Архитектурная бионика

Архитектурная бионика

Архитектурная бионика, или биотек - новое направление в архитектуре, которое находится в процессе становления и задает вектор развития архитектуры вперед на долгие годы. В связи со своей относительной новизной этот стиль еще недостаточно изучен и требует четкого осмысления. Уход от техногенного развития общества в сторону создания экологичного равновесия с природой создает актуальность архитектурной бионики и ее исследования. В статье рассматриваются основные направления развития архитектурной бионики и проблемы, стоящие на пути ее развития.

Авторы публикации

Рубрика

Архитектура, дизайн, строительство

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 6 (51), февраль ‘22

Поделиться

Хотя современная бионика как наука сформировалась в 60-е годы 20 века, подражание природе в архитектуре и прослеживается и в египетских храмах Луксора и Карнака, и в капителях и колоннах древнегреческих ордеров, во внутреннем убранстве готических соборов и в шатрах и куполах русских церквей. Великий гений Возрождения Леонардо да Винчи стремился использовать природные формы при проектировании летательных аппаратов.

В современной бионике выделяют три направления:

- Биологическое, где рассматриваются процессы внутри биологических систем.

- Теоретическое. Здесь создаются компьютерные математические модели

биологических процессов.

-Техническое. Отвечает за воплощение созданных бионических моделей в жизнь с помощью построения инженерных сооружений или машин

Архитектурная бионика в силу своей научно-прикладной специфике находится на стыке теоретического и технического направлений.

Возникновение стиля биотек во многом предопределено развитием общества. Бурный технический прогресс 20 века, повсеместное применение машин, мощная индустриализация и как следствие, урбанизация, массовое строительство типовых бетонных многоэтажек привело к тому, что человечество оторвалось от природы и создало свою среду обитания, сделанную из бетона, стекла и пластика, наполненную смогом от выхлопных газов и заводских труб. И чем сильнее синтетическая природа захватывала живую, тем сильнее проявлялась глубинная, подсознательная тоска человека по естественной, природной гармонии. Поиски баланса, «золотой середины» в отношении человека и природы привели к многочисленным движениям в защиту природы, популяризации экологического образа жизни, питания, природосберегающих технологий, топлива и т.д.

Одним из таких способов возвращения к природе, осознания места человека в окружающей среде явилась архитектурная бионика. Биотек воплощает философскую концепцию, смысл которой — создать новое пространство для жизни человека как творения природы, объединив принципы биологии, инженерного дела и архитектуры.

Биотек Нового времени берет свое начало на стыке 19 и 20 веков, в первую очередь это работы великого Гауди, природные элементы и принцип гармонии с природой прослеживаются во всех его творениях, самыми известными являются Собор Святого Семейства и парк Гуэль в Барселоне. Гетеанум Рудольфа Штайнера, австрийского философа, основателя антропософии, драматурга, оккультиста и, по совместительству архитектора. Здание, возведенное в 1920 г. в швейцарском Дорнахе как центр антропософского движения, с его отсутствием острых углов и плавными формами органично вписывается в окружающий холмистый ландшафт. В США основоположниками биотека был архитектор Фрэнк Ллойд Райт в 1939 году. По его словам, архитектурное сооружение должно быть похоже на живой организм, который растет в соответствии с законами природы, в гармонии с окружающей средой. Это единство искусства, науки и религии он назвал органической архитектурой. В эпоху господства строгих форм неоклассицизма эти тезисы прозвучали совершенно неожиданно и ново.

Самые известные архитекторы, создавшие проекты зданий в стиле биотек: Грег Линн, Кен Янг, Майкл Соркин, Фрай Отто, Ян Каплицкий, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава и Норман Фостер. Среди их работ несколько общественных зданий, например, Национальный космический центр Великобритании, Город искусств и наук в Валенсии, Художественный музей Милуоки, Лондонский «Корнишон». Встречаются также и жилые дома, например, «Наутилус» в Мексике.

Здания в стиле биотек часто несимметричны, имеют форму коконов, деревьев, паучьей сети — всего того, что встречается в живой природе. Можно встретить дома, похожие на раковины моллюсков, или постройки, повторяющие контуры яйца. При этом природные формы могут заимствоваться по-разному:

● Пространство организуется в виде форм, наблюдаемых в неживой природе. Пример — стадион в Пекине, построенный к Олимпийским играм 2008 г, выполненный в виде птичьего гнезда.

● Здания повторяют формы животных, людей или частей их тел (зооморфизм, антропоморфизм), а также растений (фитоморфизм). Пример — гостиница в виде медузы, которую спроектировал Майкл Соркин.

● Производятся материалы, подобные природным структурам (в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций).

Стандартом для современных реализованных проектов в стиле Биотек являются применение солнечной энергии для питания и освещения здания, вентиляция и кондиционирование воздуха осуществляется без дополнительных затрат электричества, а только за счет использования воздушных камер внутри сооружения. Например, башня Агбар в Барселоне.  Среди новых проектов. Ожидающих своего воплощения в жизнь можно отметить комплекс «Anti Smog» бельгийского архитектора Винсена Каллебо. Состоящий из двух отдельно стоящих сооружений-яйцеобразной «солнечной капли» и вертикальной «ветряной башни», комплекс благодаря фотоэлектрическим панелям и покрытию титановыми белилами должен очищать воздух и генерировать электрическую энергию в «ветровой башне».

Таким образом, на основе сказанного, можно вывести принципы, на основе которых создаются архитектурные сооружения с элементами бионики.

1) Архитектурная постройка должна органично вписываться в ландшафт, образовывать с ним одно целое. Даже необычное, контрастное здание должно сочетаться с окружающей его средой. Справиться с этой задачей могут только действительно одарённые архитекторы.

2) Архитектурной бионике должна быть свойственна мимикрия. То есть, здание должно буквально парить, растворяться в природе, не выступая ярким акцентом. Несложно заметить, что это положение вытекает из первого и состоит с ним в тесной связи.

3) Сооружения данного стиля должны сочетать в себе природные и высокотехнологичные материалы.

4) Зданиям должны быть присущи природные формы. Силуэты сооружений должны быть плавными и обтекаемыми, реже строгими и с острыми углами, имитирующими кристаллы.

Список литературы

  1. Прядко И.П. Применение логики при решении задач энергообеспечения зданий: некоторые аспекты использования логики релейно-контактных схем в сфере строительства // Вестник МГСУ. 2013. № 11. С. 248–255.
  2. Лебедев Ю. С. Архитектурная бионика. М.: Стройиздат, 1990. 269 с.
  3. Дедюхова И. Био-тек. [Электронный ресурс]: Библиотека технического портала. Режим доступа: http://tehlib.com/arhitektura/bio-tek/ (дата обращения: 21.01.2022).
  4. Бирюков Б.В., Прядко И.П. Применение логики в градостроительстве: трудный путь обретения // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2014. № 2. С. 76–87

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary