ПОНЯТИЕ ПСИХОТРАВМИРУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ В РАМКАХ СТАТЬИ 106 УК РФ

ПОНЯТИЕ ПСИХОТРАВМИРУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ В РАМКАХ СТАТЬИ 106 УК РФ

Авторы публикации

Рубрика

Уголовное право

Просмотры

10

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 6 (51), февраль ‘22

Дата публикации 02.02.2022

Поделиться

В статье рассматривается определение «психотравмирующая ситуация» как признак объективной стороны ст. 106 УК РФ. Анализируются различные виды психотравмирующей ситуации.

Психотравмирующая ситуация в рамках объективной стороны преступления убийства матерью новорожденного ребенка заслуживает особого внимания.

Недостаточность разработанности понятия «психотравмирующей ситуации», отсутствие единого закрепленного в нормативно-правовом акте данного понятия обуславливает, так или иначе, возникновение трудностей в правоприменительной практике.

Убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации определяется педиатрическим критерием новорожденности, соответственно, периодом, когда после окончания родов прошло от одних суток до двадцати восьми суток. Бычков С.Н. определяет данную ситуацию, как своеобразный нервный срыв [1, с. 90], вместе с тем, Зимина У.Е. подразумевает под указанным понятием эмоциональную напряженность, которая совместно с какими-либо жизненными условиями способна подтолкнуть мать к совершению преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ [2, с. 160]. Е.С. Савельева подчеркивает, что психотравмирующая ситуация возникает не одномоментно, а постепенно, имея нарастающий эффект, посредством воздействия на мать отрицательных эмоций [2, с. 160]. Кротких С. А. описывает данное состояние следующим образом: ситуацию можно расценивать как психотравмирующую только после тщательного анализа взаимодействия личности и, непосредственно, данной ситуации, при этом решающее значение приобретает психологическое воздействие, которое впоследствии формируется в сознании субъекта [3, с. 132].

В медицинской литературе, а именно в психиатрии, понятие «психотравмирующая ситуация» применяется как «психотравма» или же «психологическая травма», что, в свою очередь, означает разнообразные повреждения, расстройства психики, нарушения ее нормального функционирования.

Наряду с этим, можно рассмотреть словосочетание «психотравмирующая ситуация», разделив его на два самостоятельных слова: «ситуация» и «психотравмирующая», при этом «ситуация» - сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение, а также однократность и неповторимость наступления множества событий, стечения всех жизненных положений, открывающихся восприятию и деятельности человека.

Следует отметить, что воздействовать на психику можно либо влиянием из внешней среды, либо внутренними убеждениями самой матери [4, с. 74]. Внешнее воздействие может быть обусловлено, например, неодобрением со стороны близких и друзей, уходом супруга из семьи, впоследствии, если девушка не оказывает ему внимания в том объеме, в котором оказывала его ранее, до рождения ребенка. Внутренними убеждениями же могут стать, например, испорченная после родового процесса фигура, так или иначе, фактическое ограничение свободы женщины в связи с необходимостью постоянного нахождения с новорожденным в целях его воспитания, содержания и т.д.

Кроме вышеперечисленного, психотравмирующие ситуации можно разделить на 4 группы:

  1. Семейно-бытового характера: конфликт с родителями или родственниками, проживающими совместно; злоупотребление одного из членов семьи алкоголем; измена супруга; бракоразводный процесс;
  2. Производственно-профессионального характера: условия труда, связанные с риском для жизни; с высокой степенью эмоционального напряжения; служебные конфликты;
  3. Ситуации, связанные с неудачно складывающимися жизненными обстоятельствами: собственная болезнь; угроза жизни; неудачные отношения; угроза позора; неуверенность в будущем.
  4. Ситуации смешанного характера: сочетание вышеуказанных обстоятельств между собой.

Психология изучает такие реакции организма человека как стресс, кризис, психологическая напряженность, растерянность [5, с. 7]. Данные состояния снижают способность лица понимать цель или значение своих действий или руководить ими, что является смягчающим обстоятельством.

Состояние выраженной эмоциональной напряженности, вызванной действием психотравмирующей ситуации, определяет во многом аффективную мотивацию, что создает риск невозможности адекватно оценить окружающую действительность и свои действия, ограничивает способность контролировать поступки и прогнозировать их возможные последствия. Матери в таких случаях совершают импульсивные убийства новорожденного с последующими нелепыми попытками скрыть содеянное.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что психологическое содержание психотравмирующей ситуации чрезвычайно разнообразно, но во многом определяется общей системой ценностей личности, реакцией на неблагоприятные воздействия на нее. Целесообразно обозначить границы психотравмирующей ситуации разработав пленум Верховного суда РФ и определить ее как конкретный перечень обстоятельств, способных оказать влияние на психическое состояние матери в виде внешнего или внутреннего критерия, выраженное определенным эмоциональным состоянием.

Список литературы

  1. Бычков С.Н. Дискуссионные вопросы квалификации убийства матерью новорожденного ребенка // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (74), 2017. - 90 с.
  2. Зимина У.Е. Некоторые вопросы квалификации убийства матерью новорожденного ребенка // Инновационная наука № 11, 2015. – 160с.
  3. Кротких С. А. Проблемы толкования и применения нормы об убийстве матерью новорожденного ребенка // Материалы III Междунар. науч. конф. Актуальные вопросы юридических наук, 2017. – 132с.
  4. Лукомская А.С. Понятие психотравмирующей ситуации в ст. 106 УК РФ // Вестник Оренбургского государственного университета № 3, 2011. – 74с.
  5. Мельникова, М. Л. Психология стресса: теория и практика [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / М. Л. Мельникова ; Урал. гос. пед. ун-т ; науч. ред. Л. А. Максимова. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018. – 7с.
  6. Савельева, Е. С. Убийство матерью новорожденного ребенка: проблемы квалификации // Молодой ученый № 28, 2021г. – 117с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее