут иметь значения для достижения успеха организации. VUCA-маркетинг предполагает как развитие лидерского потенциала и компетенций сотрудников, так и создание «лидерских» стратегий – формирование управленческого аппарата с VUCA-компетенциями и разработки стратегии, в которой используются «навыки будущего». Важно отметить, что развитие компании в VUCA-среде – это отражение мировосприятия управленческого состава, т. к. вне зависимости от окружающей среды компания может применять как SPOD-стратегию, так и VUCA-стратегию. Существует также проблема развития компании в рамках VUCA-стратегии, т. к. отсутствие конкретных целей и абсолютных показателей влияет на управляемость компании и её статус во внешней среде.
Построение маркетинговой стратегии состоит из таких этапов, как целеполагание, аналитика, стратегия, тактика и оценка результатов. Различие между стратегиями SPOD-маркетинга и VUCA-маркетинга можно обозначить как трансформация от абсолютных величин в систему динамических отношений.
Таблица 2
Сравнение VUCA-маркетинга и SPOD-маркетинга
|
SPOD-маркетинг |
VUCA-маркетинг |
Целеполагание |
Конкретная цель |
Гибкая цель |
Аналитика |
Аналитический отчёт |
Система отслеживания показателей |
Стратегия |
Цельная |
Комбинаторная |
Тактика |
Медиапланирование |
Экспериментирование |
Оценка результатов |
Абсолютная |
Сравнительная |
Выводы исследования:
1) VUCA-маркетинг – это инновационная концепция по разработке маркетинговой стратегии в нестабильной среде;
2) Основным отличием VUCA-маркетинга является адаптивность;
3) Ключевым фактором развития в VUCA-среде является компетентность и психологическая подготовленность управляющего персонала, а также лидеров изменений.
Список литературы
- Adam Kreek The Responsibility Ethic: 12 Strategies Exceptional People Use to Do the Work and Make Success Happen - Smashwords Edition – 2019, 272 p.
- Bob Johansen Leaders Make the Future: Ten New Leadership Skills for an Uncertain World - Berrett-Koehler Publishers – 2012, 272 р.
- Robert J. Sternberg Adaptive Intelligence - Cambridge University Press -2021, 282 p.
- Зотова И. В. Адаптивное лидерство в ситуациях неопределённости Личность: ресурсы и потенциал. 2020. № 4 (8). С. 67-75. URL: https://science.potentiales.ru/content/issues/2020.12/issue2020.12_art28053029.pdf (дата обращения: 06.02.2022)
- Тимощук Алексей Станиславович МЕТОДОЛОГИЯ СЛОЖНОСТИ // Образовательные ресурсы и технологии. 2021. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-slozhnosti (дата обращения: 06.02.2022).
- Ямилов Рамиль Могатович Комбинаторный маркетинг как основа эффективных стратегий экономического субъекта // Практический маркетинг. 2016. №1 (227). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kombinatornyy-marketing-kak-osnova-effektivnyh-strategiy-ekonomicheskogo-subekta (дата обращения: 07.02.2022).
Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.