Межэтнические отношения – это целый комплекс объективно существующих и субъективно переживаемых отношений между этносами (народами), охватывающие собой все уровни и сферы общественной жизни.
В настоящее время одной из актуальных проблем является «объединение многообразия» — гармонизации межнациональных отношений, совмещение различных этнических групп в полиэтническое сообщество с намерением сохранить их культурную самобытность и поддержание внутренней общности, разработки различных форм мирных взаимодействий различных этнических групп с целью решения стоящих перед обществом задач. Межэтнические отношения можно определить как взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни.
В структуре межэтнических отношений выделяют три уровня:
- институциональный;
- межгрупповой;
- межличностный.
Этносоциальные процессы в современной России происходят на фоне современного развития общества и значительного распада государственной структуры, характеризующейся значительной региональной спецификой, в частности тем, что основными субъектами национальной политики на самом деле являются местные органы власти.
В настоящее время этносоциологические исследования ведутся как всероссийскими, так и региональными исследовательскими центрами, а также на основе их совместной работы [1].
Существующая на сегодняшний день ситуация сближение многоэтнических отношений является предметом ряда диссертационных исследований – докторских диссертаций Г.Т. Галиева и В.А. Кудрина, в которых данная проблема рассматривается в контексте социального управления и социальных технологий разрешения этнических разногласий.
Проблема поддержания гармоничных межэтнических отношений. Как пример создания оптимальных отношений применим экспериментальное исследование Дж. Фиарон и Д. Лейтинг, которые показали, что вероятность появления различных «дефектов» в межнациональных отношениях не исключена. Однако, если желание участников диалога сохранить сложившуюся ситуацию в условиях мира, создание гармоничных полиэтнических отношений должно сохраняться как основная политику «правильного» поведения [2].
Социологи, на основе всевозможных фактов, отвергают возможность построения межнациональных отношений по принципу преобладания психологической напряженности, доминирования, говоря о том, что необходим поиск совместного подхода, который несомненно приведет к формированию «третьей культуры» [3].
Концепция «третьих культур» — это транзакционная модель коммуникации, которая выходит за рамки простого понимания или «уважения» культурных различий, которая, в свою очередь, объединяет элементы каждой из первоначальных культур участников по-новому.
При изучении отношений многообразных народов в этносоциологии пользуются понятиями этнических и межэтнических установок.
Этнические установки – это установки, которые имеют место быть, когда человек, действуя в любой сфере, осознает, оценивает и поступает как личность, включенная в этническую группу.
Межэтнические установки – это установки на взаимодействие с другими этническими общностями в любой сфере жизнедеятельности и в любом виде.
Социальные психологи и социологи выделяют следующие группы взаимозависимых факторов, влияющих на межэтнического взаимодействие:
- исторические;
- политические;
- социально - структурные;
- культурные;
- социально - психологические;
- ситуативные.
Основополагающим фактором, влияющим на межэтнические отношения, выступает исторически сложившийся государственный строй, который в прошлом и настоящем оказывает свое влияние на отношения между населением.
Среди исторических факторов, влияющих на поликультурное взаимодействие, несомненно, важное значение имеет три класса явлений. Первый - это и есть тот самый ход исторических событий, который складывался в отношениях народов. Вторым – это исторические события, которые становятся символом в ходе современных отношений. Третий - особенности историко-социального развития народа, включенного в контакт [4].
Народы, как большие социaльные группы, вступaют во взaимoдействие, в результате определенных исторических обстоятельств. В случае возникновения межнациональных разногласий, в первую очередь, обращают внимание на, насильственное присоединение, завоевания, колониальное прошлое. В памяти народа, нередко, большое внимание уделяется событиям, служащим сплачивающим фактором, но, при этом, нередко они же и «разделяют» его с другими этносами.
Срeди группы социальных факторов, влияющих на этнические отношения, следует выделить следующие наиболее значимые:
- Взаимосвязь социальной и этнической стратифицированности.
- Воздействие социально-структурных изменений.
- В процессе социальной мобильности этнический фактор играет важную роль.
Социально-психологические феномены – это толерантность в межэтнических взаимоотношениях. К примеру, под «толерантностью» понимается не только индифферентное отношение общению людей, но и согласие на взаимную толерантность и принятие других людей такими, какие они есть, и желание взаимодействовать с ними [5].
От положения межэтнических отношений зависит политическая обстановка в полиэтничном государстве. Если в условиях межнационального согласия и мира политическое положение в поликультурном обществе обрисовывается стабильностью. В случае когда отношения среди различных народов напряжены и имеют неразрешенные ситуации, то это существенно расшатывает политическую обстановку в целом и дестабилизирует общественное развитие.
Из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов:
- Гармония полиэтнических отношений зависит, в первую очередь от самого населения. От отношения к другим народам, их роду деятельности, их культуре и обычаям.
- От статуса отношений среди разных этносов зависит политическая обстановка внутри местности, на которой они проживают (страна, республика, регион).
- Государство, как орган, имеющий, непосредственную власть, обязан наблюдать за поведением коренного и приезжающего населения, во избежании конфликтов среди них.
- Необходимо внедрение образовательных программ для формирования религиозной и этнической толерантности или морально-нравственном воспитании.
Список литературы
- Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения. – Спб., 2008.
- Лебедева, Н. М. Культура как фактор общественного прогресса / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. — М. : Юстицинформ, 2009.
- Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология. Практикум : учеб, пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2013.
- Татарко, А. Н. Методы этнической и кросс-культурной психологии / А. Н. Татарко, Н. М. Лебедева. — М. : ИД ВШЭ, 2011.
- Платонов, Ю.П. Этнопсихология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю.П. Платонов. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 240 c.
- Андреев, И. Тамтам сзывает посвященных. Философские проблемы этнопсихологии / И. Андреев. - М.: Прогресс-традиция, 2019. - 134 c.
- Белик, А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии / А. Белик. - Москва: РГГУ, 2018. - 309 c.