ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

8

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 6 (51), февраль ‘22

Дата публикации 03.02.2022

Поделиться

В работе рассмотрены предпосылки трансформации экономической политики России в условиях нарастания темпов цифровизации и внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Выявлен ряд методологических проблем и сделан вывод о необходимости поиска оптимальной модели «цифрового государства», которая бы объединила динамичность цифровой трансформации, гуманизацию и социальную направленность экономики, усиление сетевого взаимодействия населения, государства и бизнеса.

Цифровизация оказывает значительное влияние на современный этап социально-экономического развития в мире, характерной чертой которого является цифровое представлении информации, способствующее качественному улучшению жизни и повышению эффективности экономики в целом.

В настоящее время цифровизация окружает нас со всех сторон, позволяя систематизировать огромные потоки информации и ускорять процессы управления на предприятиях.

Идеей цифровой трансформации охвачен весь мир. Сегодня она является одной из самых популярных тем  для обсуждений на всех уровнях менеджмента. Однако само понятие «цифровизация» в действительности далеко не новое, ведь дискуссия о нём идет уже несколько десятилетий. Несмотря на это в научной сфере и бизнес-общественности до настоящего времени не сформировалось устойчивого понимания сущности и содержания термина «цифровая трансформация».

Целью статьи является обоснование методологического подхода к оценке процесса трансформации в условиях глубокого проникновения цифровых технологий в реальный сектор.

Задачи:

1) рассмотреть понятие «цифровизация экономики»;

2) проанализировать сущность цифровой экономики;

Научная новизна заключается в исследовании современного состояния цифровых технологий на экономической арене в России, а также прогнозировании постепенного изменения экономического роста за счет цифровизации.

Содержание термина «цифровая трансформация» эволюционировало вместе с изменением и развитием технологий.

На протяжении долгого времени этот термин понимался как оцифровка или хранение традиционных форм данных в цифровом формате. Сегодня это понятие трактуется гораздо шире. Когда организации осознали все преимущества и возможности использования оцифрованных данных, разработка наиболее оптимальных процессов для этих целей стала стремительно развиваться. С этого момента способность быстро их реализовать напрямую определяет конкурентоспособность любого предприятия. Большинство руководителей согласны с тем, что цифровая трансформация необходима для того, чтобы идти в ногу со временем и меняющимися ожиданиями потребителей. Однако многие не совсем понимают, с чего начать цифровую трансформацию и что именно этот процесс подразумевает.

В современных экономических условиях всем субъектам экономики, стремящимся к устойчивому функционированию, крайне важно, а , порой, жизненно необходимо проходить через процесс цифровой трансформации.

Цифровизация экономики определяется как создание на различных уровнях экономики информационно-правовых платформ, которые позволяют решать производственные задачи [3, c. 14].

Несомненно, ключевыми преимуществами цифровой экономики являются: повышение производительности труда под влиянием внедрения подрывных технологий и тотальной модернизации процессов производства и управления; снижение трансакционных издержек в результате роста доступности информации и снижения ее асимметрии; создание новых рабочих мест; улучшение качества жизни населения за счет дополнительных сетевых возможностей доступа к потреблению благ; снижение уровня бюрократии и повышение прозрачности административного ресурса.

Цифровые технологии в корне меняют повседневную жизнь людей, упрощая ее, трансформируют производственные отношения и производительные силы, совершенствуют административно-территориальное устройство страны и инфраструктуру экономики. В процессе цифровой трансформации возникают новые требования к средствам связи и коммуникациям, вычислительным мощностям, информационным системам и сервисам. Информация становится важнейшим фактором производства, постепенно вытесняя и меняя характер использования традиционных факторов производства (труд, земля, капитал).

Согласно мнению многих исследователей развитие цифровых технологий происходит в геометрической прогрессии. Новый виток научно-технической революции, во главе которой стоят цифровые технологии, позволил повсеместно внедрять новые методы управления производством на основе цифровой сети. Это неизбежно ведет к преобразованию методов производства на цифровой лад. В эру стремительной глобальной цифровизации экономик стремительно растут цифровые ТНК, которые в производственной деятельности базируются на цифровой инфраструктуре [5, c. 46].

Цифровые технологии практически полностью изменили экономическую сферу. Это касается и перемещения товаров на рынок, и повышения качества предоставляемых услуг, и проведения операций финансового анализа, и организации торговли, и распространения криптовалют, и смещения акцентов с материальных ресурсов на информационные.

Благодаря процессу цифровизации экономика России выходит на качественно новый уровень. Стремительное развитие сети Интернет усилило влияние сетевой платформы на все сферы человеческой жизни, в том числе и на экономику. Правительством РФ сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7. В состав программы вошли следующие федеральные проекты:

  • «Нормативное регулирование цифровой среды»;
  • «Информационная инфраструктура»;
  • «Информационная безопасность»;
  •  «Кадры для цифровой экономики»;
  •  «Цифровые технологии»;
  • «Цифровое государственное управление» [1].

В России на данный момент развивается электронная экономика, основой которой являются цифровые технологии. Цифровизация уже оказала существенное влияние на трансформацию российской экономики. Например, произошло серьезное изменение подхода к  организации рабочих мест руководителей предприятий и сотрудников.

Приведем статистические данные на основе исследования РАЭК 2018 года «Экосистема цифровой экономики России 2018».

1) объемы в сферы маркетинга и рекламы составили 262,9 млрд руб.

2) финансов и торговли: 1953,4 млрд руб.

3) инфраструктуры и связи: 1006,2 млрд руб.

4) медиа и развлечений: 75 млрд руб.

Говоря про будущее цифровой экономики в России, стоит отметить, что согласно проведенному исследованию РАЭК рост интернет-рынков России составляет 11% в год, а к 2021 году общий вклад цифровой экономики может составить 4,7% ВВП. В настоящее время в России доступ в интернет стал доступен для 85 % жителей страны, что, разумеется, хоть и внушает некий оптимизм, однако все равно не соотвествует опримальным требованиям информационного общества. В этом отношении Россия  отстает от западных стран с развитой экономикой и  НИС [9, c. 10].

Для обеспечения успеха цифровой трансформации необходимо последовательно принимать меры по нескольким направлениям. Эти меры необходимы на всех уровнях и во всех отраслях экономики. В первую очередь, директивным органам в России и в мире следует обеспечивать уровень законадательства, необходимый для адаптации в условиях быстро глобализирующегося мира. Стоит принять к сведению все требования современной информационной экономики,  расширять права и возможности экосистемы. Крайне важно в этой связи отметить необходимость законодательной гибкости в отношении сети Интернет, поскольку по сей день существует ряд законадательных ограничений в области Интернета, которые тормозят цифровизацию российской экономики. Любое ограничение в данной области может нанести существенный урон не только развитию информационной экономики, но и свести на нет все предыдущие успехи в этой сфере.

Не стоит забывать про эффективное управление проектами и провести оценку приоритетов портфелей проектов. Важно четко разграничить их по степени реализации относительно времени на:

1) тактические, где возможны «быстрые победы»,

2) стратегические, где инвестиции окупятся и принесут прибыль через довольно длительное время [6, c. 56].

При этом крайне важно грамотно оценивать реальную возможность реализации проекта с целью элементарной экономии и рациональных затрат из бюджета. Не стоит тратиться на непосильные по тем или иным причинам проекты впустую. Контроль за финансирование проектов из бюджетных средств должен быть предельно жестким.

Для ускорения темпов трансформации следует внедрить новые механизмы управления, которые будут способствовать вовлечению всех заинтересованных сторон в процесс принятия решений и управления.

Возможная польза от создания конкурентноспособной цифровой экономики весьма высока, и для ускорения темпов цифровизации необходимо, чтобы лидеры на всех уровнях политического устройства сосредоточились на принятии строго целенаправленной политики и её реализации.

Правительство должно продолжать укреплять цифровые основы, инвестируя в интеллектуальную и безопасную инфраструктуру, которая может поддерживать быстрый рост цифрового развития. Важно отметить необходимость укрепления экосистемы цифровой трансформации как по горизонтали – во всех секторах и уровнях экономики, так и по вертикали – на всех уровнях государственного управления. Слабое взаимодействие государства, бизнеса и научно-образовательного сообщества, несомненно, негативно скажется на темпах развития цифровой трансформации, реализации ключевых государственных программ, внедрении новых технологий и бизнес-моделей. Сильная, эффективная и действенная экосистема служит основой для технологических прорывов.

Необходимо развивать цифровую грамотность, поскольку в российской системе образования существует множество проблем, препятствующих оптимальному выполнению требований цифровой трансформации во всех сферах экономики;разрабатывать и внедрять новые методы повышения уровня интернет-грамотности в системе образования, начиная с детского сада и заканчивая высшим образованием. Так же важны инвестиции в образование для быстрого развития навыков цифровой экономики по всей стране и постоянного совершенствования человеческого капитала, которое может быть достигнуто за счет использования образовательных моделей, ориентированных на непрерывное обучение [2, c. 143].

Проблема «утечки умов» наносит нашей стране колоссальные экономические и социо-культурные потери уже на протяжении столетия. Нужно привлекать и всячески мотивировать талантливых людей, способствовать возвращению уже уехавших за рубеж специалистов высокого уровня. Для решения этой задачи необходимо создавать здесь, в России, все необходимые условия. Государство обязано обеспечить им достойный уровень жизни и творческую свободу, необходимую для работы. Хорошие условия автоматически решат еще одну задачу – их удержание в стране. Только такими методами можно решить эту проблему, близкую к катастрофе.

Крайне важна и культурная трансформация. Поскольку цифровая трансформация способствует преодолению всех возможных барьеров как между организациями, так и между людьми, она бросает вызов традиционным централизованным иерархическим структурам управления и требует новой культуры внедрения инноваций. Для этой культуры ключевыми элементами являются открытые коммуникации, упрощающие обмен знаниями. Конкретные инициативы, направленные на продвижение культуры открытых инноваций, должны стать одним из приоритетных направлений для российской внутренней политики.

Необходимо ускорить темпы цифровой трансформации традиционной промышленности, поощрять предпринимательство, как одно из главных условий рыночной системы, инновациии, как необходимый элемент интенсивного экономического роста. Тогда будет решена одна из главнейших задач, стоящих перед российской экономикой последние десятилетия, а именно – переход от экстенсивного экономического роста, возможности которого себя исчерпали, к интенсивному. Успешность внедрения инноваций требуют тесного взаимодействия между правительством, частным сектором и научным сообществом [8, c. 420].

Государство должно содействовать развитию центров НИОКР мирового класса в России, а также осуществлять политику поощрения коммерциализации результатов НИОКР. Для частного сектора следует создать наилучшие условия для предпринимательской деятельности. Предприниматели, по определению заинтересованные в получении прибыли, увидят перспективы информатизации и обязательно станут внедрять новые технологии в производство. Не задумаваясь о пользе общества, так или иначе они ее принесут, а также поспособствуют ускорению информатизации российской экономики. Предоставление большей свободы для бизнеса – одно из важнейших условий для процветания российской экономики и переходу ее на более качественный уровень. Необходимо и далее способствовать усилению регулирования в сфере защиты прав интеллектуальной собственности и патентному регулированию.

Рациональная политика в области цифровизации будет способствовать устранению неравенства в развитии регионов и муниципалитетов в России, предоставляя дотационным регионам возможности эффективного внедрения программы «Цифровая экономика Рסссийской Федерации» на местах.  Особое внимание необходимо уделить развитию цифровой инфраструктуры в удалённых и сельских районах, а также информировать население о преимуществах цифровых услуг [4, c. 250].

В итоге, цифровая трансформация российской экономики ставит перед отраслями и государством новые цели и задачи, с которыми они прежде не сталкивались. По мере внедрения цифровых систем автоматизации и роботизации и, как следствие этого, повышения производительности труда, произойдет замещение физического обслуживания цифровым. В результате, ряд специальностей и профессий может оказаться под угрозой исчезновения. В первую очередь, это коснется рабочих специальностей средней квалификации, поскольку проще автоматизировать и перевести в новый формат те виды работ, которые требуют выполнения предсказуемых повторяющихся физических операций и работ, связанных со сбором, анализом информации. В данной связи трансформация российской экономики будет ставить перед рынком труда новые задачи и необходимость адаптации персонала к новым условиям.

Таким образом, цифровая трансформация должна выступать как национальный приоритет. Она позволит российской экономике стать более конкурентосбособной и начать технологический прорыв. Результатом могут стать колоссальные политические, экономические и социальные дивиденды.

Потенциал цифровых технологий в России сегодня крайне недооценен. Экономические процессы, текущие в современнסм мире, требуют все больших изменений в экономике на цифровой лад. Не смотря на то, что цифровизация экономики в России развивается достаточно хорошими темпами, тем не менее сохраняется довольно серьезное отставание от лидеров в данной области, таких как страны  Евросоюза, США, НИС. Причиной тому может служить недостаточное финансирование цифровизации экономики со стророны государства, не смотря на все ее очевидные преимущества. Цифровизация экономики неизбежно меняет все общество, причем не только в сфере экономики: изменяется конкуренция на рынке, появляются новые подходы к бизнес-моделям, оказывается огромное влияние на социокультурный код, увеличивается политический престиж страны. Экономический рост все серьезнее зависит от цифровизации, именно поэтому ее активное внедрение поспособствует фундаментальной перестройке экономики России.

Помимо решения основных задач цифровизации, особое внимание должно быть уделено вопросам оценки и моделирования эффектов цифровизации в промышленности. Угрозы для рынка труда, вероятность усиления монополизации, цифровое неравенство регионов, усиление многоукладности российской промышленности без решения их системным путем могут стать серьезными барьерами процесса цифровизации промышленности России.

Таким образом, цифровая экономика – это система экономических отношений, опосредованных технологическим прогрессом, глобальной сетью и информационными системами. В ближайшее время конкурентное преимущество будет принадлежать компаниям с высоким уровнем цифровизации. Цифровые инструменты позволят российской экономике стать более конкурентосбособной и начать технологический прорыв.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ סт 9 мая 2017 г. № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российскסй Федерации на 2017-2030 годы”
  2. Асанов Р.К. Формирование концепции «цифровой экономики» в современной науке // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2016. № 15. С. 143-148.
  3. Бийчук А.Н. Цифровая трансформация бизнеса в современной экономике// Экономическая среда. 2017. № 2 (20). С. 14-16
  4. Бондаренко В.М. Мировоззренческий подход к формированию, развитию и реализации «цифровой экономики» // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13. № 1. С. 237-251
  5. Грибанов Ю.И., Шатров А.А. Сущность, содержание и роль цифровой трансформации в развитии экономических систем // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 3-1. – С. 44-48.
  6. Евтянова Д.В. Критерии создания цифровых платформ управления экономикой// Экономические системы. 2017. Т. 10. № 3 (38). С. 54-57.
  7. Егина Н.А. Экономика знаний: глобальный тренд и перспективы России // Финансовая экономика. – 2018. – № 3. – c. 44-47.
  8. Еремейчук К.Ю. Цифровая экономика – будущее Рסссии // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 14. С. 419-422.
  9. Осиповская А.В. Цифровизация и ее влияние на экономику // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). – СПб.: Свое издательство, 2019. – С. 8-11.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее