Краткосрочные выезды осужденных за пределы мест лишения свободы

Краткосрочные выезды осужденных за пределы мест лишения свободы

В данной статье рассматривается большое значение института краткосрочных выездов осужденных за пределы исправительного учреждения. Выделяются отдельные основные проблемные аспекты сферы правового регулирования института выездов, а также ведущие направления по его совершенствованию в целях увеличения его эффективности.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 11 (13), май ‘21

Поделиться

Лишение свободы является наиболее суровым из наказаний за совершенное преступление, поскольку оно связано с изоляцией осужденного из повседневной свободной жизни. За то время, пока осужденный отлучен от внешнего мира, он теряет социальные связи с родственниками, друзьями и близкими. Также важнейшим является и сам фактор изменения окружающей действительности с новыми информационными, социальными, экономическими и культурными особенностями, поскольку происходят глобальные изменения в психике осуждённого. После освобождения из мест лишения свободы, бывшему осужденному необходимо проходить период адаптации к обычной жизни.

В соответствии с вышесказанным, важным является вопрос правовой регламентации краткосрочных выездов осужденных из исправительных учреждений. Следует заметить, что выезд за пределы из мест лишения свободы попадает в определенную группу законных интересов осуждённых. В данном аспекте законный интерес осужденного рассматривается как совокупности двух факторов: его желания краткосрочно покинуть место лишения свободы, а также обязательное условие соответствующего поведения с его стороны [5, с. 69].

Можно сделать вывод, что в дозволении краткосрочных выездов также заключается суть ограничения свободы как наказания. Однако у таких выездов есть и иное направление. При более детальном рассмотрении данного вопроса можно придти к выводу, что выезды приводят к благотворному влиянию на осужденного, поскольку помогают сохранению социальных связей [7, с. 19]. Происходит осуществление положительного влияния на его исправление, оказание ему социальной помощи.

Это доказывает и блок в «Правилах Манделы», который посвящен сохранению и развитию социальных связей осужденных с внешним миром [10]. Так, в п. 106 данного документа отдельно подчеркивается необходимость сохранности и укрепления связи осужденного с его семьей в процессе исполнения наказания. В п. 107 указано, что с самого начала отбывания срока заключенным должны быть созданы условия для его будущего после тюрьмы, в том числе организация всех полезных социальных связей во внешнем мире.

В соответствии со смыслом норм рассматриваемого документа, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день на международном уровне особое внимание акцентируется на комплексную систему исполнения наказания осужденных, за отсутствием полного исключения их участия в социальных процессах. Напротив, особое внимание должно уделяться развитию уже имеющихся институтов, направленных на поддержание положительных социальных связей, и в том числе особенное значение имеют выезды из исправительного учреждения.

В международном уголовно-исполнительном законодательстве уделяется особенное внимание правовой регламентации института краткосрочных выездов заключенных к лишению свободы, в связи, с чем можно выделить ряд благоприятных аспектов.

В частности, нет строгих требований к причинам для предоставления возможности выездов, перечень таковых причин не является ограниченным и основанием для выезда заключенного может иметь различный характер: семейный, медицинский, профессиональный, и другой. Так, например, в Республики Молдова частым основанием для выездов является причина обучения; в Швейцарии распространены выезды с целью заключения брака; в США осуществляются выезды в целях трудоустройства: проведения собеседований, ознакомления с будущим рабочим местом и так далее [1, с. 23].

В то же время в зарубежных странах особое внимание уделяется регламентации порядка предоставления выездов, среди которых: в Германии и Норвегии для доступности выезда из мест заключения осужденный должен отбыть определенный временной интервал в заключении без возможности выезда; в Таджикистане запрещен выезд заключенных, наказанных за преступления, которые они совершили в течении периода отбывания наказания в виде лишения свободы; в иных зарубежных странах зачастую присутствует требование обязательного соответствия цели отбытия, ее полезности с точки зрения дальнейшей стимуляции осужденного к правопослушному поведению.

В нашей стране законодательной основой для предоставления краткосрочных отъездов осужденных является ст. 97 Уголовно-исполнительного кодекса РФ «Выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений», а также XVIII раздел «Порядка разрешения осужденным выездов за пределы ИУ» Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В ст. 97 УИК РФ строго регламентированы основания для предоставления осужденным выездов за пределы исправительного учреждения, в соответствии с которыми можно выделить виды выездов осужденных в РФ. В соответствии с п. 1 ст. 97 УИК РФ выделяются:

  • краткосрочные выезды общей продолжительностью до 7 суток, (не считая времени на проезд), связанные с исключительными обстоятельствами в личной жизни осужденного;
  • выезды в целях предварительного решения вопросов по трудовому и бытовому дальнейшему устройству осужденного после освобождения;
  • продолжительные выезды на время ежегодного оплачиваемого отпуска.

При этом следует отметить, что, в России, как показывает практика, предусмотренный перечень исключительных оснований для выезда является исчерпывающим. Как правило, среди таких причин выделяют тяжелую болезнь или смерть близкого родственника; чрезвычайное происшествие, стихийное бедствие, которое нанесло значительный материальный ущерб осужденному или семье осуждённого. В связи с этим в качестве практической рекомендации выступает акцентирование деятельности институтов исполнения наказаний на расширении существующего перечня оснований для краткосрочных выездов осуждённых на границы места лишения свободы.

Опираясь на зарубежный опыт, можно сделать вывод о том, что к таким особым личным основаниям, возможно, отнести следующие:

  • семейные (например, регистрация брака, рождение детей);
  • гражданско-правовые (например, принятие наследства либо иная защита имущественных прав, предполагающая необходимость участия осуждённого) и др.

В то же время одновременно с расширением перечня обстоятельств для выезда необходимо рассматривать и вторую сторону законного интереса осужденного на краткосрочный выезд – его поведение. Оценке необходимо должны подвергаться личностные качества подсудимого, степень его исправления по мере отбытия наказания, а также тщательный прогноз поведения осужденного при покидании места лишения свободы.

Вопрос кратковременного отъезда осуждённого из мест лишения свободы является довольно сложным. Однако нельзя не отметить огромного благоприятного влияния выездов на личность подсудимого, что приводит к дополнительной тщательной проработке данного вопроса.

Особенно важным направлением в данном вопросе является проблема взаимосвязи охраны материнства и детства и женщин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Женщинам предоставляется 15 суток для возможности выезда в целях устройства ребенка в детский дом или для осуществления процедуры передачи родительских прав (или опеки) родственникам. Женщинам, имеющим несовершеннолетних детей с инвалидностью, разрешается отлучаться из исправительного учреждения для того чтобы навестить детей (один выезд в год).

Значимость рассмотренных положений для женщин высока как для матерей, так и для детей. Возможность выезда к ребенку стимулирует родителя к дальнейшему правомерному поведению, а также сохранению детско-родительских отношений.

Однако данные меры распространяются лишь на матерей, что дискредитирует равенство в правах обоих родителей по отношению к своим детям. Таким образом, важным является вопрос распространения этих норм в отношении отцов [4, с. 16].

Процедура разрешения и соответственного предоставления возможности выезда за пределы исправительного учреждения осуществляется на основании раздела XVIII ПВР ИУ. В соответствии с п. 113 разрешение на выезды различной длительности за пределы исправительного учреждения предоставляется начальником данного учреждения на основании письменного заявления и оформляется приказом по исправительному учреждению.

В соответствии со сказанным, еще одним возможным направлением в развитии вопроса о краткосрочных выездах осужденных, является предусматривание мер, направленных на конкретизацию процедуры принятия решения о выезде осужденного. В частности, осуществление такого решения должно происходить коллегиально. В состав коллегии должны входить лица, которые являются непосредственными участниками в исправительно-воспитательном процессе осужденного, в отношении которого принимается решение, а поэтому знают особенности его личности и могут спрогнозировать влияние выезда на его будущее поведение как в период непосредственного пребывания за пределами исправительного учреждения, так и после прибытия обратно.

Наряду с вышеперечисленными аспектами необходимо предусмотреть и систему рисков, которая позволила бы классифицировать осуждённых по критерию влияния выезда на их дальнейшее поведение и, в общем, на его исправительный процесс в условиях исправительного учреждения.

Таким образом, анализ нормативных положений, несмотря на детальность регламентации порядка предоставления выездов для осуждённых за пределы исправительного учреждения, позволяет акцентировать внимание на ряде недостатков данной регламентации, а также определить комплекс направленных мер по совершенствованию, способствующих, в свою очередь, процессу повышения эффективности его применения.

Список литературы

  1. Ст. 97 УИК РФ. Выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rospravosudie.com/law/Статья_97_ УИК_РФ. Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации». Российская газета. – 16.01.1997. – № 9.
  2. Правила Манделы. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными. сост. А. П. Букалов. ‒ Харьков: Права человека, 2015. ‒ С. 35.
  3. Соколов А. А. Предоставление осужденному выездов за пределы исправительных учреждений. Преступление и наказание. 2006. № 5. С. 23.
  4. Бабаян, С. Л. Зарубежный опыт применения поощрительных институтов в пенитенциарных учреждениях. С. Л. Бабаян. Российский следователь. – 2016. – № 14. – С. 47–50.
  5. Дендебер, С. Н. Проблемы регулирования и практика применения института выездов осужденных за пределы исправительного учреждения. С. Н. Дендебер. Человек: преступление и наказание. – 2012. – № 1. – С. 34–37.
  6. Иванова, С. В. Формы осуществления родительских прав и исполнения обязанностей лицами, осужденными к лишению свободы. С. В. Иванова, К. В. Юнусова. Семейное и жилищное право. – 2014. – № 6. – С. 11–18.
  7. Новиков, Е. Е. О понятии механизма уголовно-исполнительного регулирования. Е. Е. Новиков. Вестник Кузбасского института. – 2016. – № 3. – С. 55–61.
  8. Соколов, А. А. Проблемы реализации законных интересов осужденных к лишению свободы. А. А. Соколов. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2012. – № 1. – С. 16–18.
  9. Пяткевич И. К, Стариков В. И. Правовые и организационных вопросы выездов осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений: Учеб пособие М., 1999. С. 13-14.
  10. Букалов А.П. Правила Манделы. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными. сост. А. П. Букалов. – Харьков: Права человека, 2015. – 40 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary