Эмоциональная лексика в дошкольном возрасте является важным средством выражения отношения к происходящему, способом выражения личных чувств ребенка, эмоциональных переживаний. Владение эмоциональной лексикой служит средством коммуникации между дошкольниками[2].
Особую актуальность проблема развития эмоциональной лексики приобретает тогда, когда речь идет о детях с речевым недоразвитием (в частности с ОНР). Это обусловлено тем, что дети с общим недоразвитием речи (ОНР) используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания[1]. Эмоциональная лексика используется данной группой детей фрагментарно и лишь в устойчивых стереотипных сочетаниях. При определении и назывании эмоциональных состояний дети испытывают значительные трудности. В связи с чем, изучение особенностей эмотивной лексики дошкольников с речевой патологией особенно актуально.
В задачи нашего исследования входило:
1.Раскрыть понятие эмоционально окрашенной лексики и ее развитие в онтогенезе.
2.Охарактеризовать особенности эмоционально окрашенной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
3.Рассмотреть методы, направленные на формирование эмоционально окрашенной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
4.Провести исследование исходного уровня развития эмоционально окрашенной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
5.Спланировать систему логопедической работы по развитию эмоционально окрашенной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
6.Проанализировать эффективность работы по развитию эмоционально окрашенной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
С целью экспериментального изучения особенностей эмоционально окрашенной лексики детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня использовалась методика “Эмоциональная идентификация” Е.И. Изотовой.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения “Детский сад №3 комбинированного вида”. В эксперименте принимали участие 25 детей.
При обработке результатов обследования использовались следующие критерии:
Высокий уровень эмоциональной идентификации. Ребенок правильно воспринимает и понимает эмоциональные состояния, самостоятельно определяет и воспроизводит выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, зависть).
Средний уровень эмоциональной идентификации. Ребенок не всегда правильно воспринимает и понимает эмоциональные состояния, с помощью взрослого определяет и воспроизводит выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, зависть).
Низкий уровень эмоциональной идентификации. Ребенок неправильно воспринимает и понимает эмоциональные состояния, даже при помощи взрослого на может определить и воспроизвести выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, зависть).
Таким образом, результаты педагогического эксперимента позволили нам сделать следующие выводы:
У детей дошкольного возраста с ОНР возникают трудности в освоении эмоциональной лексики, а именно:
- замена точных слов-определений прилагательными, имеющими очень широкое значение: злая – «нехорошая», «плохая» и т.п.;
- замена названий одних признаков предметов другими, ситуативно связанными с ними: веселая – «улыбочная» м т.п.;
- замена названий признаков словосочетанием или предложением: испуганный – «он боится»;
- наблюдаются многочисленные ошибки в установлении синонимических и антонимических отношений;
- дошкольники с ОНР не могут обозначить словом свои эмоциональные состояния, внутренние переживания, у них возникают трудности при оценке событий, чувственных переживаний других людей, а также героев сказок, рассказов, стихов.
Литература
1. Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2013. – 448c.
2. Балобанова В.П., Юртайкин В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях образовательного учреждения. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — СПб.: Питер, 2009. — 398 с.
4. Большева, Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011.- 64 с
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. – М.: Издательство «Лабиринт», 2014. – 368 с