Образование – социальный индикатор развития общества

Образование – социальный индикатор развития общества

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты влияния факторов среды на систему образования, проанализированы особенности, предложены механизмы совершенствования.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 6 (51), февраль ‘22

Поделиться

Современные реалии таковы, что образование выступает в качестве индикатора социально-экономического развития общества, поскольку позволяет достичь его устойчивости в стратегическом периоде. Как фактор развития человечества и социализации личности, образование является приоритетным направлением. Исходя из этого, что во многих сферах общества происходят коренные преобразования, которые должны базироваться на тенденциях развития рыночных отношений в экономической системе страны. 

Эпистемологические и аксиологические аспекты социальной сферы занимаются поиском ценностей и смысла в изучении культуросообразности, которые рассматриваются как связующие элементы для определения драйверов инновационного развития общества и препятствий для успешности (и в первую очередь, деловой).  Согласно данным, приведенным в структуре национального богатства мирового сообщества, физический капитал занимает примерно одну пятую часть от общего объема. На долю природных факторов в качестве вклада определяется порядка двадцати процентов, доля человеческого капитала же достигает примерно шестидесяти пяти процентов. Таким образом, необходимость и роль знаний в условиях экономического развития  стремительно  возрастает, при этом стоит обратить особое внимание на природные ресурсы и средства производства. Отметим, что данные тренды популярны с периода 1990-2000 годов, однако их значимость на сегодняшний день только возрастает. Безусловно, не представляется возможным переоценить преимущество образованности (в первую очередь, экономической) населения и конкурентоспособность государства в целом в условиях глобализации и международного сотрудничества. При исследовании экономических проблем, влияющих на управление образованием, необходимо помнить, что существует категориальный аппарат, позволяющий наиболее четко выделять предметы и объекты изучения, давать им объективную характеристику и прогнозировать результаты. Исходя из аспектов изучения различных наук и их подходов к определению проблемы, можно утверждать, что философия исследует цели и предназначение, общие задачи образования; социология акцентирует свое внимание на необходимости формирования определенной  социальной среды, влияющей на социализацию человека; педагогика как центральная наука в единой системе, изучает образование как целостный педагогический процесс, координируемый и управляемый обществом и государством посредством определенных социальных институтов [2,c.26]. 

Согласно общественному мнению, можно утверждать, что образование тесно связано с экономикой и согласуется по принципу потребностей, безопасности путей развития общества, являясь особой структурой для логической взаимосвязи поколений. В тоже время образование - особый вид оказываемых услуг, необходимых обществу для благополучия. Исходя из результата получения образования, значительная часть населения, так или иначе, взаимодействует с экономической системой, трансформирует процесс воспитания и образования в результаты повседневной деятельности, где фактором достижения определенного уровня становятся компетенции и их постоянное формирование. 

Подчеркнем, что как и любые другие виды услуг, образование - неосязаемо, неоднозначен его результат, оно не разделяемо по процессу производства и потребления, не сохраняемо и непостоянно в качественном аспекте.  В данном случае отношения обмена строятся на экономическом взаимодействии потребителей и производителей, на возмездности базы обучения, на выборе образовательных программ и целей его получения, на ценовых группах и их приемлимости как для взрослых, так и для детей и на множестве других аспектах, которые следует учитывать. Также отметим, что доверие и социальное взаимодействие граждан играют огромную роль при поддержке траекторий инновационного развития и реализации индивидуального образовательного маршрута. Вопреки сложностям измерения, социальный капитал как некая детерминанта существования общественной системы, оказывает особое влияние на вышеуказанные факты [1, с.78]. 

В свою очередь, общественное мнение и нравственное представление о жизни, также активно влияют на эффективность коммуникаций в процессе образования, на формирование культуры общения, общность целей и в целом на накопление опыта, что способствует сплочению субъектов взаимоотношений. 

Важным аспектом является тот момент, что информация как ресурс способствует расширению возможностей человека, особенно в процессе профессиональной адаптации выпускника, получившего образование. Она влияет на ценностные устои по карьерному росту и его ассоциации с корпоративной культурой выбранной организации. 

Таким образом, следует сделать вывод, что необходимо формировать определенные представления об ответственности, которые позволяют парадигме социально-экономического обоснования необходимости образования в условиях инновационного развития общества успешно воплощаться в реальность лишь при разумном и эффективном, регулярно совершенствуемом и корректируемом поведении членов современного общества. 

Список литературы

  1. Баянова Л.Н., Лутфуллин Ю.Р., Рахматуллин Ю.Я. Оценка инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан // Журнал «Наука и бизнес: пути развития» №4(106)-2020. - С. 78-84
  2. Лутфуллин Ю.Р., Баянова Л.Н. Метод исследования как важный аспект культуры мышления научного сообщества // Теория и практика мировой науки - №1 - 2020 г. - С. 22-26.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary