Психологические факторы гармонизации межэтнических противоречий

Психологические факторы гармонизации межэтнических противоречий

Стaтья посвящена изучению психoлогических факторов, изучающие вопросы, гармонизации межэтнических противоречий. Особое внимание уделяется вопросам разрешения конфликта между различными этносами, политическому положению государства при статусе отношений народов, проживающих на одной территории, упразднения разногласий.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (50), февраль ‘22

Дата публицакии 30.01.2022

Поделиться

Межэтнические отношения – это целый комплекс объективно существующих и субъективно переживаемых отношений между этносами (народами), охватывающие собой все уровни и сферы общественной жизни.

В настоящее время одной из актуальных проблем является «объединение  многообразия» — гармонизации межнациональных отношений, совмещение различных этнических групп в полиэтническое сообщество с намерением сохранить их культурную самобытность и поддержание внутренней общности, разработки различных форм мирных взаимодействий различных этнических групп с целью решения стоящих перед обществом задач. Межэтнические отношения можно определить как взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни.

В структуре межэтнических отношений выделяют три уровня:

  1. институциональный;
  2. межгрупповой;
  3. межличностный.

Этносоциальные процессы в современной России происходят на фоне современного развития общества и значительного распада государственной структуры, характеризующейся значительной региональной спецификой, в частности тем, что основными субъектами национальной политики на самом деле являются местные органы власти.

В настоящее время этносоциологические исследования ведутся как всероссийскими, так и региональными исследовательскими центрами, а также на основе их совместной работы [1].

Существующая на сегодняшний день ситуация сближение многоэтнических отношений является предметом ряда диссертационных исследований – докторских диссертаций Г.Т. Галиева и В.А. Кудрина, в которых данная проблема рассматривается в контексте социального управления и социальных технологий разрешения этнических разногласий.

Проблема поддержания гармоничных межэтнических отношений. Как пример создания оптимальных отношений применим экспериментальное исследование Дж. Фиарон и Д. Лейтинг, которые показали, что вероятность появления различных «дефектов» в межнациональных отношениях не исключена. Однако, если  желание участников диалога сохранить сложившуюся ситуацию в условиях мира, создание гармоничных полиэтнических отношений должно сохраняться как основная политику «правильного» поведения [2].

Социологи, на основе всевозможных фактов, отвергают возможность построения межнациональных отношений по принципу преобладания психологической напряженности, доминирования, говоря о том, что необходим поиск совместного подхода, который несомненно приведет к формированию «третьей культуры» [3].

Концепция «третьих культур» — это транзакционная модель коммуникации, которая выходит за рамки простого понимания или «уважения» культурных различий, которая, в свою очередь, объединяет элементы каждой из первоначальных культур участников по-новому.

При изучении отношений многообразных народов в этносоциологии пользуются понятиями этнических и межэтнических установок.

Этнические установки – это установки, которые имеют место быть, когда человек, действуя в любой сфере, осознает, оценивает и поступает как личность, включенная в этническую группу.

Межэтнические установки – это установки на взаимодействие с другими этническими общностями в любой сфере жизнедеятельности и в любом виде.

Социальные психологи и социологи выделяют следующие группы взаимозависимых факторов, влияющих на межэтнического взаимодействие:

  1. исторические;
  2. политические;
  3. социально - структурные;
  4. культурные;
  5. социально - психологические;
  6. ситуативные.

Основополагающим фактором, влияющим на межэтнические отношения, выступает исторически сложившийся государственный строй, который в прошлом и настоящем оказывает свое влияние на отношения между населением.

Среди исторических факторов, влияющих на поликультурное взаимодействие, несомненно, важное значение имеет три класса явлений. Первый - это и есть тот самый ход исторических событий, который складывался в отношениях народов. Вторым – это исторические события, которые становятся символом в ходе современных отношений. Третий - особенности историко-социального развития народа, включенного в контакт [4].

Народы, как большие социaльные группы, вступaют во взaимoдействие, в результате определенных исторических обстоятельств. В случае возникновения межнациональных разногласий, в первую очередь, обращают внимание на, насильственное присоединение, завоевания, колониальное прошлое. В памяти народа, нередко, большое внимание уделяется  событиям, служащим сплачивающим фактором, но, при этом, нередко они же и «разделяют» его с другими этносами.

Срeди группы социальных факторов, влияющих на этнические отношения, следует выделить следующие наиболее значимые:

  1. Взаимосвязь социальной и этнической стратифицированности.
  2. Воздействие социально-структурных изменений.
  3. В процессе социальной мобильности этнический фактор играет важную роль.

Социально-психологические феномены – это толерантность в межэтнических взаимоотношениях. К примеру, под «толерантностью» понимается не только индифферентное отношение общению людей, но и согласие на взаимную толерантность и принятие других людей такими, какие они есть, и желание взаимодействовать с ними [5].

От положения межэтнических отношений зависит политическая обстановка в полиэтничном государстве. Если в условиях межнационального согласия и мира политическое положение в поликультурном обществе обрисовывается стабильностью. В случае когда   отношения среди различных народов  напряжены и имеют неразрешенные ситуации, то это существенно расшатывает политическую обстановку в целом и дестабилизирует общественное развитие.

Из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов:

  1. Гармония полиэтнических отношений зависит, в первую очередь от самого населения. От отношения к другим народам, их роду деятельности, их культуре и обычаям.
  2. От статуса отношений среди разных этносов зависит политическая обстановка внутри местности, на которой они проживают (страна, республика, регион).
  3. Государство, как орган, имеющий, непосредственную власть, обязан наблюдать за поведением коренного и приезжающего населения, во избежании конфликтов среди них.
  4. Необходимо внедрение образовательных программ для формирования религиозной и этнической толерантности или морально-нравственном воспитании.

Список литературы

  1. Белик, А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии / А. Белик. - Москва: РГГУ, 2018. - 309 c.
  2. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения. – Спб., 2008.
  3. Лебедева, Н. М. Культура как фактор общественного прогресса / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. — М. : Юстицинформ, 2009.
  4. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология. Практикум : учеб, пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2013.
  5. Татарко, А. Н. Методы этнической и кросс-культурной психологии / А. Н. Татарко, Н. М. Лебедева. — М. : ИД ВШЭ, 2011.
  6. Платонов, Ю.П. Этнопсихология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю.П. Платонов. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 240 c.
  7. Андреев, И. Тамтам сзывает посвященных. Философские проблемы этнопсихологии / И. Андреев. - М.: Прогресс-традиция, 2019. - 134 c.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary